Организация коррекционной работы по результатам мониторинговых исследований оценки качества образовательных достижений учащихся 1-3 классов в соответствии с ФГОС НОО
статья

Трохина Юлия Владимировна

Обобщение опыта коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в освоении ООП НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_po_itogam_monitoringa.pptx2.32 МБ
Файл doklad.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

Слайд 2

Методические рекомендации ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО»

Слайд 3

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение1 Запиши слова, вставь пропущенные буквы. В а гон, я зык, ш ё л, х о р о шо, к о ньки, лес т ница, г о рох, з десь, се я лка, с и рень. Выдели слова: а ) в которых букв больше чем звуков; б) в которых звуков больше чем букв; в) количество звуков и букв совпадают; г) все согласные звуки твёрдые; д) все согласные звуки мягкие.

Слайд 4

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение2. Укажи, какие слова содержат звук [ j ]. Как этот звук обозначен на письме? Род и на , г е рой, пут е шествие, Р осс ия, ру сс кий, р я бина, в о р о бей, р асс т о яние.

Слайд 5

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение3. Раздели слова на три группы: Яг о да, к а стрюля, в о скресенье, к о стёр, н о ябрь, о вёс, е щё, пут е шествие, с а лют, се я лка, я нварь. 1) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных; 2) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных; 3) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в начале слова.

Слайд 6

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение 4. Запишите слова в тетрадь, заменяя звуковые записи буквенными. [ багаш ], [ б'ир'оза ], [ ат'эц ], [ й'анвар '], [ шол ], [ аб'эт ], [ марос ]

Слайд 7

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение 5. Запиши текст, данный в транскрипции, по правилам русской орфографии и пунктуации: [ у м’ин’а п’ич’ал’ный ’ в’ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ихай’у / йа ахр’ип // што т акой’э // эта гр’ип // н’и рум’аный ’ гр’ип в л’ису / а паганый ’ гр’ип в насу //].

Слайд 8

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ Упражнение 6. Текст этого стихотворения записан на слух, и первоначальный смысл сильно исказился. Восстановите правильный текст. Всев пыли дорожки с ада, Выть и рать с Кореи надо. Надо рожки есть и сор, Нос клонил с атак забор, Штопать Ане что ль корейку, Рухнет тут жена о лейку.

Слайд 11

Формы работы над задачей Работа над решенной задачей. Решение задач различными способами. Представление ситуации, описанной в задаче. Изменение вопроса задачи. Решение обратных задач.

Слайд 12

Виды упражнений Выбери вопросы к этому условию: У Сережи 12 марок, а у Миши – 8 марок. У кого из мальчиков марки красивее? Сколько книг прочитали дети? На сколько марок у Сережи больше, чем у Миши? Сколько всего марок у мальчиков?

Слайд 13

Виды упражнений 2. Правильно ли составил задачи Незнайка? В цирке выступают 3 больших собаки и 5 маленьких и 4 кошки. Сколько всего собак выступает в цирке? На аэродроме 6 вертолетов и 5 самолетов. Какого цвета вертолеты? На столе 12 глубоких и мелких тарелок. Из них 6 тарелок - глубокие. Сколько мелких тарелок на столе?

Слайд 14

Виды упражнений 3. Составь задачи, используя данные: В школу привезли 10 маленьких столов и 7 больших. 9 столов поставили в наш класс, а остальные – в соседний.

Слайд 15

Моделирование задачи Найди соответствующую схему к задаче. Составь по схеме задачу. Какому из текстов соответствует эта модель? Какие модели можно построить для этой задачи? Дополни схему числами.

Слайд 18

Умения, требующие коррекционной работы: общее понимание содержания текста; умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде; установление последовательности событии; формулирование несложного вывода на основе прочитанного.

Слайд 19

Нетрадиционные приемы работы с текстом Прием «Составление кластера» Прием «Верные и неверные утверждения» Прием «Написание синквейна» Прием «Толстые и тонкие вопросы» Прием «Ключевые слова» Прием «Лови ошибку».

Слайд 20

Приём « Кластер» (гроздья ) Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия Текст Основная мысль Заглавие Смыс ловые части Тема План

Слайд 23

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»  п.г.т. Уренгой Пуровского района

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

УЧАЩИХСЯ 1-3 КЛАССОВ

В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО

(Выступление на КМО учителей начальных классов п.г.т. Уренгой)

Подготовили: Е.Н. Медведева,

учитель начальных классов,

Ю.В. Трохина,

учитель начальных классов,

Казакова Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов.

2015/2016 учебный год

  В 2013 году Ямало-Ненецкий автономный округ включился в проект по апробации модели оценки качества образования в начальной школе в соответствии с федеральным государственным стандартом.

В ходе проекта осуществлялась внешняя (независимая) оценка уровня и качества освоения основной образовательной  программы начального общего образования каждым обучающимся данного образовательного учреждения по трем предметам «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение».

Содержательной и критериальной основой оценочной процедуры являются планируемые результаты освоения образовательной программы начального образования («Выпускник научится»).

Учителя нашей школы строят коррекционную работу на основе методических рекомендаций по преодолению затруднений учащихся по итогам мониторингов оценки образовательных достижений учащихся в соответствии с ФГОС НОО. Данные рекомендации подготовлены кафедрой управления развитием общего образования ГАУ ДПО ЯНАО «РИРО» в целях оказания помощи широкому кругу специалистов: руководителям, педагогам образовательных организаций.

Рекомендации подготовлены для оказания методической помощи педагогам начальных классов по содержательным блокам предметных областей «Математика», «Русский язык» и «Литературное чтение» согласно реестру затруднений учащихся, составленному специалистами регионального центра оценки качества образования по результатам мониторинга оценки образовательных достижений обучающихся в соответствии с ФГОС НОО. Они помогают правильно и своевременно скорректировать учебный процесс по определенным темам.

Для содержательного анализа результатов оценочной процедуры учителю необходима информация об уровне выполнения заданий учащимися, а также их затруднениях в изучении содержательных блоков конкретных предметов. В рекомендациях представлен реестр затруднений учащихся с 1 по 3 класс по содержательным блокам.

Результаты мониторинга помогают учителю оценить уровень образовательных достижений учащихся и разработать конкретные, личностно-ориентированные рекомендации.

С детьми, показавшими низкий уровень образовательных достижений, педагогами организована коррекционная работа по предметным умениям. Для детей, показавших высокий уровень образовательных достижений, тоже составлен план психолого-педагогической поддержки ребенка.

Согласно реестру затруднений учащихся по итогам мониторинга оценки образовательных достижений первоклассников по русскому языку в содержательном блоке «Фонетика и графика» с базовым уровнем заданий по определению характеристики парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков, а также сопоставления звуковой и графической формы слова справились 55.73 % первоклассников, тогда как коридор решаемости должен соответствовать 60-90%. При выполнении задания на сопоставление описания звукового состава слова и графической формы слова только 37,28 % первоклассников справились с повышенным уровнем сложности, тогда как коридор решаемости таких заданий должен быть не менее 40% первоклассников.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1классе, так как учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Важно уже на начальном этапе обучения дать детям на основе их собственных наблюдений твердое представление о принципиальной разнице звуков и букв. В начальной школе ребенок учится выделению слов из речевого потока, выделению в слове слогов и звуков, определению места ударения, соотнесению звука и буквы, обнаружение и объяснение законов фонетики (редукция гласных [о], [а], оглушение звонких согласных и озвончение глухих).

В программе 1-4-х классов довольно много внимания уделяется звуковому разбору. Но, несмотря на это, у многих учащихся недостаточно хорошо развиты знания звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях учеников создают большие трудности.

Одним из видов языкового анализа в связи с изучением фонетического материала является фонетический разбор. На  уроках русского языка во 2-4 классах упражнения по фонетике обычно комбинирую с орфографическими упражнениями. Например, при проведении словарной работы применяю следующие упражнения.

 Упражнение1. Запиши слова, вставь пропущенные буквы.  

Вагон, язык, шёл, хорошо, коньки, лестница, горох, здесь, сеялка, сирень.

После записи и разбора словарных слов, предлагаю детям выделить слова:

а) в которых букв больше чем звуков;

б) в которых звуков больше чем букв;

в) количество звуков и букв совпадают;

г) все согласные звуки твёрдые;

д) все согласные звуки мягкие.

 Упражнение 2. Укажите, какие слова содержат звук [ j ]. Как этот звук обозначен на письме?

Родина, герой, путешествие, Россия, русский, рябина, воробей, расстояние.

Упражнение 3. Разделите следующие слова на три группы:

Ягода, кастрюля, воскресенье, костёр, ноябрь, овёс, ещё, путешествие, салют, сеялка, январь.

1) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных;
2) гласные буквы
е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных;
3) гласные буквы
е, ё, ю, я находятся в начале слова;


Упражнение 4. Запишите слова в тетрадь, заменяя звуковые записи буквенными.

[багаш], [б'ир'оза], [ат'эц], [й'анвар'], [шол], [аб'эт], [марос]

Для учащихся, показавших высокий уровень образовательных достижений, можно предложить выполнение следующих упражнений.

Упражнение 5. Запиши текст, данный в транскрипции, по правилам русской орфографии и пунктуации: 

[у  м’ин’а  п’ич’ал’ный’  в’ит // галава май’а  бал’ит // йа  ч’ихай’у / йа  ахр’ип //  што т акой’э // эта  гр’ип // н’и   рум’аный’  гр’ип  в  л’ису / а  паганый’  гр’ип  в  насу //].

Упражнение 6. Текст этого стихотворения записан на слух, и первоначальный смысл сильно исказился. Восстановите правильный текст.

Всев пыли дорожки с ада,            

Выть и рать с Кореи надо.            

Надо рожки есть и сор,                

Нос клонил с атак забор,

Штопать Ане что ль корейку,      

Рухнет тут жена о лейку.            

ОТВЕТ

Все в пыли дорожки сада,

Вытирать скорее надо.

На дорожке есть и сор,

Но склонился так забор,

Что потянешь только рейку,

Рухнет тут же на аллейку.

В нашей школе проводится мониторинг по оценке предметных результатов начального общего образования по годам обучения. Согласно мониторингу предметных результатов по разделу «Фонетика и графика» (базовый уровень) 33% учащихся 1а класса – 8 человек из 24 испытывали затруднения по умениям данного раздела. К концу обучения в начальной школе, трудности наблюдаются у 16% учащихся 4а класса – 4 человека из 25.

        Результаты мониторинга оценки образовательных достижений по математике показали, что с решением текстовой задачи, которая относится к заданиям повышенного уровня, справились лишь 35,11% первоклассников. Решение текстовых задач традиционно представляет собой трудность для учащихся. И наши ученики – не исключение.

Для эффективного решения этой проблемы нужно использовать различные формы работы над задачей. Это:

  1. Работа над решенной задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения.
  2. Решение задач различными способами.
  3. Представление ситуации, описанной в задаче.
  4. Изменение вопроса задачи.
  5. Решение обратных задач и т.д.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Конечно, нужно начинать с работы над простой задачей. В 1 классе мы начали выполнять такие упражнения:

  1. Выбери вопросы к этому условию: у Сережи 12 марок, а у Миши – 8 марок.

- У кого из мальчиков марки красивее?

- Сколько книг прочитали дети?

- На сколько марок у Сережи больше, чем у Миши?

- Сколько всего марок у мальчиков?

2.   Правильно ли составил задачи Незнайка?

- В цирке выступают з больших собаки и 5 маленьких и 4 кошки. Сколько всего собак выступает в цирке?

- На аэродроме 6 вертолетов и 5 самолетов. Какого цвета вертолеты?

- На столе 12 глубоких и мелких тарелок. Из них 6 тарелок - глубокие. Сколько мелких тарелок на столе?

3. Составь задачи, используя данные: в школу привезли 10 маленьких столов и 7 больших. 9 столов поставили в наш класс, а остальные – в соседний.

 При использовании приема «моделирование задачи» можно предложить такие

упражнения:

  1. Найди соответствующую схему к задаче.
  2. Составь по схеме задачу.
  3. Какому из текстов соответствует эта модель?
  4. Какие модели можно построить для этой задачи?
  5. Дополни схему числами и т.д.

К концу 4 класса упражнения усложняются. Используя эти и другие эффективные приемы работы над текстовой задачей, мы добились таких результатов: в конце первого года обучения из 22 учащихся 1в класса трудности испытывали 10 человек. Это 45% учащихся класса. Сейчас трудности по этому предметному умению у 4 человек. Это 20%.

После анализа работы по литературному чтению также был составлен реестр затруднений. Наиболее часто встречаются ошибки при формировании следующих умений:

-общее понимание содержания текста;

-умение находить информацию, заданную в явном и неявном виде;

-установление последовательности событии;

-формулирование несложного вывода на основе прочитанного.

Хотелось бы подробнее остановиться на нетрадиционных приемах работы с текстом, которые предлагает технология развития критического мышления.

Прием «Составления кластера». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Система кластеров охватывает большое количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

Прием «Верные и неверные утверждения». Этот прием может быть началом урока. Из предложенных утверждений в начале урока ученики выбирают на их взгляд верные. На стадии рефлексии возвращаемся  к этому приему и выясняем, какие из утверждений были верными.

Прием «Написание синквейна». Синквейн – самая легкая форма стихотворений по алгоритму. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна. На второй строке записываются два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой – короткая фраза, в которой ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – слово-резюме.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». Их можно оформить в виде таблицы. Тонкие вопросы: кто? Что? Когда? Толстые вопросы: почему вы так думаете?

Прием «Ключевые слова». По ним можно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности.

Прием «Лови ошибку». Важно, чтобы подготовленный текст содержал в себе ошибки 2-х уровней: явные и скрытые, которые можно выявить только после изучения нового материала. Для этого в конце урока нужно вернуться к тексту.

Рассмотрим, как можно использовать прием «кластер» при работе с текстом. В центре сам текст. От него идут 4 составляющие: основная мысль, смысловые части, тема и заглавие. Дальше можно предложить учащимся придумать свои варианты названий. После выделения смысловых частей составить план текста. Проследить, что отражает заглавие: тему или основную мысль? Главное - это фиксировать все ответы и предложения детей.

Итак, после коррекционной работы в урочной и внеурочной деятельности, мы добились следующих результатов: в конце первого года обучения затруднения при работе с тестом испытывали 55% учащихся 1в класса, это 12 человек. Сейчас, к середине 2 класса, трудности у 20% учащихся, то есть у 4 человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)

Результаты оценки образовательных достижений учащихся 2 класса в конце учебного года (2014)...

Примерные тесты по физической культуре для учащихся 3-4 классов в соответствии с ФГОС

Тесты содержат теоретические вопросы для учащихся 3-4 классов. I четверть...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Использование результатов внешней оценки мониторинга образовательных достижений обучающихся по русскому языку с целью повышения качества знания"

«Образование – величайшее из земных благ,если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Киплинг...

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагог...

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов (из опыта работы)

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов( из опыта работы)    Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен...