Главные вкладки

    Анализ и оценка качества образовательного процесса
    статья на тему

    Дорофеева Елена Викторовна

    Анализ и оценка качества образовательного процесса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz_i_otsenka_kachestva_obrazovatelnogo_protsessa.docx54.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Анализ и оценка качества образовательного процесса.

     Непременным условием успешности учителя является владение современными методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока.

    Владею  современными технологиями:

    • Личностно-ориентированное обучение,  применяя ее  для создания ситуации выбора и успеха, организации учебного сотрудничества  обучающихся, актуализации субъектного опыта обучающихся.   Использую рефлексивные методы и приёмы.
    • Проблемно - диалогическое обучение.
    • Проектные методы обучения, использую для проектных форм работы, включения детей и родителей в проектную деятельность.
    • Информационно-коммуникационные технологии.
    • Здоровьесберегающие технологии.

     Все эти технологии мне необходимы для создания  условий сознательного и активного освоения  материала обучающимися, и я их применяю в различных  направлениях деятельности:

    Основные направления деятельности

    Учебная

    деятельность

    Внеурочная

    деятельность

    Внеклассная

    работа

    Работа с

    родителями

    Самообразование

            

    Личностно-ориентированное

    обучение

    Проектная

    Деятельность

    Воспитательная

    Система

    класса

    Родительский

    всеобуч

    Повышение

    квалификации

    Инновационные

    технологии

    Исследовательская

    деятельность

    Портфолио

    ученика

    Родительские

    собрания

    Обобщение и представление

    опыта

    Информатизация образовательного пространства

    Участие в конкурсах и

    олимпиадах

    Участие в конкурсах и

    олимпиадах

    Дни открытых

    Дверей, проведение совместных мероприятий, праздников и т.д.

    Портфолио учителя

    Интеллектуальные конкурсы

    Предметный кружок

    «Умники и Умницы»

    Дневник.ру

    Участие в конкурсах профессионального мастерства

    Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

    • На высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).
    • Обеспечивает наглядность.
    • Привлекает большое количество дидактического материала
    • Повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза.
    • Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
    • Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
    • Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
    • Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем  не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования обучающегося.

    Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы делю на три группы, в зависимости от выполняемой функции:

    1.  Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);

    2.  Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)

    3.  Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).

    По способу разработки они принадлежат к одному из следующих видов:

    1.  Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).

    2.  Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).

    3.  Универсальные (Word, Excel, PowerPoint и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).

    Для углубления  знаний, развития интереса к школьным предметам обучающимся предлагаю творческие задания:

    - составление кроссворда, ребуса по теме;

    - изготовление учебного пособия;

    - подготовка различных творческих сообщений;

    - изготовление презентаций и др.

    При разработке урока с использованием ИКТ уделяю  особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

    Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики,  учу  его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают  работу по составлению кроссвордов или сообщений. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Компьютер стал частью жизни современного ребёнка. Доказательством этого может служить анализ опроса  обучающихся моего класса.

    Результаты опроса «Компьютер в моей жизни»

    1.100% - обучающихся любимым средством получения информации назвали компьютер

    2.84 % - обучающихся запомнились уроки с применением ИКТ  как более яркие, понятные, интересные.

    3.70% - обучающихся сказали, что в их книжках такого нет

    4.70% - обучающихся хотели,  чтобы такие уроки проводились чаще.

    5.56% - обучающихся сообщили, что родители купили им интересные игры, которые помогают учиться после беседы учителя с родителями о компьютерных играх.

    Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно - диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

    В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

                            Виды проблемных диалогов:

    •      Через использование цитат.

    •      Через ключевой вопрос урока

    •      Через использование «отрицательной» цитаты или карикатуры

    •      Через столкновение мнений

    •      Через грамматическую сказку

    •      Через ошибку

    •      Проблема «лёгкой темы»

    •      Прием сравнения

    •      Прием сопоставления репродукций

    •      Урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными

    •      Использование иностранного языка

    Первый – это использование цитат. В начальной школе знакомство с цитатой начинается во 2 –ом классе. Я предлагала цитаты при изучении произведений Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», Заходера «Считалия» , Туве Янсонн и др.

    Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении стихотворения  Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» использую отзыв критику Андриевского, который назвал некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

    На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические сказки. Например, при изучении темы «Корень слова»: Как-то много лет назад посадили корень – сад -, не был сад фруктовым: был он просто словом…»

    Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. К этому приему примыкает ииспользование мнимой ошибки. Как вариант, на доске я пишу 2 словосочетания: «подберите ключЕк» и «подберите ключИк» и задаю вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к нужному Вам выводу.

    Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок со слов о том, что сегодня ей стыдно предлагать таким способным ученика новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  «Мягкий знак на конце существительных ж. р. после шипящих.» 3 класс»

    Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. На уроках внеклассного чтения по литературному чтению можно предложить детям сравнить: «Как вы понимаете выражение «хороший писатель» и «хороший читатель»? Кем легче быть: хорошим писателем или хорошим читателем? Какие качества самые важные для них?»

    Таблица:

    хороший писатель

    хороший читатель

     

     

    Сравнивая полученные в каждой колонке результаты, ученики должны будут прийти к выводу о том, что читательский талант не менее важен при чтении художественно произведения, чем талант писателя.

    Менее употребительным, но не менее интересным может быть прием сопоставления репродукций. К примеру, при изучении темы: «Исторические источники»(Окружающий мир 4 класс). Жанр жития. Образ святого. «Житие Преподобного Сергия Радонежского» можно предложить обучающимся сопоставить репродукции иконы «Богоматерь Владимирская XII в.» и картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. (Задание: «Определите, какое из полотен относится к периоду Древней Руси, ответ обоснуйте. Какие признаки и детали позволяют отнести это полотно к данному периоду? Что кажется важным древнерусскому иконописцу и как он это показывает? Что старается скрыть неизвестный художник? Почему имя автора не сохранилось? Какие детали иконы вы бы перенесли в древнерусский литературный текст? Что и почему древнерусский автор был бы взять не вправе?») . Подобный приём можно использовать на литературном чтении в 4 классе при изучении раздела «У истоков литературы»

    Разговор о малоизвестных обучающимся авторах можно построить как урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными. Например, при изучении творчества Астрид Линдгрен я начинала  урок с того, что, к сожалению, не смогла найти полной информации о жизни и творчестве этой писательницы. Но есть множество аннотаций к его книгам. А далее организуется поисковая деятельность ребят в группах, когда ребята, анализируя, предложенные аннотации, находят информацию о личности писателя, его творческой деятельности.  (Задание: «Проанализируйте аннотации к книгам. Что вы можете сказать о профессии, интересах, занятиях, характере, образе жизни? Захотелось ли вам прочитать эти книги? Почему?) В результате такой поисковой деятельности возникает устойчивый интерес к творчеству писателя и мотивация к его изучению. Естественно позднее я признаюсь, что схитрила и прилагаю ребятам материалы по биографии писательницы, и её произведения. Во внеклассной работе я проводила мастерские, на которых предлагала детям по портретам известных, но незнакомых детям людей определить, кем могли бы быть эти люди, какой у них может быть характер и т. д.

    Использование иностранного языка помогло при изучении темы урока литературного чтения « Б. Заходер. Считалия» 2 класс.

    Проблемно-диалогическое обучение, на мой  взгляд, является одной из самых эффективных технологий, позволяющий реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитанииПри этом  имеется возможность повышения этой эффективности при условии сочетания данной технологии с другими технологиями и методами.

    Так же я использую проблемно-диалогическое обучение в сочетании с дифференцированным и индивидуальным подходом к обучению. Часто более способные и мотивированные обучающиеся получают задания опережающего характера, а результаты их работы становятся отправной точкой для организации деятельности других ребят в классе.

    Конечно, организация проблемного диалога на уроке и во внеурочной деятельность должно быть связано с рефлексией, так как ученик должен научиться фиксировать результаты своей учебной и внеурочной деятельности. Только в этом случае можно говорить о высокой эффективности использования технологии проблемно-диалогического обучения.

    Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.

    Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными?  Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Существует ряд причин: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо книг и т.д. Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

    Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

    Осмысление, прогнозирование текста, его актуализация имеют всегда личностный характер, обусловленный психологическими внутренними особенностями субъекта, и оказывают на читателя индивидуальные действия. Это обстоятельство нужно учитывать при обучении младших школьников.

    Новый нетрадиционный подход к обучению, содержание программы по литературному чтению, сквозные герои помогают активизировать учебный процесс.

    Ведущие принципы:

    -принцип деятельности

    -комфортности

    -непрерывности

    Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

    – умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

    – сопереживать героям и автору;

    – понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

    Задача курса «Чтение и начальное литературное образование»- подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению.

    Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать.

    Для этого я применяю различные формы и типы творческих  уроков:

    – конкурсы

    – викторины

    – уроки-праздники

    – путешествия по сказкам

    Также провожу  тестирование, которое выясняет, насколько дети поняли прочитанное, и также помогает оценивать знания учащихся.

    Применяю такую форму работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания.

    Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих.

    Я считаю ещё одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трёхступенчатый процесс:

    Существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    Перечитывание текста.

    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
    Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

    Выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 

    Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

    Результаты работы.

    При проверке техники чтения у детей в классе  были выявлены результаты:

    Справляются-94% учащихся

    Правильно читают- 64% учащихся

    Эмоционально читают-62% учащихся

    Наблюдения за учащимися на уроках показали, что те педагогические технологии и стратегии обучения чтению, которые я использую, дали свои положительные плоды. Значительно увеличилась доля самостоятельной читательской деятельности учащихся, стали разнообразными их приемы работы с текстом, повысились качество и результативность их труда (качество возросло до 85%). Но, наверное, самым ценным для нас является то, что они стали больше читать, расширился круг их чтения, возросли их читательские интересы и потребности.

    В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку чтение.

    2.4 Анализ и оценка качества образовательных результатов.

    В соответствии с требованиями ФГОС, задачами и содержанием ООП НОО в нашей гимназии разработана система оценки предметных, метапредметных и личностных достижений учащихся. Используется безотметочная накопительная система оценивания (портфолио), характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений. Результативность работы системы внеурочной деятельности так же определяется через анкетирование обучающихся и родителей, в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, олимпиады), проекты, конференции, практические работы,  самоанализ, самооценка, наблюдения.

    Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность образовательной  деятельности по следующим критериям:

    • рост социальной активности обучающихся;
    • рост мотивации к активной познавательной деятельности;
    • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
    • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистических основ отношения к окружающему миру;
    • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

    Объектами мониторинга являются:

    • оценка востребованности форм и мероприятий урочной и внеклассной работы;
    • сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
    • анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
    • анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля;
    • вовлечённость  обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне школы;
    • результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

    Мониторинг создания условий для успешного развития познавательных способностей и творческой активности обучающихся в учебной и во внеклассной деятельности, развитие самоконтроля и самооценки ученика.

    2012-2013

    2013-2014

    Класс  2

    Класс  3

    Количество детей, занятых в педагогическом тестировании

    30 чел.

    30 чел.

    Показатель: уровень развития учебно-познавательских способностей, интереса, творческой активности во внеурочной деятельности.

    Обобщенные результаты «опросника»-мониторинга

    1. Самостоятельный поиск нового недостающего знания, способов решения учебных задач

    12%

    52%

    2. Участие в совместных размышлениях («Учебный диалог»)

    7%

    32%

    3. Самостоятельное наблюдение за объектами природы

    19%

    44%

    4. Самостоятельное построение алгоритмов математических задач

    22%

    70%

    5. Моделирование учебных ситуаций

    16%

    59%

    6. Выбор дифференцированных заданий

    30%

    75%

    7.Участие в «Ученическом прогнозе» достижений образовательных результатов

    60%

    90%

    Мероприятия, способствующие развитию учебно-познавательных способностей, мотивации и творческой активности обучающихся:

    • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Программа психолога.
    • Программы педагога; педагогический прогноз. Разработка поисковых, исследовательских учебных задач, заданий.
    • Использование активных форм сотрудничества, построенных на самостоятельной работе ученика под руководством учителя.
    • Корректировка учебно-методического ресурса педагога
    • Разработка уровневых, дифференцированных заданий. Презентация творческих заданий.
    • Работа в творческих, проектных группах педагогов-экспериментаторов.
    • Поддержка талантливых детей. Идентификация одаренных детей. Рекомендации учителю, родителям.

    Способами определения результативности ООП НОО являются:

    Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

    В начале года Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов. Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными.  К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, тест Векслера и т.д., а также тесты-задания. Определение уровня интеллектуальных способностей. 

    В конце года Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все виды тестовых испытаний.

    Для оценки эффективности занятий использую следующие показатели:

    • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
    • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность, обеспечивающее положительные результаты;
    • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
    • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

    Проанализирую начальный этап формирования системы оценивания. Начался он на первых занятиях. Основной целью моей деятельности на данном этапе являлось разведение эмоциональной и содержательной оценок. Я использую «волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном), на которых ребёнок сам оценивал свою работу. Обучающимся было предложено две линеечки, на которых оценивалась правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно было измерить всё, что угодно. Перед началом измерения первоклассникам объясняется, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все задание выполнил правильно, в самом низу  этой «линеечки» - тот, кто все написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставил крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию.

     В случае несоответствия оценки ученика и оценки учителя появлялся  повод для рефлексии, которая влекла за собой вывод, какое умение требует доработки. Не секрет, что многие первоклассники, настроенные на хорошие результаты, имеют высокую самооценку и завышают свои достижения. В этом случае я  использую работу в парах: ученик сначала оценивал  себя, затем обменивался тетрадями с соседом по парте и уже оценивали друг друга.

    Если оценки совпадали, то крестик соседа обводился кружком. Несовпадение оценок фиксировалось  крестиком соседа, взятого в кружок.

    Диагностика УУД (результаты 2011-2012 уч. года) Личностные УУД

    Мотивация учебной деятельности. Методика Н.Лускановой

    Оценивали: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности.

    Результаты диагностики показывают, что 82% учащихся первого класса имеют положительный и высокий уровни мотивации. 10 % первоклассников продемонстрировали низкий и негативный (8%) уровни мотивации. Эти дети посещают школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

    Самооценка. Методика «Лесенка»

    Результаты диагностики показывают, что 45% первоклассников имеют адекватную самооценку. У них сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны.

    39% учащихся первых классов демонстрируют завышенную самооценку (что, по сути, является возрастной нормой для данного возраста). Эти ребята очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи с «налета». Они не осознают своих неудач. Эти дети склоны к демонстративности и доминированию. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

    16% учащихся имеют заниженную самооценку. Такие ребята, как правило, нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними.

    1. Коммуникативные УУД. Методика «Рукавички»

    Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со и сверстниками продемонстрировали 76% учащихся первого класса. 4% первоклассников не умеют работать в парах, договариваться и осуществлять сотрудничество. 20% первоклассников показали средний уровень развития данного вида коммуникативных УУД. Поэтому одним из направлений в моей деятельности стала организация совместной деятельности учащихся (работа в парах, в группе, в коллективе).

    1. Регулятивные УУД. Методика «Рисование по точкам», «Корректурная проба»

    Результаты диагностики показывают, что высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия показали 68% учащихся первого класса. 29% первоклассников демонстрируют недостаточно развитую ориентировку на систему требований, обусловленную невысоким уровнем развития произвольности. Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянное нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым, имеют 3% учащихся.

    На каждом занятии за правильно выполненную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на занятии) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.

         Каждую неделю в «тетрадь успехов» (дневник) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

       Ежемесячно, собирая дневники, я  подсчитывала результаты. Затем в соответствии с этими данными строила диаграмму, характеризующую прогресс ученика по каждому направлению внеурочной деятельности в течение месяца. Построение диаграмм продолжала на протяжении всего учебного года.

     Периодически мною, совместно с учащимися и родителями проводился анализ достижений.

      В ходе анализа можно определить:

    • На каких занятиях ребёнок в большей степени активен;
    • Какое направление ребёнку интереснее других;
    • Какова результативность деятельности учащегося;
    •  Какова работоспособность ученика в конкретные недели;

    -  Каков общий уровень успешности в классе за отдельный период.

    В конце каждого занятия даю возможность детям эмоционально оценить прошедший день на полях тетради или в дневнике. Наша встреча (учебный день) заканчивается – пусть каждый вспомнит, что он делал, что у него особенно хорошо получалось (установка на успех!).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

    В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

    Оценка качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС

    Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе - это урок....

    Тема: «Современные образовательные технологии, как условие повышения качества образовательного процесса в реализации ФГОС»

    Под качеством образования понимается совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности школьников, общества и заказчиков образования....

    Анализ и оценка качества образовательных результатов

    В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Ученики осваивают способы опред...

    Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию и преобразованию моделей

    Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.Критерии оценки качества образоват...