Роль игры в деятельности младших школьников
статья

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с обществом, которое оказывает значительное влияние на формирование личности. С раннего детства человек учится вести себя в кругу семьи, сверстников, в общественных местах и т.д. Важнейшая роль отводится, конечно, родителям. Именно члены семьи прививают основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Тем самым человек приобретает коммуникативный опыт. Самый естественный путь его освоения – игра. Игра, изменяясь с возрастом, сопровождает человека всю жизнь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Жизнедеятельность человека неразрывно связана с обществом, которое оказывает значительное влияние на формирование личности. С раннего детства человек учится вести себя в кругу семьи, сверстников, в общественных местах и т.д. Важнейшая роль отводится, конечно, родителям. Именно члены семьи прививают основные правила поведения, умение ясно выражать свои мысли. Тем самым человек приобретает коммуникативный опыт. Самый естественный путь его освоения – игра. Игра, изменяясь с возрастом, сопровождает человека всю жизнь.

        В младшем школьном возрасте игра постепенно заменяется трудовой и учебной деятельностью. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения.  Ребенка занимают игры с правилами, дидактические игры. В них ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредотачиваться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Одна из проблем, существующих в школе, — недостаточная физическая активность учеников. Если ребенок часами сидит без движения, он хуже концентрируется на уроке, начинает тревожиться и плохо себя чувствовать. Некоторые становятся вялыми, а некоторые – перевозбуждаются из-за накопившейся энергии.

                В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока и его части;

как технология внеклассной работы.

        Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношения детей к тому, что кажется или порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Детская игра поможет воспитателю сплотить коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В игре воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.
Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям, все должны быть использованы воспитателем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и одна из любимых игр, средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

В процессе подвижных игр дети выполняют определенные обязанности, преодолевают трудности, радуются успеху или огорчаются, что закаляет их волю, воспитывает выдержку, настойчивость и т. п., а главное, ребенок отдыхает, хотя и напряжены все его мышцы.

Подвижные игры – направлены на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому.

Чем интереснее игровые действия, которые педагог использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

В младшем школьном возрасте большое место продолжают занимать ролевые игры. Они характеризуются тем что, играя, школьник, берет на себя определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая поступки конкретного человека.

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом.

В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их. В конфликтной ситуации у детей проявляется умение проанализировать свою деятельность в предыдущих ролях, правильно оценить собственные возможности, соотнести свои поступки в привлекательной роли с действиями товарищей по игре и разрешить спор с помощью обобщенных способов, как - то: очередности, считалок и др. Таким образом, для того чтобы получить наибольший эффект от игры, учителю необходимо фиксировать внимание младших школьников не только на изображаемых игровых действиях, но также и на способах решения конфликтных ситуаций, применение которых детьми очень важно сделать осознанным. В этом случае у школьников возникает потребность переносить их в различные жизненные ситуации.

Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 6–10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к. игра делает процессобучения занимательным для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Роль в проектной деятельности младших школьников»

В работе отражены вопросы: ценность проекта; цель создания проекта; типология проектов; методические рекомендации для родителей; этапы проведения; роль рождителей в создании проекта....

О роли игры в обучении младших школьников.

О роли игры в обучении младших школьников всем давно известно. Особенно это касается детей, требующих особого подхода в обучении. Психологами доказано, что инфрмация в дашкольном и младшем школьном во...

Роль игры в воспитании младших школьников

Одна из ведущих ролей в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста принадлежит игре – основному и естественному виду детской деятельности. Именно это любимое каждым ребенком занятие счита...

Роль игры в обучении младших школьников

значение игры в обучении младших школьников...

Роль игры в развитии младших школьников с расстройством аутистического спектра

Количество детей с расстройством аутистического спектра растет. Специалистов не хватает, методики не достаточно адаптированы. Идет постоянный поиск новых технологий. К сожалению, забывается тот метод,...

Роль игры в воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода и...

Доклад на тему: "Роль игры в развитии младших школьников"

А.С.Макаренко говорил: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра – на плохую работу». Из всех видов игр ...