Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов (из опыта работы)
статья

Хабинова Октябрина Ринчиновна

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов

( из опыта работы)

 

   Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений. Успешность решения поставленной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся умения осуществлять контроль и оценку своих действий. Для достижения данной цели недостаточно контролировать, оценивать, корректировать только знания. Необхо­димо развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, отслеживание их динамики, развитие общих способностей. Важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся 1-2 классов

( из опыта работы)

   Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений. Успешность решения поставленной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся умения осуществлять контроль и оценку своих действий. Для достижения данной цели недостаточно контролировать, оценивать, корректировать только знания. Необходимо развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, отслеживание их динамики, развитие общих способностей. Важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.  

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

 В соответствии с ними в своей работе:

1. Фиксирую цели оценочной деятельности:

а) ориентирую на достижение результата

-духовно – нравственного развития и воспитания (личностные результаты),

-формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),

-освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечиваю комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);

в) обеспечиваю возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами – возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования

2. Фиксирую критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксирую условия и границы применения системы оценки.

Вместо воспроизведения знаний теперь оцениваю разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.

Структура нового образовательного результата (по  ФГОС)

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

-ценностно – смысловые установки личностной позиции;

-основы российской и гражданской идентичности;

-социальные компетентности;

-мотивация

-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) -  основа умения учиться;

-межпредметные понятия

-опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;

-система знаний - основа научной картины мира

     Оценивание  учащихся с ОВЗ должно носить  коррекционное направление, а не контрольно-карательное. Оценка достижения предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися,  даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом. Оценка в обучении таких детей должна быть: стимулирующая; эмоционально-регулирующая; направляющая; организующая; обучающая.

  Именно таким видом оценивания является формирующее   оценивание или, как его часто называют, оценивание для обучения.  Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Такое оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием.

      В  своей педагогической деятельности использую различные способы оценки учебных достижений учащихся, такие как:

1. Обучение самооцениванию.

2. Создание ситуации успеха.

3. Использование содержательной оценки.

4. Использование символов, знаков, образов в процессе учения

5. Папка учебных достижений.

    Эти способы основываются на оценивании в соответствии с критериями и предполагают обратную связь. Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится формирующей. Разностороннее формирующее оценивание учащихся на каждом этапе урока позволяет мне видеть работу каждого ученика и помогает при выставлении итоговой оценки. Формирующее оценивание  фиксирует  индивидуальные достижения, личный  прогресс ученика на этапе освоения образовательной программы и является одним из основных видов деятельности на уроке, направленное на самосовершенствование.

  Ключевой момент  стратегии формирующего оценивания -  в оценивание учитель вовлекает каждого ученика. Оно мотивирует ученика и помогает ему сделать следующие шаги в учении, улучшить свои достижения. Учитель помогает ребенку сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо он что - то делает. Для этого в начале  урока вместе с детьми обсуждаю  цели, учебные показатели. На доступном детям языке  с учениками  обсуждаю, чему они могут научиться, и что смогут сделать  в конце  или по ходу урока. В процессе всего урока детям дается обратная устная и письменная связь  в виде ответов на их вопросы. Это позволяет ученикам определить, в чем они были успешны  и над чем им надо поработать, чтобы продвинуться дальше.

   С действием контроля и самооценки ученики встречаются буквально с первых уроков. Сначала им предлагается определить, с каким настроением они заканчивают урок, день. Для этого они должны выбрать рисунок с соответствующим настроением на лице и постараться найти причину, вызвавшую такое настроение. Далее его задача усложняется. Ученик должен оценить свои учебные умения. В процессе работы при безотметочном обучении с учащимися в 1 классе, мною используются  различные формы самооценки:

   «Цветовые дорожки» - позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, уверенно ли он чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, ученик делает пометки в своих тетрадях на полях или рядом с домашней работой или классной. Красный цвет – это сигнал тревоги:  мне  трудно, я в этом не разобрался, нужна помощь, желтый – я не совсем это понял, зеленый – мне все ясно, я с этим справился.  Посмотрев тетради, вижу, кто в каком вопросе нуждается в помощи.

«Светофор»:  другой вариант той же методики, дает возможность посылать сигналы по ходу урока. Для этого у детей есть карточки  тех же трех цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание,  дети поднимают одну из трех карточек, сообщая о том, насколько им по силам это задание.

 Текущая  оценка  учебных достижений  фиксируется  с помощью особых условных шкал - «волшебных линеечек»: на полях тетрадей ученик чертит шкалу и отмечает крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

«Оценочная лесенка»: ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька - ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

     При подведении итогов любого этапа урока законченность придает формирующее оценивание учащихся. Применяются следующие техники:

 «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока.  Этапы стратегии позитивного оценивания: положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»), указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»),  анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»),  обсуждение, выражение уверенности («Но в следующий раз, я уверена, у тебя получится…»).

«Закончи предложение»  Какие новые знания ты получил? Начни  свой ответ со слов:  я узнал…

Я теперь знаю…  Мне было интересно… Я хочу еще узнать…

  Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают невидимые струны души и вызывают положительные эмоции, которые сопутствуют формированию внутренней мотивации. Одобрительный взгляд или жест тоже  становятся видами формирующего оценивания. Прежде всего, такой вид оценивания важен для детей с ОВЗ начальной школы, когда закладываются личностные основы, способность к самообучению, самостоятельному выстраиванию стратегии решения проблемы.

     Для получения информации об уровне развития умений каждого ученика, для проверки 

качества усвоения учебного материала я использую на уроках контрольно-измерительные материалы, включающие в себя разные виды контроля и оценки. Использую КИМы, содержащие задания как базового, так и повышенного уровня, что позволит ученику, выполняющему задания, сохранить и повысить свою учебную мотивацию и увеличить качество обученности. Обучающийся, выполняя различные задания, имеет возможность получить  оценку не только уровня  своих  знаний  и  результата  деятельности  (учительская оценка), но  и  определить, достаточно ли у него знаний для решения данной задачи, каких  знаний  ему  не  хватает  (прогностическая и рефлексивная оценка), т.е. оценить  себя  сам.

В оценочных таблицах, куда   в   результате совместной   работы с учеником вносятся критерии оценивания, напротив критерия первоклассник   учится   ставить соответствующий знак. Такое фиксирование выполнения каждого критерия, каждого шага приучает младшего   школьника к внутреннему самоконтролю, формирует навык- повторением состава той или иной операции и обеспечивает результативность    образовательного процесса. Например, на уроке математики я предлагаю ученику заполнить   следующую   оценочную   таблицу.
Задание. Оцени своё решение задачи.

Мои результаты

Моя оценка (+/ -)

Оценка учителя   (+/ -)

Составил(а) правильную схему

Верно решил(а) задачу

Правильно написал(а) ответ

     Использование   знаков «+» и «-», словесное оценивание помогало   ребятам анализировать результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания, над чем нужно работать.

     В работе с учеником Дамбаевым Бато (ЗПР, АООП) в  первом классе использовала  только словесное  оценивание, так как  он не понимал критерии оценивания. На уроках старалась создавать ситуацию успеха, чтобы повысить мотивацию к учению, уверенность в собственные силы. Для развития самоконтроля и самооценки использовала лестницу успеха, предлагала ответить на вопросы:

Что получилось…?

Что не получилось…?

Над чем нужно еще поработать…?

Такие вопросы помогают учащемуся самому определить уровень усвоения учебного материала.

Начиная со второй четверти 2-го класса с  Бато постепенно ввела баллы. Мне, как учителю, было очень важно, чтобы ребенок приучился сравнивать свои результаты:     вчера  я  сделал  так, а сегодня  я сделал работу  на  …  баллов лучше. Я считаю, что оценивание учащихся не должно происходить только ради «оценки». Сам ученик посредством оценивания должен осознать свои ошибки, свои недочеты и что у него получается, над чем придется еще работать. Процесс оценивания образовательных результатов учащихся построен на содержательно-критериальной основе. На данный момент разработаны листы индивидуальных достижений или оценочные листы, которые позволяют фиксировать продвижение каждого ученика, определять задачи дальнейшей работы.

«Оценочные листы»  Во 2 классе были совместно с детьми выработаны  критерии:

Критерии на уроке чтения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

Критерии на уроке математики

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1.Безошибочное чтение

1. Записал  краткую запись к задаче

2.Правильная постановка ударений и пауз

2.Правильно  выбрал  арифметическое действие

3.Тон, темп, ритм по  настроению произведения

3.Верно выполнил вычисления

4. Чтение целыми словами

4. Правильно оформил задачу

5.Осознанное чтение

5.Написал работу чисто и аккуратно

Оценочный лист  по предмету « МАТЕМАТИКА»

ученика  Инхеева Димы, 1 класс МАОУ СОШ №60

Мои достижения.

Знаю, умею:

3 четверть

4 четверть

Оцениваю Я

Оценка родителей

Оценка учителя

Оцениваю Я

Оценка родителей

Оценка учителя

Счет от1 до 20

 

 

 

 

 

 

Разряды: единицы, десятки.

 

 

 

 

 

 

Единицы длины: сантиметр, дециметр, соотношения между ними.

 

 

 

 

 

 

Сравнение чисел второго десятка.

 

 

 

 

 

 

Состав чисел  первого десятка.

 

 

 

 

 

 

Компоненты сложения ( слагаемые , сумма)

 

 

 

 

 

 

Компоненты вычитания ( уменьшаемое, вычитаемое, разность)

 

 

 

 

 

 

Сложение и вычитание с числом 0.

 

 

 

 

 

 

Чтение числового выражения

 

 

 

 

 

 

Находить неизвестные компоненты арифметических действий ( неизвестное уменьшаемое и.т.д)

 

 

 

 

 

 

Запись цифр ( соблюдение размера, начертания, расположения)

 

 

 

 

 

 

Оформление записей в тетради.

 

 

 

 

 

 

Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг)

 

 

 

 

 

 

Дополнять текст  задачи, вносить нужные изменения.

 

 

 

 

 

 

Объяснять выбор арифметических действий для решений.

 

 

 

 

 

 

Решение задачи в 2 действия

 

 

 

 

 

 

Составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению

 

 

 

 

 

 

Приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

 

 

 

 

 

 

Таблица сложения и вычитания в пределах 10, техника счета

 

 

 

 

 

 

Приём вычитания с переходом через десяток

-

-

-

 

 

 

Состав чисел 11-20

-

-

-

 

 

 

Определение времени по часам

-

-

-

 

 

 

Таблица сложения и вычитания в пределах 10, техника счета

-

-

-

 

 

 

  Полноценные оценочные листы применяю на уроках, начиная с третьего класса. В ЛО включаю одновременно различные инструменты оценивания, а критерии оценки дети проговаривают устно. Таким образом, учитываю возрастные особенности детей и их опыт в учебной деятельности. В оценочном листе обязательно предусматриваю поля для самооценки учащихся и оценок одноклассников, учителя. Часто использую 3 – бальную систему оценивания. Итоговый балл с помощью чёткого алгоритма переводится в традиционную отметку 1-5. Итоговую отметку из оценочного листа переношу в классный журнал и в дневник ученика. Оценочный лист вклеивается в тетрадь или в дневник ученика в зависимости от степени значимости учебной работы. Родители вместе с учителем получают возможность следить за динамикой образовательных результатов. Включаю в ЛО инструменты для проведения рефлексии, так осуществляется обратная связь в образовательном процессе.                      

 Особое внимание нужно уделять прогностической оценке. Для этого можно использовать знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после открытия и закрепления нового материала учитель спрашивает у детей, все ли было понятно на уроке?

Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам дается небольшое по объему задание на только что изученную тему.

После того, как школьники познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика.

Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи. Если результат работы не соответствует выбранной оценке, то ученик обводит  другой знак:«-» - тема непонятна, «?»-есть еще вопросы по данной теме. По результатам данной работы учитель и ученик  уже могут скорректировать сою работу на уроке.

Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика учитель должен спрашивать его:

-Что нужно было сделать в этом задании?

-Какая была цель, что нужно было получить?

-Удалось ли получить результат?

-Найдено решение, ответ?

-Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?

-Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?

-Как ты оцениваешь свою работу?

Далее предлагается другим школьникам оценить ответ одноклассника, и только после этого может оценить выполнение задания сам. Далее ученики уже вполне самостоятельно могут оценить себя и своего товарища.

Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:

 - Что ты узнал на уроке?

- Чему научился?

- За что себя можешь похвалить?

- Над чем еще надо поработать?

- Какие задания тебе понравились?

- Какие задания оказались трудными?

- Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

Уже во 2 классе в конце урока  уместно использовать рефлексивную таблицу,где ученик ставит условные знаки («+», «?») или заканчивает предложение:

Рефлексивная  таблица

Утверждения

Поставьте знаки «+», «?» или продолжите предложение.

1. Новая тема мне понятна

 

2. Я хорошо понял       алгоритм

 

3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом

 

4. Я сумею найти:

 

5. В самостоятельной работе у меня всё получилось

 

6.Я понял алгоритм,но в самостоятельной работе допустил ошибки:

 

7.Мне необходимо дома…

 

8.Я доволен своей работой на уроке

 

9. На уроке я учился учиться:

 

Данная рефлексивная таблица может видоизменяться в зависимости от темы, цели и задач урока. В ней должно быть зафиксировано новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учеником своей собственной учебной  деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результат, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Таким образом, важнейшую роль в технологии оценки учебных успехов играет самооценка. Несомненно, учеба становится комфортной, когда ученик четко понимает, что надо делать, и сам ставит себе отметку и когда учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге.        И поэтому на каждом уроке стараемся вместе с детьми анализировать результат своей деятельности.

Основными показателями развития учащихся начальной школы в ходе реализации системы оценивания достижений младших школьников  являются:

- сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей;

- учебно-познавательный интерес;

- основы умения учить себя самостоятельно;

- способности к рефлексии как основы теоретического мышления;

- самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

- способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании

Статья о системе оценивания в дополнительном образовании. Статья размещена так же на сайте ИМЦ Кировского района в методическом сборнике....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе. Формы и методы оценивания.

Система оценивания образовательных достижений в начальной школе.Формы и методы оценивания....