Программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа на тему

Сергеенкова Ирина Ивановна

Рабочая программа кружка "Мир рукоделия".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок г.Смоленска».

Рабочая программа  кружка

«Мир рукоделия»

  на 2016-2017 учебный год

Программу составила:

учитель высшей категории

Ирина Ивановна Сергеенкова

Смоленск 2016 г.

  Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Актуальность, педагогическая целесообразность.

3. Основные подходы к организации внеурочных занятий  детей с ОВЗ.

4. Цель и задачи.

5. Направления реализации программы.

6. Условия реализации программы.

7. Формы проведения занятий.

8. Ожидаемые результаты реализации программы.

9. Содержание программы.

10. Список литературы.

1.Пояснительная записка.

   Под внеурочными занятиями  мы понимаем составную часть учебно-воспитательного процесса в школе, одну из форм организации свободного времени учащихся.

   В современных условиях понятию досуг дается следующее определение. Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интелектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того можно сказать о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.

   Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.

   Поэтому досугу уделяется большое внимание в отечественной и зарубежной педагогике. Педагоги дают рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.

   Теоритический анализ социально-педагогической и методической литературы, государственного стандарта по образованию и нормативных документов органов образования позволил сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей – это специфическая, практическая сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективных режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.

   Досуговая деятельность – это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т.е. досуг выполняет не только психофизическую функцию, но и социально-культурную, которая характеризуется следующим:

  • ей свойственна целенаправленность и продуманность;
  • осуществляется в свободное время ребенка и протекает как индивидуально, так и коллективно;
  • ее отличает относительная свобода (в зависимости от состояния здоровья и самочувствия ребенка) выбора досуговых мероприятий и намерений взрослых (программ) связанных с саморазвитием (что чаще всего носит непроизвольный характер), общением, оздоровлением на основе добровольности, активности, инициативы, как отдельного ребенка, так и различных групп;
  • она обусловлена региональными особенностями, традициями и характеризуется многообразием видов досуга деятельности на основе разнообразных интересов ребят;
  • способствует познанию детьми культуры и искусства, формированию их базовой культуры через творческую деятельность родителей (взрослых), основанной на культурологических знаниях, духовной культуре, развитии творческой деятельности ребенка;
  • досуговая деятельность всегда носит этико-эстетическую норму культуры поведения и формирует у ребенка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность.

Так как ребенок с ОВЗ является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как нормально развивающиеся сверстники. Задача общества, помочь ему обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном случае ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.

2. Актуальность, педагогическая целесообразность.

   В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ОВЗ, является его социокультурная досуговая деятельность:

  • Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.
  • В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, коррегируют и расширяют  вербальный опыт ребенка или заменяют его.
  • Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.
  • Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.
  • Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к саморегуляции.

Организуя дополнительное образование детей с ОВЗ в школе, осуществляя выбор форм проведения занятий, отбирая содержание образования, происходит ориентировка на требования педагогической целесообразности организации детей. Существенным моментом является то, что дополнительное образование не есть что-то второстепенное по отношению к базовому, а является логическим продолжением его. Дополнительное образование несет на себе основную ответственность за обновление содержания и его индивидуализацию. Выбирая из предложенных занятий то, которое больше всего отвечает индивидуальным интересам, возможностям и способностям, ученик реализует внутреннее желание деятельности и интерес к ней.

3. Основные подходы к организации внеурочных занятий с детьми с ОВЗ:

  1. Подбор занятий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности.
  2. Приспособление темпа занятий и методов обучения уровню развития детей с ОВЗ.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Многократное повторение и подбор дополнительных заданий.
  5. Использование многократных указаний, упражнений.
  6. Проявление большого такта со стороны учителя.
  7. Использование поощрений. Повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  8. Поэтапное обобщение проделанной работы.

   Работа на занятиях направлена на развитие творческих возможностей обучающихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений обучающихся по вышиванию различными стежками и швами, атласными лентами.

   Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию.

4. Цель и задачи.

Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей, развитие образного мышления и воображения, творческой и трудовой активности обучающихся, их стремления к созданию прекрасного.

Задачи программы:

  • Воспитание у обучающихся интереса к народному искусству, развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса.
  • Познакомить воспитанников с различными видами декоративно-прикладных направлений ручного творчества.
  • Формирование технических навыков и приемов работы с различными материалами.
  • Корректировать нарушение психофизических функций посредством трудовых занятий.
  • Развитие понятия духовного богатства через знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, знакомить с историей своего и других народов.
  • Воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости.

5. Направления реализации программы.

  • Психомоторное развитие обучающегося через моделирование предметной среды, познание внешнего мира и его объектов.
  • Формирование у обучающихся сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов.
  • Реализация личностного потенциала.
  • Формирование умения переносить знания, умения и навыки, приобретенные во время обучения, в практическую деятельность.

6. Условия реализации программы.

   Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, личностных возможностей самовыражения. В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более успешно усваивающим предмет ребятам предлагается более сложная конструкция, менее подготовленным предложить работу проще. При этом развивающий и обучающий смысл работы сохраняется.

7. Формы проведения занятий.

  Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в микрогруппах, коллективный творческий проект, презентация своих работ.

Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания,  игры, самостоятельное наблюдение, метод иллюстраций и демонстраций, рассказ, беседа, работа с интернет-ресурсами,  практические работы, сравнение и анализ работ учащихся и подобных образцов изделий.

8. Ожидаемые результаты реализации программы.

   учащиеся должны знать:

 - правила подготовки рабочего места;

 - правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

 - технологию шитья и вышивки разными способами;

 - область применения и назначение материалов и инструментов;

 применять:

 приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

 - соблюдение правил безопасной работы с материалами и инструментами;

 - создание различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;

 - осуществление сотрудничества в процессе совместной работы.

9. Содержание программы.

I.  Лоскутная техника.

 Очень популярен сегодня печворк – рукоделие, в котором из цветных лоскутков ткани собирают целое изделие с задуманным узором по принципу мозаики. Результатом такого увлекательного процесса может быть узнаваемое изображение каких-то предметов, геометрические орнаменты или причудливые узоры.

II Изготовление цветов из различных текстильных материалов.

Изготовление цветов своими руками – интересный и увлекательный вариант рукоделия. Такие цветы могут послужить украшением в различных ситуациях: можно украсить аксессуары для волос, а можно получить замечательные компоненты декора интерьера. Современный рынок рукоделия предлагает для использования различные материалы. Из которых можно научиться делать цветы любых видов и размеров.

III  Вышивание.

Одним из простейших видов рукоделия является вышивание. Линия орнамента или красивый узор украсят любую вещь: платье, блузку, сумку, салфетку, скатерть или подушку.

IV  Вышивание атласными лентами.

Вышивка атласными лентами понравится тем рукодельницам, которые любят видеть результат труда незамедлительно. Работать, так сказать, широкими мазками. В отличие от вышивки крестиком или гладью, небольшой букет можно вышить за несколько часов.

Календарно-тематическое планирование.

тема

Кол-во часов

дата

I

Лоскутная техника

30ч 24мин

1

Подготовка материалов к работе.

2

Шаблоны для раскроя элементов орнамента.

1ч 36 мин

3

Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой.

4

Выполнение практической работы.

24ч 48 мин

II

Изготовление цветов из различных текстильных материалов

24ч

1

Цветы из фетра.

2.

Цветы из атласных лент.

1ч 36 мин

3

Цветы из капроновых лент.

4

Выполнение практической работы.

18ч 24 мин

III

Вышивание

30ч 24мин

Технология выполнения простейших ручных швов.

1

Шов «шнурок».

2

Стебельчатый шов.

1ч 36 мин

3

Тамбурный шов.

4

Шов «петля в прикреп».

1ч 36 мин

5

Шов «узелки»

6

Петельный шов.

1ч 36 мин

7

Шов рококо.

8.

Выполнение практической работы.

17ч 36 мин

IV

Вышивание атласными лентами

30ч 24мин

1

Шов «полупетля»

2

Шов «петля».

1ч36 мин

3

Шов «французский узелок».

4

Шов «крестик»

1ч 36 мин

5

Элемент «бутон закрытый»

6

Элемент «полураскрытый»

1ч 36 мин

7

Цветок из присборенной ленты

8

Цветок из гофрированной ленты с узелком.

1ч 36 мин

9

Роза из присборенной ленты.

10

Роза плиссированная.

1ч 36 мин

11

Выполнение практической работы.

12ч 24 мин

   Итогом обучения обучающихся программы  «Мир рукоделия» является участие в тематических школьных, городских выставках, конкурсах детского художественного творчества.

10. Список литературы.

1.Куцакова Л. В «Творим и мастерим – М. Мозаика-Синтез, 2007.

2. Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками; Ярославль, »Академия развития», 1997.

3.Марина Кузьмина  Маргарита Максимова «Азбука лоскутного шитья»  Москва 2000г.

4.Элен Эриксон  «Шелковые фантазии»  2002г.

5.М. Ивахнова «Школа рукоделия» «Олимп» Москва 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...