Роль игры в обучении младших школьников
проект на тему

значение игры в обучении младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isprav_rol_igry_v_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx109.07 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

Кафедра: Начальное образование

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «Методика воспитания и обучения »

тема:  «Роль игры в обучении младших школьников»

Выполнила  студентка:

__2__группы  __2_ курса

__заочной__формы обучения

          факультета  психологии

Артемова Елена Николаевна

 Научный руководитель:

Доцент, к. пед. наук Бойко Ирина Николаевна

Дата защиты: «_»__________ 2017г

Оценка: ______________________

             

Регистрационный номер_____

Дата регистрации_________

Москва

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        7

1.1.        Особенности психического развития младших школьников        7

1.2.        Роль игры в воспитании школьников        13

1.2. Понятие «кейс-технологии» и их значение в обучении        16

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ        24

2.1 Планирование исследования. Связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников        24

2.2.        Используемые кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета………..        27

2.3.        Анализ эффективности применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды при обучении речевому этикету        30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        39


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время основная сфера занятости человека – это работа, к которой мы готовим ребенка со школы. В современном мире профессии интеллектуального плана всё больше преобладают над ручным трудом. В первую очередь, это связано с ростом технологических инноваций и автоматизацией производства. Подобные преобразования повлияли также на выбор методов обучения в школьном учреждении.

Усложнение задач и содержания деятельности учителя диктует необходимость постоянного повышения эффективности процесса обучения школьников в контексте педагогической практики. С каждым годом технологии обучения совершенствуются и современному преподавателю необходимо идти в ногу со временем.

Наша страна, старающаяся интегрировать в мировое экономическое пространство, в настоящее время активно проводит ряд реформ и преобразований, которые касаются экономики России, права, всех сфер жизни социума и, соответственно, образования. Процессы, совершающиеся в образовательной политике Европы, формирование Болонского процесса во многом оказало положительное влияние на реформы отечественного образования, сроки, когда новые государственные образовательные стандарты (ГОС) третьего поколения должны будут реализоваться на практике, а также была определена структура, содержание в целом и методологические подходы в соответствие с ними.

Основная цель стандартов нового поколения – это формирование инновационной образовательной среды, которая будет способствовать развитию конгломерата «универсальных учебных действий». Которые, в свою очередь, обеспечивают компетенцию «обучить учиться», обучить быть готовым к условиям стремительно развивающегося современного мира и всех его преобразований.

Нужда формирования навыка учиться в принципе модифицирует характер взаимоотношений между педагогом и учеником, разрешает по-новому посмотреть на оптимизацию процесса обучения, переосмыслить имеющиеся методы обучения.

Эффективность системы современного школьного образования очень важна, так как с каждым годом происходят изменения в детских садах, начальной и средней школах, в вузах, что связано с общим увеличением темпа жизни, с жесткой конкуренцией на рынке труда. Поэтому строить воспитательно-образовательный процесс следует с использованием различных инноваций, включая игры, что активно способствует не только улучшению успеваемости каждого ребенка, но и помогает педагогу вывести школьников на уровень саморазвития и самообразования и, как следствие, хорошо подготовить учащихся к поступлению в школу.

Актуальность данного исследования: оптимальный способ донесения учебного материала до сознания учащихся. Мы выбрали данную тему, ввиду многочисленных методов преподавания, полагая, что в свете стремительных скачков в развитии общества, включая инновации в самых различных отраслях области науки, сфера образования в школьных учреждениях, использующая также инновационные технологии, в том числе, игры, также остро нуждается в глубоком исследовании. Как бы это глобально не звучало, оптимальные методы обучения в раннем детстве сказываются на дальнейшей судьбе каждого ребенка и формировании, таким образом, определенного общества в последующем, от чего зависит судьба человечества в принципе.

Изменение систем воспитания и обучения детей, вызванная требованиями настоящего общества, ставит перед современными педагогами задачу углубленного изучения законов обучения детей школьного возраста, его структуры, этапов формирования. Наиболее остро проблемы методов обучения разработаны в исследованиях М.Г. Голубчиковой, М.А. Дружининой, Т.С. Панина, Е.С. Полат, С.А. Харченко, Е.Н. Шимутиной и др.

Итак, в процессе обучения ребенка активную роль играют методы обучения, применяемые педагогом. В данной работе, мы исследуем и проанализируем основы внедрения в педагогическую практику игр для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном образовании.

Объект исследования: проблемно-ориентированная развивающая среда в школьном образовании.

Предмет исследования: эффективность использования игр с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников начальных классов.

Цель исследования: показать значение различных игр на уроках в начальной школе  для быстрого и понятного  усвоения материала, формирования определенных навыков, знаний.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать педагогическую литературу;
  2. Дать общую характеристику понятию «проблемно-ориентированная развивающая среда»;
  3. Изучить и проанализировать методы преподавания в школьных учреждениях путем использования игр;
  4. Рассмотреть особенности данной методики обучения;
  5. Выявить актуальность и эффективность применения игры на занятиях в школьном образовательном учреждении;
  6. Определить связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников;
  7. Анализ и описание результатов.

Проблема. Организация развивающей среды для школьников на сегодняшний день остается одной из актуальных психолого-педагогических проблем, несмотря на то, что исследуется различными авторами. Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для формирования познавательно-исследовательской деятельности и эффективного развития ребенка.

Гипотеза исследования. Применение при обучении игры способствует эффективному овладению и усвоению информации школьниками, включая активизацию их познавательно-исследовательской деятельности.

Использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический: анализ педагогической, методической литературы.
  1. Эмпирический.
  2. Интерпретационный: количественный и качественный анализ данных.

База исследования: учащиеся 3 «б» класса Правдинской средней общеобразовательной школы № 1 Пушкинского муниципального района.

Методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, наблюдение, тестирование, диагностика, обработка полученных данных.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы педагогами и специалистами при работе с детьми школьного возраста.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического описания.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Особенности психического развития младших школьников

Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. Приходится школьный младший возраст на период с 6 до 11 лет. [ Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4 С.33-44.]

 На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.

На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании школьной программы, отдельных занятий, выборе основных предметов, их целей, задач и технологий преподавания. Широко известны работы А.Н. Леонтьева, который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности. [Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3 –6.]

 В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие универсальных учебных действий. [Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990] 

Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни.

На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. [ Прохоренко Леся Ивановна Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития // JSRP. 2014. №1 (5) С.76-85.] У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с школьного возраста.[ Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М., 1988.]

Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка универсальные учебные действия, развить в нем способность мыслить, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей. Так, сложности целенаправленного развития универсальных учебных действий состоят в том, что для младших школьников характерной чертой является невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или действии. Детям в таком возрасте трудно и практически невозможно сосредоточиться на однообразной и неинтересной работе.

Также интересен тот факт, что в процессе интересной игры внимание ребенка очень сосредоточено и он непроизвольно способен запомнить большие объемы информации. Результатом соотношения между произвольной и непроизвольной формой внимания является воображение, которое также хорошо развито у младших школьников. Именно это психическое новообразование педагоги часто вовлекают в работу при проведении занятия. [Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 1991. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46с.]

Большой скачек в развитии воображения играет игра, которая является формой развития восприятия. В игровой форме деятельности используют замещающую деятельность, различные предметы – заместители. В процессе игры формируется творческое объединение детей. В ходе игры важно то, что ребенок выполняет определенные роли, подчиняется определенным правилам, устанавливает свои правила и отношения в пределах группы. [Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова.  - М., 1990 ]

При помощи игры формируется также интерес к миру взрослых. В понимании ребенка, он должен учиться жизни именно у взрослого, близкого ему человека. Совместные игры детей и взрослых, особенно родителей, крайне важны для полноценного развития ребенка, установления доверительных отношений. После частичного познания поведения взрослого у ребенка формируется мотивация к познанию и всего окружающего мира, установлению общих закономерностей.

Таким образом, появляется ряд возможностей, при помощи которых становится возможным дальнейшее воспитание ребенка, а также формирование у него доброжелательного отношения, любви к близким, друзьям, формируется понятие долга, чести, ответственности. Важным этапом является формирование эмоционального сопереживания, отзывчивости. Также знакомство ребенка с окружающей действительностью происходит посредством продуктивных видов деятельности. В ходе таких видов деятельности развивается восприятие, мышление, воображение. [Т.Ю.Андрущенко., Н.В.Карабекова. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.]

Ребенок в младшем школьном возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир. Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку и оценку, как качественную, так и количественную.

Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка, способность мыслить, рассуждать, анализировать факты, сопоставлять их, делать логические умозаключения. Эти навыки являются одними из основных средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой.

Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в младшем школьном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка. [Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997]

Широко известны работы Н.Н. Поддъякова, который экспериментальным путем доказал, что у ребенка в младшем школьном возрасте интенсивно формируются различные навыки и умения. [ Прохоренко Леся Ивановна Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития // JSRP. 2014. №1 (5) С.76-85.] Они способствуют дальнейшему развитию личности ребенка и основным психическим процессам. Ребенок пытается анализировать всю полученную информацию, тщательно сопоставляет имеющуюся информацию, изучает свойства, детали предметов, ищет особенности, отличия и общие свойства отдельных предметов.

Часто ребенок пытается изменить предмет, воздействовать на него различными способами. Таким образом, формируется наглядно – действенное мышление, ребенок переходит от наблюдения к экспериментальным методам познания действительности.

Наглядно – действенное мышление является новой формой, точнее новой ступенью развития личности ребенка. Это подготовительный уровень, на котором происходит интенсивное накопление фактов и сведений об окружающем мире. В это время формируется своеобразная модель восприятия, которая является основой для дальнейшего формирования представлений и понятий. [Трошина Евгения Александровна Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №3 С.30-36.] Наглядно – образное мышление является предпосылкой к формированию новой более сложной модели мышления.

Таким образом, при наличии определенной базы ребенок уже стремится самостоятельно совершать поиск ответов на возникающие вопросы, решать проблемы и переходит на новую ступень развития. При этом практические действия предпринимаются редко. Ребенок переходит на следующую ступень развития, и именно в этот период ребенка важно заинтересовать, предложить ему средство, которое будет удовлетворять естественную потребность ребенка в исследовании, анализе, поиске собственного пути и способа решения. Одним из наиболее эффективных средств удовлетворения этой потребности младшего школьника является решение математических текстовых задач. [ Маклаков Анатолий Геннадьевич, Сидорова Александра Александровна Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. №4 С.33-44]

Особенностью младшего школьного возраста является тот факт, что в результате систематического обучения, детского коллектива, учителя интенсивно формируются и закрепляются черты, которые определяют ход развития личности. Ребенок в этом возрасте подвержен влиянию со стороны учителя. Во многом успешность у младших школьников зависит от того, насколько они заинтересованы занятием.

При высоком уровне заинтересованности, как правило, ребенок проявляет себя добросовестным, честным, хорошим человеком. В том же случае, если ребенка вовремя не заинтересовать, не направить его творческий потенциал в нужное русло, он может сформироваться эгоистичным, образцом и носителем зла и агрессии.

У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. Учитель выступает для школьника образцом, авторитетом и в глазах школьника выглядит старшим, умным, более знающим и умеющим. Учитель в понимании школьников младшего возраста всегда справедлив. Именно поэтому учителю так важно соблюдать моральный облик, следить за своей внешностью, проявлять культуру общения. Также важно, чтобы учитель всегда признавал свои ошибки. В лице учителя дети должны видеть в первую очередь друга.

  1. Роль игры в воспитании школьников

Игра для ребенка – смысл его жизни в школьном детстве. Это его убежище от страхов, поля сражений, многоугольник реализации фантазии, достижений и успехов, способ успокоения и выплеска эмоций, осуществление воображения и мечтаний. Там на первый план выходят желания, стремления, чувства, мысли и потребности ребенка, где он имеет возможность активно действовать в среде, в которой он живет. [Petrovska, Sonja and Sivevska, Despina and Cackov, Oliver (2013) Role of the Game in the Development of Preschool Child. Procedia, 92. p. 880.]

Они являются мощным инструментом для образования, потому что с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки. [ Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3 –6.]

Что характерно, в настоящее время современные дети, начиная с младшего школьного возраста, сильно увлечены компьютерными играми, сотовыми телефонами и очень редко по собственной инициативе играют в подвижные и спортивные игры. Таким образом, развивается гиподинамия – дети больше находятся в сидячем положении, меньше играют в активные подвижные игры, что оказывает существенное негативное влияние на формирование речевых навыков. [Жданова Л. У., Кульгарина Лилия Рамазановна Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений // Science Time. 2015. №5 (17) С.174-178.] В таком случае актуальны подвижные игры, которые способны помогать формированию даже речевой активности ребенка, развивая чувство координации, способствуя вырабатыванию хорошей реакции, уча действовать в соответствии с предложенным сценарием. Кроме того, они формируют представление об окружающем мире.

К тому же, в школьном возрасте внимание детей еще неустойчиво. Дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому игры являются оптимальным средством их обучения. Игра является обязательной частью жизни каждого ребенка, потому как это их естественная человеческая потребность. [Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. – 2008. № 7. – С. 9]  Она приносит радость, счастье и удовлетворение, и в то же время она представляет собой способ, посредством которого дети узнают о себе, о других, и мир, который их окружает; они приобретают навыки для создания социальных связей. Именно поэтому крайне важно, чтобы каждый ребенок имел достаточно времени для игры, как как очевидно, игра является неотъемлемой частью его жизни.

Классифицируются развивающие игры в соответствие с их типом, характером, содержанием и оформлением, что определяет их конкретные воспитательные задачи касательно возраста ребенка с учётом его развития и интересов. [Тузова B.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы. - СПб: КАРО, 2001. – 272 с.]  

Игра удовлетворяет биологические и психологические потребности детей и способствует их психическому, эмоциональному, социальному и нравственному развитию. Разные роли в играх, хоть это и плод фантазии ребенка, дают ему возможность получить личный опыт о понятиях «хорошо» и «плохо», о том, что является положительным, а что в поведении неприемлемо. [Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3 –6.] Игры являются важной формой развлечения для детей, с помощью которых ребенок учится самостоятельности, что имеет особое воспитательное значение. Они являются

мощным инструментом для образования, потому что с помощью игр дети приобретают знания, обогащают свой опыт и развивают навыки и привычки.

Что любопытно, в начале XX в. учёными проводились первые изыскания эмоциональности, которые явно показали психологам, что эмоциональный человек отличаются тем, что всё принимает «близко к сердцу» и яро реагирует на пустяки, а малоэмоциональный – обладает завидной выдержанностью. «Эмоциональность, определяющая эмоции при коммуникации, рассматривают как устойчивую черту личности, связанную с её темпераментом». [Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей ред. А.А. Бодалева – М.: Когито–центр, 2011. – С. 235].  Отталкиваясь от данных факторов, можно наиболее эффективно развивать ребенка посредством различных игровых методик, которые активно развивают эмоциональную сферу школьника.

Эмоциональные дети, зачастую, воспринимаются окружающими как гиперактивные, чью энергию при адекватном поведении ребенка с точки зрения психоэмоционального и неврологического состояния следует направлять в здоровое русло: отдавать на спортивные секции, организовывать подвижные игры, выводить на прогулки на свежем воздухе, где ребенок может легко передвигаться и т.д., при отклонении от нормы в здоровье малыша применяют фитотерапию или медикаментозное вмешательство совместно с работой детского психолога.

Если ребёнок пассивный и предельно спокойный, для него в основном необходимы интеллектуальные игры, или игры на мелкую моторику рук (мозаика, пазлы, кубики, конструктор), но чрезмерная пассивность также является тревожным показателем склонности к аутизму. [Тузова B.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы. - СПб: КАРО,

2001. – 272 с.]

В любом случае эмоции и их проявление являются индикатором психологического здоровья школьника.

Большое количество специальных игр сейчас разрабатывается педагогами и психологами для детей с ограниченными возможностями и проблемами в развитии.

Однако наиболее актуально, на наш взгляд, в соответствии с уровнем интеллекта учащихся, использовать в начальной школе такую форму игры, как кейс-технологии.

1.2. Понятие «кейс-технологии» и их значение в обучении

Под «кейс-технологией» понимается такой способ обучения, при котором обучающиеся рассматривают одну или несколько конкретных ситуаций или задач с целью усвоения теоретической информации и овладения навыками профессиональной деятельности. [ Голубчикова М.Г., Харченко С.А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие/ М.Г. Голубчикова, С.А. Харченко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО». 2012. С. 7]

В настоящий момент варианты применения кейс-технологии стали настолько разнообразны, что есть смысл говорить не об одной технологии, а о группе разнообразных способов обучения, в основе которых лежит кейс, или конкретная ситуация.

Кейс-технологии первоначально наиболее широко использовались в обучении экономике и бизнес наукам за рубежом. В переводе с латинского означает «casus» - запутанный, необычный случай; с английского «case» - портфель, чемоданчик. Данный метод обучения ведет свои корни из Гарвардской школы бизнеса в начале 20-го века. В 1920 г. После издания сборника кейсов, был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе. К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, большинство авторов относят следующие:

-        анализ конкретных ситуаций (АКС), включающий метод ситуационного анализа и метод ситуационных упражнений (СУ). Особенно актуально использования на занятиях проблемных ситуаций, благодаря которым «обеспечивается запоминание главного на занятиях, возбуждается интерес к изучаемой дисциплине и вырабатывается потребность к самостоятельному приобретению знаний». [Аминов И.Б., Номозов Ф.Ш., Бахриддинов Г. Научная статья: «Эффективность организации преподавания на основе инновационных технологий». Педагогика: Молодой ученый. Выпуск №1 (105). Январь 2016. С. 678]

-        метод кейсов;

-        метод «инцидента»;

-        «метод разбора деловой корреспонденции;

-        игровое проектирование;

-        метод ситуационно-ролевых игр;

-        метод дискуссии.

Из всех вышеперечисленных вариантов три последние относятся, в основном, к интеграции кейс-технологий в другие методы, в которых кейс способен играть роль способа организации динамичного взаимодействия в форме деловой игры, дискуссий либо при проектном обучении, включая создание проблемно-ориентированной развивающей среды. Стоит подметить, что, как правило, наилучший эффект можно достичь именно благодаря сочетанию методов. Непосредственно разделение процесса обучения на какие-либо отдельные составляющие, приемы, методы, технологии происходит не всегда чётко, так как большинство этих компонентов обучения включены друг в друга.

Что позволяет подвести следующий итог: кейс-технологии включают в себя разбор ситуаций или конкретных случаев, деловые игры. «Универсальность данной технологии состоит в том, что на занятиях используются описания конкретных ситуаций или случая, которые обучающиеся должны проанализировать, разобраться в сути проблемы, предложить возможные пути решения и выбрать лучшие из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале либо максимально приближены к реальной ситуации». [ Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс-технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

В современном российском образовании также начался процесс «деятельностного обучения»: к субъект-субъектному взаимодействию педагога и обучаемых в образовательном процессе. Современный рынок труда требует от образовательной системы существенных перемен, а именно, адаптировать образование, чтобы оно соответствовало темпу жизни и стремительному развитию инновационных технологий, а также, в последующем, требованиям работодателя к потенциальным сотрудникам - стремительная динамика в образовании, в свою очередь, озабочена поиском и разработками новых эффективных технологий.

Важно то, что инновационные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее школьника. Именно по этой причине, на наш взгляд, приобретает популярность использование кейс-технологий в начальной школе, внедрение которых позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Воспроизводящая активность, путем применения на занятиях кейс-технологий, по мнению специалистов, нацелена на восприятие, понимание и сохранение в памяти знаний и практическое применение умений. Творческая активность связана с задачами и проблемными ситуациями, требующими их исследования и решения. [Родак, И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / И.И. Родак // СПб.: Питер; Мир книг, 2012] И воспроизводящая, и творческая активность взаимно дополняют друг друга, находясь в единстве: «Знания, умения и навыки, приобретаемые школьниками в процессе усвоения программного материала, питают его творческую активность; в то же время творческая деятельность способствует более вдумчивому, сознательному и глубокому усвоению учебного материала».

Задачи школьного образования состоят в создании соответствующих условий для наиболее полного раскрытия возрастного потенциала и способностей каждого ребёнка. Данная установка регламентирована Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования (Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. № 665). [Приказ Министерства образования и науки РФ № 655. от 23.11.2009. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования»]

Новые образовательные стандарты школьного общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В современных условиях педагогам становится все труднее поддерживать интерес ребёнка к обучению в принципе. Мотивация к активной познавательной позиции ослаблена несколькими причинами. Во-первых, относительно у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, однако, вынуждены они все обучаться в одной группе. Во-вторых, маленьким детям в настоящее время требуется запоминать достаточно большой объем информации. В-третьих, передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, занимательной, и доступной форме привлекают детей в большей степени, чем современные учебники.

Поэтому перед педагогом в школьном учреждении стоит предельно трудная и ответственная задача: заинтересовать детей в учебной деятельности и сформировать у них познавательную активность, чтобы в последующем каждый ребенок проявлял большой интерес к учебе в школе, институте и пр. В противном случае учащийся может раз и навсегда приобрести нелюбовь к учебному процессу, который будет гораздо сложнее скорректировать и направить в позитивное русло в школе. На помощь воспитателям приходят кейсы как педагогические технологии.

Одним из достижений в сфере образования последних лет является активное внедрение и развитие интерактивного обучения, основанного на организации взаимодействия обучающихся друг с другом, в процессе которого происходит не только совместное решение поставленных учебных задач, но и динамичный обмен знаниями и личным опытом.

Так, Б. Синклейр подчеркивает, что интерактивное обучение способствует развитию у обучающихся самостоятельности, независимости, уверенности в собственной компетентности. [Sinclair B. The Teacher as Learner: Developing Autonomy in an Interactive Learning Environment // In Maintaining Control: Autonomy and Language Learning / eds. Richard Pemberton, Sarah Toogood and Andy. Hong Kong University Press, 2012.]

С.Б. Ступина указывает, что интерактивное обучение позволяет повысить интенсивность процесса запоминания, усвоения и творческого применения знаний; повысить мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем; обеспечить раскрытие новых возможностей у обучающихся; изменять окружающую действительность. [Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011]

С. Брукфилд и П. Штефен полагают, что интерактивное обучение позволяет развить у обучающихся интеллектуальную гибкость. [Brookfield S.D., Stephen P. Discussion as a way of Teaching: Tools and Techniques for University Teachers. Buckingham: SRHE and Open University Press, 2012]

При обучении в школьных учреждениях в качестве интерактивной технологии выступает кейс-технология, как правило, «для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленной не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучаемых новых качеств и умений. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их пути решения, а также умение работать с полученной информацией» [ Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017], анализировать ее и оценивать.

К кейс-технологиям, которые наиболее полно способствуют активизации образовательного процесса, специалисты относят:

-        «метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

-        ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);

-        метод инцидента;

-        метод ситуационно-ролевых игр;

-        метод разбора деловой корреспонденции;

-        игровое проектирование;

-        метод дискуссии». [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс, подчеркнем – это, прежде всего, технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке потенциального специалиста, начиная с школьного образования. По сравнению с традиционным обучением, при применении кейс-технологий на занятиях меняется и взаимодействие с ведущим, его роль уступает место инициативности учащихся, задачей педагога остается создать условия для активизации у школьников действий предприимчивого характера. В таком обучении полноправными участниками процесса являются именно дети, так как их опыт не менее важен, чем опыт ведущего, который, в свою очередь, не дает просто шаблонных знаний, а побуждает к самостоятельному поиску решений.

Педагог, как правило, выступает в трех основных позициях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью учебной среды.

1)        с позиции лектора-эксперта учитель излагает новый учебный материал, демонстрирует слайды, отвечает на вопросы участников (учащихся) и т.д.

2)        с позиции организатора он налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения заданий, подготовка мини-презентаций и т.д.

3)        с позиции консультанта – фасилитатора учитель обращается к личному опыту участников (учащихся), побуждает их к самостоятельному решению проблем, к сбору новых данных и т.д.

Принципы интерактивного обучения:

1)        Опора на опыт обучаемых (преобразование имеющегося опыта).

2)        Активность обучаемых (взаимосвязь трех видов активности: физической, социальной, познавательной).

3)        Позиция ведущего: консультант – фасилитатор.

В практике школьного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку школьниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. [Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017]  А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить заинтересованность школьников к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Вывод: применение кейс-технологии для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном образовании способствует успешному формированию познавательной активности школьников. Предложенный способ построения занятий способствует овладению обучаемыми универсальными способами действий и оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

2.1 Планирование исследования. Связи использования игры с организацией проблемно-ориентированной развивающей среды для обучения школьников

Стоит напомнить, что речевой этикет – это ряд правил речевого поведения, которые определяются взаимоотношениями говорящих, исходя из обстановки общения. Он включает в себя: обращение, приветствие, знакомство, привлечение внимания, просьбу, приглашение, отказ, согласие, жалобу, извинение, сочувствие, поздравление, неодобрение, благодарность, прощение, прочее.

Формирование его навыков выступает неотъемлемой частью общей работы в отношении развития детской речи. Главное направление деятельности – обогащение речи словами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении. Внедрение в речь школьников ряда этикетных слов и обогащает активный словарь, повышает грамотность и воспитывает внимательность в употреблении данных форм, выражений, помогает подбирать уместные языковые средства в конкретной ситуации.

Игры в школьном образовании позволяют сформировать все 3 главных компонента речевого этикета: Овладение различными вариантами формул. Более подробное их «развертывание». Сопровождение формул доброжелательной интонацией, приветливой мимикой. Кейс-ситуация – кейс, в рамках которого описана конкретная ситуация, сформулирована проблема, предложено найти путь ее решения. Школьники после ознакомления с проблемой самостоятельно проводят анализ ситуации, затем диагностируют проблему, озвучивают идеи, решения в ходе общения со сверстниками.

Итак, во время экспериментальной деятельности мы применили кейс-технологию для создания такой проблемно-ориентированной развивающей среды, как коммуникация в обществе, а именно, «речевой этикет».

Цель: исследование актуальности применения игры в школьном образовании.

Гипотеза исследования. с помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания.

Независимая переменная: проблемно-ориентированная развивающая среда в школьном образовании. Зависимая переменная: эффективность игры на занятиях в школе. Контролируемые переменные: возраст детей (9-10 лет), стаж и квалификация педагога.

Задачи:

  1. Подобрать методы диагностики на выявления уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни.
  2. Выявить первоначальный уровень развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни.

3.        Организовать обучение детей экспериментальной группы с использованием игры.

4.        Определить эффективность педагогических условий по развитию развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни средствами применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды.

Исследование проводилось на школы. Исследование было проведено с помощью специально подобранного пакета методик. Работа проводилась в одной возрастной группе: группа школьников дети девяти-десяти лет. Исследование было проведено на выборке из 20 человек: 10 детей – экспериментальная группа (обучение средствами игры) и 10 детей - контрольная группа (обучение по классической системе). Весь этап исследования в целом проходил с 01 декабря 2016 г. по 25 марта 2017 г.

Для реализации цели исследования работа проводилась в три этапа:

  1. Констатирующий этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей младшего школьного возраста.
  2. Формирующий этап. Цель – проведение обучения детей экспериментальной группы с использованием игры для создания проблемно-ориентированной среды.

В ходе данного этапа решались следующие задачи:

а) подбор комплекса заданий в соответствие с требованиями по использованию игры в преподавании для организации проблемно-ориентированной развивающей среды.

б) организация обучения с учетом уровня сложности заданий в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей.

  1. Контрольный этап. Цель – выявление уровня развития речевого этикета детей 9-10-го года жизни путем повторной диагностики. Повторное тестирование и сравнительный анализ результатов с данными первичной диагностики.

Протоколы. Определение уровня знаний речевого этикета в экспериментальной и контрольной группе до начала эксперимента:

Результаты констатирующего эксперимента, экспериментальная группа.

Таблица 1 – Результаты констатирующего эксперимента – экспериментальной и контрольной группы

Показатели уровня знаний речевого этикета

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Н

2

20%

6

60%

С

6

60%

3

30%

В

2

20%

1

10%

Гистограмма 1 – Гистограмма уровней знаний речевого этикета детей школьного возраста в % в экспериментальной группе и констатирующей группе

  1. Используемые кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета

Кейс-стади представляет из себя кейс, где описана ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Школьники, познакомившись с её описанием, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель – совместными усилиями анализировать ситуацию, найти пути решения. (Данные кейсы можно использовать как в непосредственной образовательной, так и в самостоятельной деятельности с детьми.)

Кейс № 1 «Знакомство».

Цель.

‒ Формировать культуру общения.

‒ Способствовать приобретению  этикетного поведения.

‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Катя и Лиза прыгают на скакалке. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Катя и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоём.

? Вопросы.

‒ Как вы думаете, правильно ли поступили Катя и Лиза?

‒ Что они должны были сделать?

‒ Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

‒ Как бы вы поступили на месте Кати и Лизы?

Кейс № 2 «Благодарность», «Прощание».

Цель.  

‒ Формировать культуру общения.

‒ Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Бабушка гостила у Даши и её родителей целый месяц. Вот было здорово! Бабушка с Дашей всё делали вместе. Вместе они ходили в зоопарк, вместе пекли пирожки, вместе мастерили поделки. И вот, пришло время, уезжать. Бабушка поедет поездом домой в другой город. Мама помогает ей собирать чемодан, папа уже вызвал такси, чтобы ехать на вокзал. В комнату забежала Даша:

– Бабушка, уезжаешь? Ну ладно, пока!

Она махнула рукой и убежала в свою комнату.

? Вопросы.

‒ Как вы думаете, можно ли назвать Дашу вежливой девочкой? Почему?

‒ Что она сделала неправильно? Как должна была поступить Даша?

‒ Какие формы речевого этикета она могла использовать, чтобы поблагодарить бабушку и попрощаться с ней?

‒ Подумайте, как бы вы поступили в такой ситуации?

Кейс № 3 «Разговор по телефону».

Цель.  

‒ Закреплять знание правил и норм речевого этикета.  

‒ Продолжать формирование культуры общения.

‒ Воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

Аня звонит Маше по телефону.

– Маш, привет.

– Это не Маша. Это её мама.

– А мне Маша нужна.

– Сейчас я её позову.

– Маш, это ты? Привет. Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

– Хорошо.

– Ну ладно, пока! 

? Вопросы.

1. Можно ли назвать Аню воспитанной девочкой? Почему?

2. Умеет ли Аня разговаривать по телефону?

3. О каких правилах речевого этикета забыла Аня? Какие ошибки допустила?

4. Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

Кейс № 4 «Вежливый отказ».

Цель.

‒        Продолжать формирование культуры общения.

‒        Упражнять в использовании вариантов этикетных формул в зависимости от ситуации.

‒        Способствовать приобретению опыта этикетного поведения.

‒        Обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, которые необходимы в повседневном общении между людьми.

Сегодня хороший солнечный день. Ребята договорились поиграть в футбол. Витю назначили вратарём. Мальчик радостно побежал домой, чтобы переодеться и взять мяч. Дверь ему открыла мама.  

–        Витя, а я тебя жду. Сходи, пожалуйста, в магазин. У нас кончился хлеб. К обеду нет ни кусочка...

?        Вопросы.

1.        Как вы думаете, как поступит Витя?

2.        Какой разговор возможен с мамой?  

3.        Что Витя скажет ребятам?

4.        Как бы вы поступили в данной ситуации? Предложите свои варианты.

  1. Анализ эффективности применения игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды при обучении речевому этикету

Цель: сделать сравнительный анализ результатов исследования.

Задачи:

1.        Выявить уровень развития речевого этикета детей после применения на занятиях кейс-стади в процессе освоения форм речевого этикета.

2.        Определить эффективность применения игр для создания проблемно-ориентированной развивающей среды.

Работа проводилась с экспериментальной и контрольной группой, по той же диагностике.

Таблица 2 – Сравнительные результаты

Показатели уровня освоения форм речевого этикета

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Н

2

17%

2

20%

С

4

33%

6

60%

В

6

50%

2

20%

Обработав все данные контрольного эксперимента по двум группам, мы подвели общий итог, результат которого представлен на гистограмме 2.

Гистограмма 2 - Данные контрольного эксперимента по двум группам,

Экспериментальная группа:

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента получились следующие:

  • у детей был выявлен высокий уровень владения формами речевого этикета: – 50%;
  • не был выявлен достаточный уровень развития;
  • средний уровень развития был выявлен у 3-х детей;
  • не был выявлен удовлетворительный уровень развития;
  • низкий уровень развития был выявлен у 17%;

Контрольная группа:

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента получились следующие:

  • у детей был выявлен высокий уровень владения формами речевого этикета: 2 ребенка– 20%;
  • не был выявлен достаточный уровень развития;
  • средний уровень развития у 33%;
  • не был выявлен удовлетворительный уровень развития;
  • низкий уровень развития у 25%;

Опыт работы показал, что у детей произошла положительная динамика по всем показателям.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования речевого этикета у детей школьного возраста необходимо систематически проводить непосредственно-образовательную деятельность с использованием игры.

Таблица 3 – Сравнительный анализ результатов конкретного в %

Уровень овладения формами речевого этикета

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Было

Стало

Измен.

Было

Стало

Измен.

В

0%

17%

>17%

10%

20%

>10%

С

20%

33%

>7%

40%

60%

>20%

Н

60%

50%

< 10%

40%

20%

<20%

В экспериментальной группе изменились показатели высокого уровня с 0 до 17% на 17%.

Очевидно, что показатели остались в контрольной группе примерно такие же.

В соответствии с целью работы, согласно программе экспериментальной части, деятельность проводилась на протяжении двух месяцев, после чего был проведен повторный контроль, но с использованием другого материала, который позволил увидеть динамику в освоении и формировании представлений о формах речевого этикета путем применения на занятиях игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды в школьном учреждении.

Таблица 4 – Определение уровня представлений о формах речевого этикета после экспериментальной работы

И.Ф. ребенка

Задания

Общий уровень

1

2

3

4

Вероника Б.

В

С

НС

В

В

Маша Г.

В

ВС

НС

В

В

Стася Л.

С

НС

НС

С

С

Глаша М.

В

В

НС

В

В

Саша Ф.

В

В

В

В

В

Марианна

В

С

НС

В

С

Гоша

В

ВС

НС

С

С

Виолетта П.

С

ВС

В

С

В

Алена П.

В

ВС

НС

В

В

Ваня К.

В

ВС

В

В

В

Анализ выполненных заданий позволяет сделать вывод об эффективности применения игры в школьном учреждении, в сравнении с результатами констатирующего среза. Предполагаем, что одним из факторов, влияющих на повышение уровня развития речевого этикета и активизации познавательной деятельности обучаемых является применение на занятиях продуктивных методов обучения.

Наглядно данные представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Определение уровня сформированности представлений о речевом этикете у школьников после экспериментальной работы

Где 70% - высокий уровень сформированности представлений о речевом этикете, 30% - средний уровень.

Анализ проведенной нами экспериментальной работы позволяет сделать вывод о необходимости применения игры на занятиях в школьных учреждениях, тем более, что основной вид обучения в возрасте, в вплоть до шести-семи лет, является игра. Применение системы игр, опирающихся на реальные ситуации (соответственно, игры) позволяет активизировать все познавательные процессы ребёнка, создание ситуации заинтересованности позволяет школьникам более эффективно запоминать информацию, что позволяет успешно развивать чёткие представление каждого ребенка о правильных и актуальных под каждую ситуацию формах речевого этикета.

Используя в системе игры для создания проблемно-ориентированной развивающей среды на занятиях по перечисленным темам в п. 2.2 с постепенным усложнением позволит повысить качество обучения по этой дисциплине, тем самым способствуя активизации познавательной деятельности у детей школьного возраста и заложить основу для последующего формирования представлений об этикете в школе, в том числе, в старших классах и в жизни в принципе.

Выводы: С помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания. В современной системе образования наличествуют разнообразные подходы в обучении детей школьного возраста с помощью различных игр: игровая система обучения метод «проблемно-ориентированный», применение проблемно-поисковой методики обучения, преподавание с помощью метода ситуационно-ролевых игр или метода дискуссии и т.д. Тем не менее, исследования учёных обнаруживают лишь немногие педагогические условия, в которых игры является самой эффективной методикой воспитания умственной деятельности и самостоятельности мышления у обучаемых. По этой причине надо выявить и другие педагогические условия, в которых применение игры и соответствующих упражнений у школьников будет способствовать более эффективному усвоению учебного материала.

Исследования и анализ содержания и методики развития познавательной деятельности у обучаемых в школьном учреждении, среди которых мы проводили эксперимент, показывает, что наиболее эффективным способом формирования представлений о речевом этикете могут и должны быть игры и специальные упражнения. Таким образом, проанализировав изменения, можно сделать вывод, что работы была эффективной и целенаправленная деятельность по активизации познавательной деятельности учащихся в школьном учреждении на занятиях по речевому этикету средствами игры позволяет совершенствовать данное направление.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные процессы, происходящие в российском образовании, диктуют изменение принципов подготовки будущих специалистов и формирования у него не только профессиональных навыков, знаний и умений, но и таких качеств, как гибкость, мобильность, толерантность, коммуникабельность, оригинальность, самостоятельность, инициативность, кооперативность, инновационность и т.д. В том числе, современный работник должен уметь работать в разновозрастном коллективе, с людьми, владеющими различными профессиональными навыками. По этой причине в российском образовании происходят реформы, в соответствии с которыми создается социальный институт, способствующий воспитанию и развитию индивидуальностей, людей, владеющих требуемыми качествами, в том числе, компетентностью, помогающей решать вопросы в той ситуации, когда возникает неопределенность и многовариантность. Последнее подразумевает большое количество возможных решений создавшейся проблемы. Формирование творческих способностей, развитие творческого стиля профессиональной деятельности, а также познавательной активности ребенка и всех вышеперечисленных качеств можно успешно осуществлять благодаря применению игр в обучении младших школьников.

Уроки в игровой форме на сегодняшний день занимают лидирующие позиции в методике преподавания, ввиду их эффективности. Дети с удовольствием принимают участие в таких уроках, игра привлекает даже самых замкнутых и стеснительных ребят, заинтересовывает их в изучении различных предметов. И, шаг за шагом, стимулируют ребят переходить от игровой к познавательной деятельности.

Игровая форма урока не только увлекает детей, но и не создает ни умственных, ни физических нагрузок на организм ребенка. С помощью различных игр на уроках в начальной школе быстрее и понятнее ребенку можно усвоить материал, добыть и сформировать определенные навыки, знания.

Для ребят в возрасте от 9-ти до 10-ти лет существует особая методика обучающих игр, что является самым приемлемым подходом в обучении. В младшем школьном возрасте одним из самых важных жизненных компонентов становится непосредственно учеба, которая, в дальнейшем, определит каждого ребёнка в его жизни, в том числе, происходящие в развитии психики важнейшие изменения. Во время занятий складываются психологические новообразования, которые характеризуют самые значительные достижения в формировании основополагающей базы знаний школьников и являются ядром, обеспечивающим развитие личности на следующих возрастных этапах. Важно, правильно увлечь и заинтересовать ребенка в любом предмете, а не вызвать на начальных этапах (в начальной школе) отторжение и непринятие обучения. В противном случае, школьник потеряет интерес к учебной деятельности в принципе и это негативно скажется в последующем на его учебе в старших классах и профессиональной деятельности.

Поэтому перед педагогом в школьном учреждении стоит предельно трудная и ответственная задача: заинтересовать детей в учебной деятельности и сформировать у них познавательную активность, чтобы в последующем каждый ребенок проявлял большой интерес к учебе в школе, институте и пр. На помощь преподавателям приходят игры, к примеру, кейсы как педагогические технологии.

Учитель, работая в школьном образовательном учреждении, с игровых методов обучения, должен учитывать индивидуальные особенности и характер каждого обучаемого. Применяя в своей методике новые подходы, реализовывая внутренний потенциал обучающихся с неординарной учебной мотивацией, привлекая творческие навыки каждого ребёнка, существует возможность подготовить функционально грамотных, способных работать на результат, креативно мыслящих ребят.

Применение кейс-технологии в школьном образовании способствует успешному формированию познавательной активности учащихся. Стоит отметить, что игры можно применять на любом предмете, который дети проходят в начальной школе. Предложенный способ построения занятий способствует овладению обучаемыми универсальными способами действий и оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка, расширяет его словарный запас и грамматику, улучшает коммуникативные навыки, способствует проявлению творческого потенциала и пр.

Проанализировав и оценив полученные нами итоги экспериментальной работы, мы определили положительную статику усвоения материала материала на занятиях у школьников. По результатам проведенного исследования была выявлена положительная динамика роста успеваемости обучаемых, представлений о полученном материале в ходе обучения, а также заметный рост мотивации личностного смысла занятий и явное развитие познавательно-исследовательской деятельности при выполнении заданий.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А. Часто болеющие дети: клинико социальные аспекты. Пути выздоровления. – Саратов, 2003.
  2. Аминов И.Б., Номозов Ф.Ш., Бахриддинов Г. Научная статья: «Эффективность организации преподавания на основе инновационных технологий». Педагогика: Молодой ученый. Выпуск №1 (105). Январь 2016. С. 678.
  3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. - 1993. - № 1.
  4. Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991.
  5. Бодалев, А.А. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей ред. А.А. Бодалева – М.: Когито–центр, 2011. – С. 235.
  6. Габдрева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. – 2000. – № 5.
  7. Голубчикова М.Г., Харченко С.А. Кейс-технологии в профессиональной подготовке педагога: Учебное пособие/ М.Г. Голубчикова, С.А. Харченко. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО». 2012. С. 7.
  8. Горецкий, В.Г. Народное творчество // Начальная школа. – 1991. – № 4. / В. Г. Горецкий. – 46 с.
  9. Ершов Ф. И., Гаращенко Т. И. Актуальные вопросы оториноларингологии детского возраста и фармакотерапия болезней ЛОР-органов: юбилейный сб. науч. тр. – М., 2001.
  10. Жданова Л. У., Кульгарина Лилия Рамазановна Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений // Science Time. 2015. №5 (17) С.174-178.
  11. Золина О. «Кейс-технологии в школьном образовании» Режим доступа: Международный образовательный портал http://www.maam.ru/. Дата обращения: 27.03.2017.
  12. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова, М.В. Зверевой. - М., 1988.
  13. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М., 2005.
  14. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа. – 2002. №11. – С. 3–6.
  15. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // Начальная школа. – 2008. № 7. – С. 9.
  16. Маклаков А.Г., Сидорова А.А. Особенности психического развития старших школьников // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2014. № 4. С.33-44.
  17. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющего младшего школьника. – Красноярск, 2007.
  18. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
  19. Приказ Министерства образования и науки РФ № 655. от 23.11.2009. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы школьного образования».
  20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
  21. Прихожан А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / под ред. В. М. Астапова. – СПб., 2001. – С. 143–156.
  22. Прохоренко Л.И. Психологические особенности проявления самооценки у младших школьников с задержкой психического развития // JSRP. 2014. №1 (5) С.76-85.
  23. Прохоров А. О. Психология неравновесных состояний. – М., 2004.
  24. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1990.
  25. Развивающие игры. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1398132. Дата обращения: 27.03.2017.
  26. Родак, И.И. Сущность творческой активности учащихся в учебном процессе / И.И. Родак // СПб.: Питер; Мир книг, 2012.
  27. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: Учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2011.
  28. Трошина Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. № 3. С. 30-36.
  29. Тузова B.Л. Первый класс – день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников. Материалы для специалистов начальной школы. - СПб: КАРО, 2001. – 272 с.
  30. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., стереотип. – М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
  31. Brookfield S.D., Stephen P. Discussion as a way of Teaching: Tools and Techniques.
  32. for University Teachers. Buckingham: SRHE and Open University Press, 2012.
  33. Petrovska, Sonja and Sivevska, Despina and Cackov, Oliver (2013) Role of the Game in the Development of Preschool Child. Procedia, 92. p. 880.
  34. Petrovska, Sonja and Sivevska, Despina and Cackov, Oliver (2013) Role of the Game in the Development of Preschool Child. Procedia, 92. p. 880.
  35. Sinclair B. The Teacher as Learner: Developing Autonomy in an Interactive Learning Environment // In Maintaining Control: Autonomy and Language Learning / eds. Richard Pemberton, Sarah Toogood and Andy. Hong Kong University Press, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О роли игры в обучении младших школьников.

О роли игры в обучении младших школьников всем давно известно. Особенно это касается детей, требующих особого подхода в обучении. Психологами доказано, что инфрмация в дашкольном и младшем школьном во...

Роль игры в воспитании младших школьников

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие счита...

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Роль игры в воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода и...

Роль игры в деятельности младших школьников

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с обществом, которое оказывает значительное влияние на формирование личности. С раннего детства человек учится вести себя в кругу семьи, сверстников, в об...

Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр ...