Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию и преобразованию моделей
методическая разработка на тему

Бутылова Нина Павловна

Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.

Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию  и преобразованию моделей

 Построение модели как средства конструирования нового способа.

Ключевая способность, которая формируется в младшем школьном возрасте – становление субъекта учебной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_otsenki_kachestva.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.

Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию  и преобразованию моделей

 Построение модели как средства конструирования нового способа.

Ключевая способность, которая формируется в младшем школьном возрасте – становление субъекта учебной  деятельности.

этапы

критерии

примечание

1

Организационный

- создание ситуации, при котором учащиеся принимают учебное действие - моделирование

2

Сообщение темы занятия

- определение области «знаний», «незнаний», оценивание своих собственных «знаний», «незнаний»

- создание учебной ситуации, при которой ученику недостаточно имеющихся у него знаний и опираясь на имеющийся багаж знаний, ученик создает «изобретает» новый  способ для решения данной учебной задачи

3

Выбор формы работы (формирование пар, групп)

-оценивание  своих границ  «знаний» и «незнаний»

-оценивание  своих границ «знаний» и «незнаний»,   своих одноклассников для понимания того, с кем работать в паре или группе: либо самому принять помощь, либо помочь другому

-самостоятельный выбор форм работы учащихся (группа, пара, индивидуально)

-самостоятельное формирование детей в  группы

4

Выработка критериев по оцениванию работы группы

-умение придерживаться правил работы в группе

-результативность работы группы

(умение слушать основания ответа другого, учиться у другого, принимать мнение другого или отстаивать свою точку зрения, способность доказать свою точку зрения)

- продукт, как результат работы группы (схема, чертеж, схематический рисунок)

Данная работа проводится по выбору учителя, если класс хорошо знаком с критериями работы группы, то данный этап можно не проводить

5

Постановка учебной задачи

-умение определять математические отношения задачи

-умение выбирать нужные «детали» для построения модели

-умение строить модель   из разных деталей

-выбор подходящего графического средства к данному математическому отношению в задаче

-обоснованность выбора «деталей» конструктора

Учитель заранее готовит  нужное оборудование (квадраты разного размера и  белого  цвета, обозначающие: часть, количество частей, целое), стрелки.

6

Самостоятельная работа в группах

-умение определять зависимость между величинами, входящими в состав задачи

-умение планировать свои действия при построении модели

-умение обсуждать и анализировать данные задачи

-умение отстаивать свою точку зрения

-получение информации в результате смыслового прочтения текста и перевод текста в графическую модель

- умение распределять роли в группе (один читает текст задачи, другой – выкладывает детали конструктора, третий – контролирует и т.д.)

7

Публичная презентация модели

-анализ текста задачи и перевод информационного текста в графическую модель (схему, чертеж)

-выбор математических отношений

-выбор деталей конструктора со стола «помощников»

-обоснованность выбора «деталей» конструктора

-умение задавать «умные» вопросы (многие дети видят недочеты, ошибки в работах других  групп, при обсуждении вместо вопросов высказывают свое собственное мнение)

- умение отвечать на поставленные вопросы и отстаивать свою точку зрения

-умение видеть скрытые вопросы в задаче

-создание  условий для обсуждения, для постановки «именных» вопросов, для корректировки своих действий;

-создание условий для столкновения разных мнений, разных вариантов графического изображения одного и того же текста

-умение отвечать на вопросы детей, принимать или отвергать другую точку зрения

-создание условий для возможности делать пробы (для детей) и

задавать вопросы по –существу (учитель так организует деятельность, чтобы каждый участник группы смог участвовать в построении схем и обсуждении)

-создание условий для представления вариативности разных  схем

- создание условий для самостоятельного выбора «правильной» схемы

-уметь задавать вопросы «именные» как предмет обсуждения к

выступлению

 - понимание того, что учитель – соучастник  образовательного процесса; формирование ученика – как субъекта учебной деятельности

-умение получать информацию в результате осмысленного просмотра работ групп,  

-создание условий для анализа своего решения путем восстановления последовательности мыслей другого (согласится с ним или нет)

-при обсуждении учитель своими вопросами помогает понимать, правильно ли построена схема, как ее исправить, если имеются недочеты;

8

Итог

- отражение моделью необходимых  математических отношений и способа действия с ними

- модель как средство действия с реальными предметами, выбор способа  и выполнения  решения в умственном плане