Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании
статья на тему

Агеева Наталья Андреевна

Статья о системе оценивания в дополнительном образовании. Статья размещена так же на сайте ИМЦ Кировского района в методическом сборнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasileva.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании

Объединения дополнительного образования в школах велики и разнообразны. После уроков учащиеся начальной школы не заинтересованы в посещении кружков, в рамках которых им вновь предстоит умственно работать. Наибольшей популярностью пользуются отделения спортивно-физической и художественно-эстетической направленности.  В связи с этим у педагогов отделений культурологического направления (например, кружок английского языка)  возникает несколько проблем.

Во-первых, требуется максимально мотивировать учащихся, поскольку на этих занятиях, так же как и на обычных уроках, учащимся необходимо учить новые слова, писать, читать и аудировать. С одной стороны, все этапы занятия проходят в игровой форме, но без многократного повторения и закрепления вне урока не происходит должного запоминания. И поэтому, с другой стороны, учащиеся считают это полноценным уроком. Соответственно, желание посещать их снижается.

Во-вторых, системой дополнительного образования не предусмотрена система оценивания детей. При этом в настоящее время одной из первостепенных целей отделения, помимо создания условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения, является создание условий реализации новых ФГОС, это означает, что вопрос качества образования является ключевым.

И если на классических уроках разработаны алгоритмы оценивания формальные и неформальные, то в рамках дополнительного образования четкие границы оценивания размыты. Чаще всего рекомендовано словесное поощрение работы ребенка на уроке.

Таким образом, проанализировав методическую литературу, посвященную различным методикам преподавания в системе дополнительного образования (Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И., Железнова Л.Б. и др.) можно сделать вывод о том, что сейчас наблюдается недостаточная теоретическая и методологическая разработанность аспектов оценки результативности обучения, а так же отсутствие соответствующих нормативных документов, образовательных стандартов.  Обозначенные выше проблемы ставят перед педагогами задачу обеспечения образовательного процесса в системе дополнительного образования педагогической методикой или технологией, позволяющей оценить ее результаты в соответствии с новыми тенденциями, которые определяют изменение характера и технологий оценивания результатов обучения.

Для решения вышеперечисленных задач была разработана методика накопительного оценивания в системе дополнительного образования «Вселенная знаний: Галактика английского языка». Данная методика оценивания может быть использована в рамках любой дисциплины и позволяет 1) учитывать успеваемость ученика и его активность на занятии; 2) создавать конкурентно способную среду обучения; 3) мотивировать учащихся к обучению через вовлечение в процесс игры; 4) повысить объективность итогового оценивания, усилив ее зависимость от ежедневной работы учащегося в течение года.

Согласно ФГОС, оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио. В рамках отделения дополнительного образования классический вариант портфолио был видоизменен и упрощен.

На первом занятии с детьми мы говорим об образовании, обучении и приходим к выводу, что образование в целом – это Вселенная, а каждый отдельный предмет – Галактика, и в которой есть свои звезды и планеты. На каждом уроке учащимся предоставляется возможность заработать звездочку, за каждую девятую звездочку они получают планету. К концу года у ребят получается 8 планет и 72 звезды. Соответственно, чем активнее учащийся работал на уроке и выполнял задания, тем больше у него звезд и планет, тем больше его Галактика знаний.

Оснащение: листы синего картона (по количеству детей в группе) для Галактики, звездочки и планеты разной величины на каждый урок. Учащийся получает звездочку/планету и наклеивает ее в свою «Галактику». «Галактики» собраны в одну папку и хранятся у учителя в кабинете и раздаются детям на занятие, затем вновь складываются в папку. В конце полугодия и года проводится выставка «Галактик учащихся».

В разработанной методике учитываются следующие принципы:

 1. Ориентационный принцип (определение целей и задач работы, способов их достижения).

 2. Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).

 3. Принцип мотивации (формирование потребностей в познании, в достижении цели).

 4. Принцип объективности обучения (независимость результатов от преподавателя).

Данная методика помогает решить следующие учебные задачи:

  • формировать умение учиться (ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность, планировать результаты);
  • поддерживать высокую учебную мотивацию;
  • поощрять активность;
  • развивать навыки оценочной и рефлексивной деятельности учащихся;
  • оценивать личностный прогресс и отследить положительную динамику развития интересов ребёнка, его мотивации, уровня самостоятельности. 

Во время занятий учащийся вместе с учителем оценивает себя сам по заранее разработанным критериям (также указанным в ФГОС). Учитель может скорректировать отметку (каждый урок ученик все равно получает отметку-звездочку1/2  или ¼). Уже с начальной школы ученик овладевает навыком оценивания себя. На первых этапах по следующему алгоритму: 1) какова была цель; 2) удалось/не удалось получить результат/правильный ответ; 3) ответ был с ошибкой или без; 4) результат был достигнут самостоятельно или с посторонней помощью; 5) был активен все занятие или нет; 6) повторял дома материал или нет.

На данном этапе у учащихся возникают трудности с самооцениванием, поэтому корректирование оценки преподавателем необходимо. При этом стоит отметить, что так или иначе отметка является субъективной. При помощи нее учитель может корректировать и еще больше мотивировать учащегося к обучению. Так, если становится очевидным, что у ребенка что-то плохо получается, мы можем дать ему задание на уровень проще, чем у остальных или его подбодрить, дав ему звездочку. Если ребенку все дается слишком легко и просто, можем увеличить нагрузку. Таким образом, в данной методике мы говорим о соблюдении индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Очень часто случается так, что ребенок начинает посещать кружок английского, если у него что-то не получается во время учебных занятий по предмету. И если на них он был не успешен по какой-либо причине. То в данном случае происходит его переключение с боязни получить плохую отметку на желание получить звездочку в свою Галактику. Согласно опросу родителей 2-5 классов, дети которых посещают кружок английского языка  в рамках отделения дополнительного образования, было отмечено, что дети стали тщательнее готовится к уроку английского, перестали пессимистично относится к своим успехам, появилось желание посещать уроки и кружок вне зависимости от успешности.

Согласно проведенному мониторингу доля посещения занятий учащимися (по сравнению с прошлым учебным годом) возросла на 32%, доля учащихся, принимающих участие во внутришкольных конкурсах и выставках по предмету возросла на 41%, доля учащихся, принимающих участие в олимпиадах по предмету возросла на 47%. На основании проведенного мониторинга можно сделать вывод, что мотивация и активность учащихся значительно возросла по сравнению с прошлым годом, что является основанием предположения об успешности подобранного метода оценивания в том числе.  

Данная методика находится на стадии апробации, но уже сейчас можно отметить повышение мотивации к обучению, более частое и качественное выполнение домашних заданий, охотное выполнение различных проектов и участие в конкурсах.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.–152 с.
  2. Государственная программа Российской федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/2474/файл/901/Госпрограмма_Развитие_образования_(Проект).pdf. Дата обращения: 24.06.2012.
  3. Даутова О.Б. и др. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб.: КАРО, 2013. – 176 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.
  5. Железнова Л.Б., Насибулина А.Д. Современная оценка качества достижений учащихся в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-dop-2008/dop/dop_sovr_oc_kac.html. Дата обращения: 20.11.2014
  6. Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей. – М.: Методист, 2010. – N 7. – С. 46-48.
  7. Положение о структурном подразделении Отделении дополнительного образования детей «СПЕКТР» ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 277 Кировского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school277.spb.ru/attachments/article/67/Polozhenie%20ODOD%20277-%202014.pdf. Дата обращения: 21.11.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Методическая разработка «Подходы к оцениванию образовательного результата по дополнительной программе «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

В материале предложена система контроля конкретного объединения дополнительного образования и сформулированы критерии оценки учащихся на протяжении обучения а объединении....

Система оценивания образовательных результатов

Представлена система оценивания образовательных результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных результатов младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения и  предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....

Система оценивания образовательных результатов

Система оценивания образовательных результатов...

Система оценивания образовательных результатов

Система оценивания образовательных результатов...