Тема урока: «Творительный падеж» (технология дифференциации)
план-конспект урока на тему

                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsiatsii.docx58.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

по технологии дифференциации

Тема урока: «Творительный падеж»

Тип урока: Открытие нового знаний

Цель урока: Создание условий для развития умений устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

Метапредметные (развивающие):

  • Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме и письменной речи.
  • Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план.); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Предметные (образовательные): умение отличать устанавливать признаки творительного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.

Личностные (воспитательные): умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник, рабочая тетрадь.
Оформление доски:

Презентация

План урока:

Этапы урока

Регламент (мин)

1

Орг. момент

1

2

Мотивация к учебной деятельности

1

3

Актуализация знаний

2

4

Постановка проблемы

2

5

Постановка проекта выхода из затруднений

7

6

Реализация проекта

15

7

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

5

8

Сам. Работа с проверкой по эталону

5

9

Включение в систему знаний

5

10

Итог

2

11

Рефлексия

1


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

Орг. Момент

- Ребята, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня урок будет требовать от вас внимательности и ответственности. Для того, чтобы у вас получилось – пожелайте друг другу удачи.  Проверьте свою готовность к уроку. У всех ли есть тетради по русскому языку, учебник на столе, ручки, карандаши?

- Сегодня мы будем работать в группах. Вспомним правила работы в группах (Слушать друг друга, приходить к единому мнению, не перебивать товарища, уважать мнение друг друга)

Регулятивные УУД:

Формирование положительного

отношения к учению

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог

Мотивация к учебной деятельности

― Что такое счастье, что значит для школьника быть счастливым? (Хорошая отметка, похвала учителя, родителей, хорошие взаимоотношения с одноклассниками.)

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Познавательные УУД:

Осуществлять анализ; устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД:

Формулировать свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;

Актуализация знаний

Фронтальная работа.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа

– Напишите «Классная работа».

– В записанных предложениях расставьте знаки препинания, оформите их правильно. Предложения должны соответствовать схемам:

Лепестки розы опали и в моей ладони остались шипы.

Давай мы дадим тебе фамилию Матроскин говорит дядя Фёдор.

(Э. Успенский)

И сразу столпился народ на дороге шумит и кричит и на кошку глядит.

(Д. Хармс)

- Подчеркнуть орфограммы в словах и между словами.

- Синтаксический разбор предложения: дать характеристику предложения, указать части речи.

- Выписать словарные слова и дописать к каждому по два однокоренных слова.

- Найти слова, соответствующие схеме  , и записать их.

Постановка проблемы

- Для того, чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на мои вопросы. Первая буква каждого ответа входит в название нашей темы.

  • Член предложения, который отвечает на вопросы «Кто?», «Что?» и при разборе подчеркивается одной чертой? (Подлежащее)
  • Первая буква алфавита (А)
  • На какую букву оканчивается приставка в слове «подбежал»? (Д)
  • В форме какого числа стоят имена существительные «школа», «ученица», «пенал»? (Единственного)
  • Эта буква обозначает всегда твердый шипящий согласный звук, который имеет пару «ш». (Ж)
  • Гласная буква, которая пишется в сочетаниях «жи», «ши». (И)

- Какое слово получилось? (Падежи)

- С какими падежами вы уже знакомы?

- На какие вопросы они отвечают?

- Чтобы узнать с каким падежом мы сегодня познакомимся вам надо отгадать загадку

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным,

Надо всё теперь понять

В падеже … (творительном).

– О каком падеже идёт речь в отрывке?

- Какова же цель нашей работы на уроке?

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Постановка проекта выхода из проблемы

- Что мы уже знаем о творительном падеже? (Вопросы, вспомогательное слово)

– Составьте план, по которому мы будем работать, чтобы дополнить наши знания

1) Почему падеж получил такое название?

2) Вопросы падежа.

3) Вспомогательное слово.

4) Предлоги

http://doc4web.ru/uploads/files/33/33097/hello_html_4d50e748.jpg

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Реализация проекта

Работа в группах (смешанные).

-  Фиксировать новые знания будем в таблице

- Вам необходимо выбрать в своей группе человека, который будет читать текст, два человека, которые будут отвечать на вопросы, и одного человека, который будет записывать ответы на вопросы.  

Вопрос

Ответ

Упр. 148 содержит сведения о значении творительного падежа.

Почему падеж получил такое название?

Почему этот падеж назвали «работягой»? Как он работает?

Называет орудие, которым что-то делают, творят

Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения.

Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие

На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово.

Кем? Чем? Доволен

Приведите примеры имён существительных в творительном падеже.

Ловил (чем?) неводом

Какие предлоги употребляются с творительным падежом?

- Что еще осталось выяснить?

Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.

Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример.

Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п.

Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.

Выпишите словосочетания глаг + сущ в Т.п с предлогом

Пировал с друзьями, чахнет над златом, ложится перед огнем, простился с царицею

- Что из намеченного плана мы выполнили?

Первичное закрепление с произношением во внешней речи

- Согласно нашему плану, для того, чтобы знания стали прочными, необходима тренировка.

Развивается умение составлять словосочетания с существительными в Т.п. с предлогами и предложения с однородными членами.

- Составьте словосочетания глаг + сущ в Т.п (Присмотреть за сестрой, остановился перед рекой, повстречался с ручьём, зашла за водой, пролетел над тропой, прополз под мостом.)

Познавательные УУД:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Сам. Работа с проверкой по эталону

- Пришло время самостоятельно применить полученные знания. Задания выполняйте, соответствующие цвету вашей звездочки.

Дифференциация заданий.

Синие (базовый уровень) Списать словосочетания, определить падеж у имен существительных.  

Жёлтые (повышенный уровень). Составить и записать два распространенных простых предложения с любыми из словосочетаний, определить падеж.

Зелёные (максимальный уровень). Составить и записать два сложных предложения с любыми из словосочетаний, определить падеж.

- Уровень трудности выберите себе сами. Если не получится более сложное задание, обратитесь к простому.

С. Спишите текст с карточки. Поставьте вопрос к существительным в Т.п., у существительных Т.п. выделите окончания, подчеркните предлоги Т.п.

Мороз покрыл землю пушистым (…?) одеял…м, реки сковал прозрачным скользким (…?) льд…м. Зима раскрасила крыши домов белой (…?) краск…й, окна – серебристым (…?) ине…м. Детвора собралась под (…?) ель….

В. Из слов составь и запиши предложения с существительными в творительном падеже. Если надо, добавь предлоги и измени окончания существительных. Укажи падеж существительных.

1. Пашня, кружились, ласточки.    

2. Орлята, летят, орлица.

3. Охотник, вернулся, добыча.      

4. Речка, блестит, пшеница.

А. Наблюдение над синонимичными словосочетаниями с существительными в Д.п. и Т.п.

- Раздели предложения на две группы. Составьте и запишите четыре сложных предложений с любым из этих выражений. Укажи падеж имён существительных.

(Прочитай книгу и иди кушать. (Р.П), ехал по лесу дровосек и свалился в яму. (Д.П), ехал лесом человек потому что ему было плохо (Т.П), шел по полю козёл и кушал сено. (Д.П), шел полем олень и заметил охотника. (Т.П), приехали поездом мои родители. (Т.П.), приехали на поезде мои две сестры. (П.П), шагаю по узкой тропинке (Д.П), шагаю узкой тропинкой и считаю ворон. (Т.П))

Коллективная проверка.

Базовый уровень – правильный ответ на экране.

Повышенный и максимальный уровень – тетрадь ученика проверяет учитель. Оцениваем составленные предложения и правильность определения падежей.

- Кто не допустил ошибок?  У кого были ошибки? Почему

- Какой вывод мы можем сделать? (Один и тот же смысл можно передать по-разному (разными падежными формами).)

Включение в систему знаний

- Посмотрите на доску (у каждого ребёнка начало предложений на карточках). Прочитайте то, что там написано и предложите задание.

На доске

Все вокруг засыпано………

Очень тихо в ……………  

В белом наряде…………….

На гладком снегу………….

Под низким кустом………….

На высоком дереве ………

В морозном воздухе слышен ………

- Какое задание можете предложить?

- Отступите одну строку для написания заглавия, запишите текст, постарайтесь при построении предложений использовать имена прилагательные в творительном падеже

- Проверим, что у вас получилось.

- Как можно озаглавить ваши рассказы?

Итог

- Какова была тема урока?

- Какую цель мы ставили на уроке?

- Смогли ли мы ее достичь?

- Какими знаниями мы пользовались?

- Что мызакрепляли, что отрабатывали?

– Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план.

– Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.)

Личностные УУД:смолообразование

Рефлексия

- Оцените свою деятельность на уроке. Какие задания вы выполнили с легкостью?

- Какое задание показалось сложным?

- На какую оценку вы выполнили работу?

- Над чем вам нужно еще работать

(Выставление оценок)

- Домашнее задание с. 118 у. 5 – обязательное; Придумать задание по теме урока – по выбору.

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж

Урок построен  в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж"

Конспект логопедического занятия по теме "Управление. Творительный падеж" .Логопедическое заключение  «Общее недоразвитие речи (III уровень)», подготовительный специальный (коррекционный) класс V...

Тема урока: «Творительный падеж имени существительного» Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки для групповой работы, учебник.Деятельностная цель: исследовать пр...