Анализ и оценка качества образовательных результатов
материал на тему

Цыжипхенова Арюна Рабдановна

В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Ученики осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею». Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_i_otsenka_kachestva_obrazovatelnyh_rezultatov.docx148.8 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ и оценка качества образовательных результатов

В соответствии с ФГОС на уроках использую содержательное оценивание учебных достижений. Широко применяю приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Ученики осваивают способы определения границы «знаю – не знаю», «умею – не умею». Механизмом управления является создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью.

Изменение системы оценивания образовательных результатов направлены на то, чтобы ученики не боялись проверочных работ, не боялись допускать ошибки. Ученик относится к проверочной работе, прежде всего, как к возможности проверить свои знания, выяснить, что он знает и умеет делать хорошо, а в чем испытывает затруднения. Главным для меня при оценке учащегося является определение степени индивидуального продвижения ребенка в системе саморазвития, а не сравнивание его результатов с результатами других детей. Для этого необходимо обучать детей навыкам самостоятельной познавательной деятельности. Это порождает необходимость включения в систему оценки учебных достижений самоконтроль и содержательную оценку учащихся. Урок должен быть наполнен не отметочной активностью учителя, а самооценочной деятельностью учащихся. С этой целью стараюсь меньше выставлять оценки за устные ответы детей, особенно в процессе выполнения творческих заданий, при высказывании детьми собственного мнения, выдвижения гипотез, участия в поисковой деятельности. В подобных ситуациях отметки только тормозят активность детей, вызывают боязнь ошибиться, высказать неправильное суждение. Отметки ставлю в первую очередь за письменные работы контролирующего характера. Балльную отметку дополняю вербальной оценкой, т.е. кратко характеризую выполнение задания в опоре на четкие критерии оценивания. Для придания уроку рефлексивного характера постоянно задаю учащимся вопросы, такие как: зачем мы это изучаем? каких знаний у тебя не хватает, чтобы решить поставленную задачу? каким способом ты решал поставленную задачу? как научить других выполнять подобные задания? как то, что мы изучали раньше, связано с тем, что изучаем сейчас? в чем причина допущенной ошибки? как в будущем избежать подобной ошибки?

Подведение итогов урока как отдельный этап должен стать этапом рефлексии. В дополнение к этому каждый ученик может оценить свою работу на уроке по заданным критериям. Учащиеся соотносят итоги урока с намеченным планом и определяют, выполнен ли план, анализируют меру собственного продвижения к цели. да планируемых результатов обучения: предметные, метапредметные и личностные результаты.  Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, включая диагностические процедуры в урок в единстве достижение предметных и метапредметных результатов.

Новая система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же мы организовали в нашей гимназии контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования? При оценивании я использую различные формы контроля и учета достижений младших школьников.

1. Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.

2. Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.

 В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому мой опыт работы в данном направлении считаю актуальным и остановлюсь на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется мною с 1 класса. По мнению Алексея Борисовича Воронцова, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять «Это я уже умею и знаю», «Этого я совсем не знаю, надо узнать», «Это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться». Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения в школе. Выполнив задание, ребенок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определенного цвета:

Зеленый – усвоил, не испытываю трудностей

Желтый – иногда испытываю трудности Красный – надо поработать

Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

Формирование учебной самооценки направлено на развитие потребности самоконтроле через анализ собственных результатов, развитие потребности  самоорганизации и самоизменении, развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Работу над проблемой формирования учебной самооценки мы в гимназии проводим в три этапа:

1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности. Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.

2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть: развитие умения описывать цель и результат достижения цели; формировать понятия «знания» как процесс достижения учебной цели.

3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть: использование заданий по предметам разного типа, проведение диагностических срезов, контрольных работ.

Самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.

Планируемые результаты обучения, заданные в программах в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся, позволяют использовать мне такую форму контроля, как тесты.

Говоря о достоинствах тестовой проверки, то они заключаются в скорости и объективности. Недостатком же является то, что если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний умений учащихся. Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытые от поверхностного взгляда знания способности учащихся. Большие перспективы перед тестами открываются в связи с появлением достаточно развитых средств диалогового общения человека с компьютером.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями, но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.

В своей работе по формированию учебной оценки использую разнообразные приемы и виды деятельности:

  • самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок;
  • предупреждение ошибок через тренировочные упражнения;
  • сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника;
  • комментированное письмо;
  • самопроверка, самооценка, взаимопроверка, взаимооценка в парах, в группе;
  • работа ассистентов учителя (широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания);
  • выполнение разноуровневых заданий, пользуясь листом самоанализа и самооценки.

После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме. Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание. Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре: в 1 классе для выявления исходного уровня обученности детей, для определения «зоны ближайшего развития», во 2-4 классах для определения уровня остаточных знаний, для определения сформированных УУД, для организации коррекционной работы в зоне «актуального развития».

Результаты стартовой и итоговых диагностик

в 1 – а классе за 2014-2015 уч.г

Выводы:

На начало года

на конец года

Высокий уровень

2 чел – 6,8 %

5 чел – 16,7%

Средний уровень

12 чел – 43,3%

16 чел – 53,3%

Ниже среднего

11 чел – 33,3%

7 чел – 20%

Низкий уровень

5 чел – 16,6%

2 чел – 6,8 %

Таким образом, в сравнении с началом года повысилось количество учащихся высокого и среднего уровней. Уменьшилось количество учащихся ниже среднего уровня и два учащихся остались на низком уровне.


Результаты контрольных работ по русскому языку в 1 а классе

Первое п\годие

На конец года

Высокий уровень

3

8

Средний  уровень

10

15

Ниже среднего

15

5

Низкий

7

2

Результаты контрольных работ по математике в 1 а классе

Первое п\годие

На конец года

Высокий уровень

3

7

Средний  уровень

9

13

Ниже среднего

12

8

Низкий

6

2

Анализ техники чтения в 1- а классе за 2014 – 2015 уч. г

Всего детей – 30 чел

Первое п\годие

На конец года

Выше нормы

6 чел

10 чел

Норма

9

13

Ниже нормы

15

7

Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений моих учеников на момент поступления в гимназию, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования гимназии. Вместе с педагогом-психологом стараемся организовать целостную работу по формированию УУД через предметные линии развития, через внеурочную деятельность, через применение проектной технологии, через систему коррекционных занятий.

Созданная в гимназии система мониторинга позволяет мне проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями. В обязанности учителя входят различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.

Внедрение новой системы оценивания без тесного взаимодействия с родителями невозможна. Поэтому уже в начале сентября на первом классном родительском собрании я знакомлю родителей с новой формой накопительной оценки – портфолио, зачитала Положение о портфолио обучающихся начальной школы, назвала основные разделы портфолио «Титульный лист»; «Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»; «Мои достижения», а так же указала целевые установки создания портфолио для ученика и для родителей.

Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной шкале.

Используемая в гимназии система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Систематический мониторинг с целью наблюдения за развитием и степенью сформированности учебных умений и навыков учащихся позволяет не только контролировать, но своевременно корректировать знания, умения учащихся. Это дает возможность наглядно увидеть картину усвоения тем, пробелы в знаниях, стимулирует учащихся.

Остановимся на образовательных результатах, которые обеспечивает реализация моего подхода к организации учебной деятельности.

Результаты контрольных работ по русскому языку

во 2 «а» классе  2015-2016 гг.

2 четверть

3 четверть

Высокий уровень

6

8

Средний  уровень

14

15

Ниже среднего

6

5

Низкий

4

2

Результаты контрольных работ по математике

 во 2 «а» классе 2015-2016 гг

2 четверть

3 четверть

Высокий уровень

6

8

Средний  уровень

13

15

Ниже среднего

7

5

Низкий

4

2


Качество знаний по предметам на конец 2 четверти  во 2 –а классе в 2015-2016  учебном году

Качество знаний по предметам в 3 четверти

2  «а» класса в 2015-2016 учебном году

Анализ техники чтения во 2 «а» классе за 2015 – 2016 уч. г

Всего детей – 30 чел

1 четверть

2 четверть

3 четверть

Выше нормы

8 чел

11 чел

12 чел

Норма

10

12

13

Ниже нормы

12

7

5

Из таблиц и диаграмм видно, что предметные результаты учащихся имеют положительную динамику. Заметен рост качества знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру.

Анализ предметной диагностики показывает, что у моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

  • они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
  • понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
  • умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
  • активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
  • у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Дополнительные занятия необходимы и детям с повышенным уровнем. В моем классе есть группа детей, значительно опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми я использую групповые и индивидуальные занятия, даю дополнительные задания повышенной трудности, использовала при этом задания олимпиадного уровня, игр-конкурсов «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Совенок».

Для оценки результативности могут служить участие и достижения учащихся в мероприятиях различного уровня.

Формирующее оценивание, проводимое в классе в рамках различных видов деятельности, дает четкую, объективную и репрезентативную картину умений детей и их прогресса. Формирующее оценивание позволяет качественно оценивать учебные достижения ученика. Оно проводится постоянно и систематически, и отражает реальный и значимый опыт обучения, который документируется посредством наблюдений описания конкретных ситуаций, анализа дневников, образцов реальной работы ученика, бесед, портфолио, заданий и другими способами. Формирующее оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способ еѐ решения и оценить собственные действия и достижения. Формирующее оценивание обеспечивает эффективную обратную связь между мной и учащимися. При этом получаю объективную информацию о степени освоения каждым учеником учебного материала, своевременно выявляю недостатки и пробелы знаний учащихся.Формирующее оценивание направлено  на работу с каждым учеником, выявление достижений младших школьников и определение уровня сформированности навыков, умений, а также систематическое измерение образовательного процесса учащихся, которое позволяет более точно и объективно оценивать достижения каждого ребёнка, способствует росту ребенка, учитывая интересы и способности ученика.

Учитель принципиально меняет процедуру оценивания и свою позицию в ней: организует оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценивания ученического действия в руки самого ребенка.

Основные правила формирующего оценивания, которые соблюдаю, чтобы достичь эффекта «оценивания для обучения»:

1. Необходимо регулярно обеспечивать обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.

2. Важно, чтобы учащиеся принимали активное участие в организации процесса собственного обучения.

3. В зависимости от изменения результатов обучения учащихся необходимо менять техники и технологии обучения.

4. Необходимо научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.

Обеспечение обратной связи – одна из целей оценивания. Обратная связь, свидетельствующая о достижениях(для учеников, учителей и родителей). Такая обратная связь может варьироваться от неформального оценивания «впечатления» до официальных письменных тестов, но главной целью является постоянное уведомление учеников и учителей о достижениях и развитии, например знаний, пониманий, навыков и т.д.

  Для обеспечения обратной связи на уроках использовала прием незаконченного предложения, подбора пословицы, поговорки, рефлексию достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал…-Теперь я знаю…). Учитывая возрастные особенности младшего школьника, пришла к выводу, что ребенку еще трудно проводить анализ собственной деятельности, именно поэтому на первоначальном этапе предлагала ребятам по кругу высказаться одним предложением,

выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: -сегодня я узнал…, -было интересно…, -было трудно…, -я выполнял задания…,-я понял, что…, -теперь я могу…, -я почувствовал, что…, -я приобрел…, -я научился…,-у меня получилось …, -я смог…, -я попробую…, -меня удивило…, -мне захотелось…

Используя приѐм «Закончи предложение» (Письменное интервью), ставила целью подвести итоги урока, обсудить то, что узнали, и то, как работали. Здесь важным моментом для детей является проанализировать свою деятельность на уроке, а для меня как учителя - эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Проводя системную работу из урока в урок, наблюдала насколько повышается уровень оценочной деятельности детей. Если на первых этапах дети просто перечисляли основные навыки, которые они приобрели в ходе изучения определенной темы (Я узнал, что такое неопределенная форма глагола), то в дальнейшем оценочные стали более интересней (Я научился работать в группе. Мне было трудно работу своего товарища. Урок дал мне для жизни опыт как нужно общаться с другими людьми, которых я плохо знаю).

Один из видов формирующего оценивания, обеспечивающим обратную связь, являются тестовые задания. Использование тестов на уроках очень актуально, так как они способствуют получению информации об ошибках, пробелах в знаниях и умениях учащихся. Тестовые задания имеют ряд достоинств: позволяют организовать разные виды контроля и проверки, провести их за  время, способствуют развитию учебной самостоятельности школьников. Но, как доказала практика, они будут эффективны только в том случае, если будет выполняться одно из педагогических условий – использование разных видов оценивания. Поэтому используя на своих уроках различные виды тестов, я использовала и разные виды проверки, такие как самопроверка с использованием цветовых сигналов, взаимопроверка, которая показала, что дети серьѐзно относятся к роли«учителя», тщательно проверяют работы, обращаясь к образцу. Но, следует учитывать, что оценить себя младшим школьникам труднее, чем товарищей, поэтому начинать нужно с взаимооценивания работ, а потом проводить самооценивание. Желательно, чтобы самооценка предшествовала оценке учителя. При оценивании учителем, учащийся может согласиться с оценкой и не согласиться. Чтобы не было расхождения в оценивании, дети знакомятся со шкалой оценок, т.е. за какое количество правильных ответов выставляется данная оценка.

Оценивание одноклассников и самооценивание. Формирование действия самоконтроля и самооценки может происходить и при работе в группе. Ведь, работая в группе, дети учатся не только планировать совместные действия, но и контролировать и оценивать их. Рассмотрим на примере урока русского языка по технологии «Ищу ошибки». Учащимся раздаются листы с текстом, в котором допущены ошибки на изучаемые орфограммы. В начале урока обозначаю цель и задачи урока: - Ваша задача – найти и исправить ошибки. Сначала будете работать самостоятельно, затем свои результаты должны будете зафиксировать  в «Оценочном листе». Работать необходимо ручкой с зеленой пастой. На следующем этапе урока предлагаю детям объединиться в группы по 4 человека и обсудить в группе. Во время работы групп наблюдаю, как происходит распределение обязанностей в группе, при необходимости помогаю, консультирую. Распределение обязанностей в каждой из групп происходило по-разному. В одной группе дети читают предложения по очереди, проговаривают ошибку, исправляют, другие – контролируют. В другой группе один читает, проговаривает, исправляет, другие – соглашаются или предлагают свои варианты. Каждый отмечает ошибку в своем тексте зеленой пастой. Затем идет групповой подсчет найденных ошибок, и результаты фиксируются в«Оценочном листе», но уже в графе «Работа в группах». Данный вид работы позволяет сравнить результаты собственной работы с групповой деятельностью. На данном этапе работы интересно наблюдать за работой групп, за тем как детям удается организовать совместную деятельность. К сожалению, не всем удается эффективно организовать свою работу, есть группа, где все участники просто подчинились более сильному ученику и не  пытались принять участие в групповом обсуждении. После выполнения задания представители от групп сообщают о количестве найденных ошибок на каждую из орфограмм. Затем предлагаю учащимся оценить не только содержательную работу в группе, но и организацию совместной работы, используя памятку для групповой рефлексии.

Процесс оценивания работы своего сверстника имеет ряд сильных преимуществ по сравнению с оцениванием, проведенным учителем:

-ученики изучают другие способы оценивания и получают более широкий обзор возможностей;

- при помощи оценивания они лучше усваивают тему, так как, оценивая работу товарища, вновь возвращаются к теме урока, чтобы не допустить ошибки при выставлении оценки;

-ученикам очень нравится такой метод, и как «помощники», так и «те, кому помогают»,своего рода это ролевая игра.

Вначале их привлекала внешняя сторона (возможность быть учителем дает им своего рода власть), но затем дети поняли насколько это трудный и ответственный процесс. На данном этапе формируется ответственность ученика за свои действия, они учатся аргументировать свои оценки, указывать на допущенные ошибки.

В ходе работы над формированием навыков самооценивания учащихся:

1) Разработали с учениками лист самооценки деятельности на уроке, который заполняли по мере необходимости.

2) Предлагала ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, «плюсы» на полях в тетради.

3) Разработали систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ребенка, а также весь материал, созданный самим учеником (графические схемы, памятки, схемы разбора и т.д.).

4) Заполняли лист индивидуальных достижений, а также диагностические карты, оценочные листы.

 Преимущества самостоятельной оценки своих знаний и умений:

- заставляет учащихся осознавать цели и знакомит их с особенностями работы, отвечающей требованиям;

- помогает им выработать решения как развиваться далее, то есть, определять пробел между существующими навыками и целями обучения;

- способствует тому, чтобы учащиеся брали на себя ответственность за собственное обучение;

Учащиеся размышляют над собой, как над обучающимися и, таким образом, учатся учиться.

Самое важное преимущество самостоятельной оценки своих знаний согласно многим теоретикам состоит в том, что такая оценка заставляет учащихся понимать, что успех или неудача зависят не от таланта, удачи или способности, а от практики, усилий и применения правильных стратегий. Когда учащиеся понимают это, они мотивированы на совершенствование своих умений и навыков.

Оценка метапредметных результатов

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд  коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.

Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнѐрами и т.д. По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года). Во 2 классе  диагностика УУД проводился один раз, в конце 3 четверти.

                                                        Результаты мониторинга

                                         РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД учащихся 2 «а» класса

Цель: определить уровень регулятивных возможностей учащихся начальной школы:

оценить уровень дифференциации практической и учебной задачи, проверить уровень

планирования действий, умение сохранять саморегуляцию в процессе выполнения работы и умение оценивать свою работу.

Методики: Вергелес «Чему ты учился?», «Палочки и черточки», «Шкала успеха»;

А.Б.Воронцова «Найди фигуру».

Анализ результатов:

Рассмотрим результаты исследования уровня развития регулятивных учебных действий второклассников, которые отражают умение учиться и способность к организации своей деятельности: целеполагание, планирование, контроль, оценка.

Уровни сформированности целеполагания

Большинство учащихся 2 «А» класса 64 % имеют высокий уровень сформированности  целеполагания, они умеют выделять учебную задачу, самостоятельно сформулировать познавательную цель: «Учился применению определенного правила, овладению способом решения задачи», «Учился находить закономерность». 26 % учащихся находятся на начальной стадии дифференциации учебной и практической задач: «Учился думать», «Старался быстро решить задачу». Данные учащиеся осознают свою цель и структуру найденного способа решения, могут дать отчет о своих действиях после принятого решения. 10 % учащихся не умеют выделять учебную задачу: «Заполнял таблицу», «Вставлял пропущенные буквы». Эти учащиеся принимают и выполняют только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируются, не могут выделить промежуточные цели, нуждаются в контроле со стороны учителя.

Уровни развития умения планировать

Одним из критериев сформированности у учащихся произвольной регуляции своей

деятельности выступает умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

Большинство учащихся 2 «а» класса показали высокий уровень умения планировать – их исследовательская работа протекает во внутреннем плане. 37 % учащихся для построения плана ещѐ требуется опора на реальные предметы.

Они применяют эмпирический способ планирования (опытный). Один учащийся действует путем проб и ошибок, ему требуется постоянная помощь взрослого.

Уровни развития контроля

Большинство учащихся класса осуществляют актуальный рефлексивный контроль:

они самостоятельно обнаруживают ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условием задачи, и вносят коррективы.

33 % учащихся класса осуществляют актуальный контроль на уровне произвольного внимания. При выполнении действия ученики ориентируется на правило контроля и успешно используют его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.

С низким уровнем учащихся нет.

Уровни развития самооценки

Оценка – констатация достижений поставленной цели или меры приближения к ней и причин  неудачи, отношение к успеху и неудаче. Большинство учащихся умеют адекватно воспринимать оценки и самостоятельно обосновывать еще до решения задачи свои силы, правильно оценивают результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка.

26 % учеников класса прогностически относятся к оцениванию: приступая к решению новой задачи, пытаются оценить свои возможности, но чуть завышают или занижают свои результаты. К отметкам учителя относятся критически.

Вывод. Регулятивные умения сформированы на уровне выше базового у большинства

обучающихся 2«а» класса. К концу второго класса у них сформирована произвольная

регуляция своего поведения и деятельности: четвероклассники умеют выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Результаты мониторинга

                                         Коммуникативных УУД учащихся 2 «а» класса

Цель: оценить коммуникативные навыки учащихся

Методики: Г.А. Цукерман «Рукавички»

                   Г.А. Цукерман «Узор под диктовку»

                  Г.А. Цукерман «Кто прав»

                   Тест «Выпиши предложения» по книге Вергелес «младший школьник: помоги ему учиться»

Анализ результатов:

                          Коммуникация как взаимодействие - коммуникативные действия,

направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности.

От второклассника требуется учет возможностей различных позиций и точек зрения на

какой-либо предмет или вопрос и координация различных позиций в сотрудничестве.

Умение учитывать разные мнения

Большинство учащихся 2 «а» класса преодолели эгоцентрическую позицию в межличностных отношениях, они понимают относительность мнений и подходов к решению проблем. 48 % учащихся допускают возможность различных точек мнения, стараются ориентироваться на позицию других людей, отличную от их собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.

Коммуникация как кооперация – коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т.е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной

деятельности.

Все учащиеся – 100 % активно включаются в общие занятия, где и возникает настоящее сотрудничество: дети умеют договариваться друг с другом, находить общее решение, помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль.

Коммуникация как условие интериоризации –коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

В соответствии с нормативной картиной развития четвероклассники должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Большинство учащихся 2 «а» класса в процессе активного диалога достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.   18 % учащихся класса не всегда прислушиваются друг к другу, но и они умеют вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, помогать, благодарить.

26 % второклассников плохо умеют выражать свои мысли.

Вывод. В данном исследовании были выделены три типа учащихся с точки зрения их общения в школе.

К первой группе – дружелюбному типу – могут быть отнесены 74 % учащихся. Эту группу школьников отличает ярко выраженная Я - концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам. Следствием этого также является высокий уровень дружелюбия, удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений, с также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений.

26 % учащихся принадлежит ко второй группе – неуверенному типу. Эти учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений. Они испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении).

Учащихся третьей группы, условно названных как эгоцентричный тип, во 2 «а»классе нет.

                                                  Результаты мониторинга

                                         Личностных УУД учащихся 2 «а» класса

Цель: определить итоговый уровень развития основных компонентов личностного развития обучающихся.

Методики:  Ж. Пиаже. Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи «Посуда»

Ж. Пиаже. Задание на выявление уровня моральной децентрации «Булочка»

Ж. Пиаже. Моральная дилемма. «Портфель»

Н.Г. Лусканова «Анкета для оценки уровня школьной мотивации»

Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн «Методика определения самооценки»

Анализ результатов:

Самооценка является составной и неотъемлемой частью развития личности.

Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности младшего

школьника. Родители задают исходный уровень притязаний ребѐнка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работой и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определѐнный уровень притязаний, который носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается, он  достаточно дифференцирован, зависит от того, чем занимается ребѐнок и насколько это для него значимо.

У 26 % учащихся выявлен высокий уровень развития самооценки, у них преобладает адекватная самооценка, которая позволяет ученику правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Эти дети активны, бодры, общительны, обладают чувством юмора. Они с интересом самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи в соответствии со своими возможностями. После успеха решения задач выбирают такую же или более трудную, после неудачи проверяют себя или берут менее трудную. Их прогнозы на своѐ будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными. Причѐм их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

У 74 % учащихся выявлен средний уровень развития самооценки, у них преобладает неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Неадекватная низкая самооценка снижает уровень социальных притязаний ученика, способствует развитию неуверенности в собственных возможностях. Такие дети очень ранимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки, сосредоточены на себе, неуспехи затрудняют их общение с детьми и взрослыми. Эти дети чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

По сравнению с первым  классом, на 15 % увеличилось число детей имеющих высокую адекватную самооценку.

Мотивация - это процесс, поддерживающий психическую активность человека наопределѐнном  уровне. Учебная мотивация порождается двумя группами мотивов:

1. социальные:

а) отрицательные: осознание неприятностей, которые могут возникнуть, если не будешь

учиться; выговоры, угрозы родителей; напоминания учителей.

б) положительные: долг перед близкими, желание получить одобрение.

2. порождѐнные учебной деятельностью: любознательность, приобретение знаний, интеллектуальная активность, стремление к умственной деятельности, творчеству, преодолению препятствий.

Исследования показали, что основная часть класса – 52 % проявляют высокую учебную активность. У детей сформировано стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые гимназией  требования, есть познавательный мотив. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

У 48 % детей познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, но они испытывают положительное отношение к школе. Для таких детей школа – то место, где можно пообщаться  со своими друзьями, узнать от них много нового и интересного.

С низкой мотивацией – учащихся нет.

По сравнению с прошлым учебным годом прослеживаются небольшие изменения– на 4 % увеличилось число учащихся, имеющих высокий уровень мотивации.

Нравственно -этическая ориентация – это знание нравственных категорий, эмоционально - ценностное отношение к нравственным нормам, умение следовать в поведении нравственным нормам.

Во 2 «а» классе 70 % учащихся усвоили нормы взаимопомощи с учетом децентрации. Данные учащиеся показали умение принимать решения исходя из соотнесения нескольких моральных норм: ответственности, справедливого распределения и взаимопомощи. Они способны отказаться от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи.

30 % усвоили нормы взаимопомощи с учетом децентрации частично. Эти учащиеся  знают  основные  моральные  нормы  (справедливое  распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), но не всегда их применяют. Учащихся с отсутствием ориентации на выполнение норм в классе нет. По сравнению с первым классом, на 40 % увеличилось число детей имеющих высокий уровень нравственно-этической ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ и оценка качества образовательного процесса

Анализ и оценка качества образовательного процесса...

Оценка качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе - это урок....

«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».

laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....

Анализ и оценка качества образовательного процесса и образовательных результатов

Использование современных технологий обучения  в начальной школе в процессе реализации ФГОС...