Система оценивания образовательных результатов
статья

Представлена система оценивания образовательных результатов в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obr_rezultatov.docx86.69 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных результатов

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1.Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностых);

в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2.Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов.

3.Фиксировать условия и границы применения системы оценки.  

В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов, прежде всего, изменяется инструментарий – формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных, коммуникативных действий.  

В своей работе   использую     диагностику метапредметных результатов.   При оценивании придерживаюсь следующих принципов: оценивание является постоянным процессом; оценивание может быть только критериальным; оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться совместно.  

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке. В качестве объекта оценивания выступают образовательные достижения учащихся, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

Диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.).  Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценка поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Такую диагностику проводят в виде неперсонифицированных работ, этого требуют правила личностной безопасности, конфиденциальности.  Работы, выполняемые учениками, как правило, не должны   подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Все средства, формы и методы должны обеспечить комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчетности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе развития. Система оценки результатов пока еще не дает ответы на все вопросы, она развивается, по ходу ее внедрения возникают новые вопросы, проблемы, которые требуют поиска ответов и решений. Один из таких вопросов: как поставить в журнал несколько отметок за одну проверочную работу? Электронный журнал дает такую возможность. Нельзя забывать и о личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Например, если ученик на контрольных работах выбирает только необходимый, а не повышенный уровень заданий, он имеет на это право, его нельзя за это ругать, но можно предлагать: «Молодец, с этим справляешься, попробуй более сложные задания».

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся: способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации и различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов  строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка метапредметных результатов осуществляется на основе:

  • системно-деятельностного подхода;
  • критериального подхода, когда критерии оценивания, алгоритм выставления отметки заранее известен учителям и ученикам, может вырабатываться ими совместно;
  • комплексного подхода: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • уровневого подхода (низкий, средний, высокий или базовый и высокий).

Реализуется:

  • непрерывность оценочной деятельности, ее поэтапность;
  • персонифицированная и неперсонифицированная оценочная деятельность.
  • Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность регулятивных, познавательных, коммуникативных  УУД.

Методы контроля сформированности метапредметных результатов:

  • наблюдение;
  • проектирование;
  • тестирование.

Формы контроля:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • фронтальные;
  • устный и письменный опрос;

 персонифицированный и неперсонифицированный опрос.

 Инструментарий контроля:

  • задания УУД;
  • карта наблюдений;
  • тест;
  • карта мониторинга
  • лист или дневник самооценки.

Преимущества представленного инструментария:

  • сфокусирован на контроле универсальных учебных действий;
  • позволяет учащимся анализировать, обобщать свои действия, проводить самоанализ;
  • стимулирует развитие критического мышления, включающего: вызов (проблемная ситуация), осмысление и рефлексию;
  • способствует созданию ситуации успеха, так как представляются результаты участия в олимпиадах, конкурсах, результаты работы над проектами, исследованиями, кейсами.

Отмечают 3 уровня оценки метапредметных результатов в начальной школе, которые формируются во время ориентировочного, формирующего и рефлексивного этапов.

 Важна преемственность между детским садом и школой. Поступление в школу связано с началом нового возрастного и социального периода в жизни ребенка.  

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

1. Стартовая диагностика содержит примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики на каждом году обучения.

2. В первых классах диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению учебных предметов.

3. Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Опираясь на требования к предметным и метапредметным результатам, разработан инструментарий оценивания предметных и метапредметных результатов на материале используемых УМК (учебников, тетрадей на печатной основе).

  В системе оценки присутствуют как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. С целью проведения текущего оценивания учителям начальной школы рекомендуется использовать следующие методы оценивания.

Наблюдение - метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений) Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Метод наблюдений удобен и для оценки степени сформированности таких навыков поисковой и проектной деятельности, навыков работы с информацией, как: умение формулировать вопрос, ставить проблему; умение вести наблюдение; умение спланировать работу, умение спланировать время; умение собрать данные; умение зафиксировать данные; умение упорядочить и организовать данные; умение проинтерпретировать данные; умение представить результаты или подготовленный продукт.

1-я ступень

Ставит цель

исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные

учителем

2-я ступень

Ставит цель

исследования самостоятельно

В целом

представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить

способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и

действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит

исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую

информацию и использует разные способы ее получения

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности использую листы индивидуальных достижений.

Лист индивидуальных достижений ученика 4 «а» класса

Чтение    учитель Иванова С.Б.

Формируемые умения и навыки

Даты

старт

окт

нояб

дек

янв

февр

итог

1 .Навыки чтения

1.

Техника чтения

Чтение слогов

+

Чтение слов

+

Ударение

+

+

Чтение

+

+

+

предложений

Чтение текстов

+

+

+

Безошибочность

        

        

+

чтения

Выразительность чтения

+

2

Понимание прочитанного

Ответ на прямой вопрос по прочитанному

+

+

+

Словесное

+

+

+

рисование картин к прочитанному

Построение плана текста с помощью иллюстраций к нему

+

+

Восстановление пропущенного слова в

предложении или пропущенного предложения в тексте

+

+

+

3

Пересказ

Без опоры на помощь учителя

+

+

4

Чтение наизусть

+

+

+

5

Составление

собственного

рассказа

+

Лист индивидуальных достижений ученицы 4 « а» класса

Русский язык  учитель Иванова С.Б.

Достижения (на конец 1-ой четверти)

балл

2019-2020учебный год

( отметка)

1.

Правильно читать и запоминать тексты правил и определений

100%

2.

Составлять рассказ по темам курса

90%

3.

Готовиться к сочинению, писать сочинение о себе.

80%

4.

Писать подробное изложение  текста- повествования

90%

5.

Выполнять разбор простого предложения

100%

6.

Ставить запятую в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях из 2-х частей

-

7.

Графически объяснять выбор написания

90%

8.

Подбирать к словам синонимы, антонимы

100%

9.

Выполнять фонетический разбор слова.

100%

10.

Разбирать слово по составу

95%

11.

Разбирать слово как часть речи

100%

Примеры вопросов для самоанализа, который учащимся предлагаю выполнить по итогам одной из рубежных проверочных работ. При анализе ответов учащихся оцениваю, насколько соотносится выставленная мной оценка с самооценкой ученика, насколько учащиеся видят и осознают имеющиеся у них проблемы;

«Оценочный» лист ребенка

Лист для самооценивания ученика 4 «а» класса

Выполнение работы мне понравилось (не понравилось) потому, что___________________

Наиболее трудным мне показалось________________________________________________

Я думаю, это потому, что        

Самым интересным было        

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее_____________________

Я бы хотел попросить своего учителя _____________________________________________

Таблица требований – рабочий материал учителя, что позволяет использовать ластик, а у ребенка появляется возможность исправить отметку.

Ученик не всегда имеет право отказаться от отметки.

Право отказа от отметки не действует:

  • при выполнении заданий по изученным темам;
  • на уроках обобщения по изученным темам;
  • на контрольных уроках.

Таблица требований. Русский язык. 4 класс.

(Рекомендуется для каждой учебной четверти заводить  отдельный лист

таблицы требований)

Линия развития

Правильно пользоваться речью в жизни.

Использовать в общении знания о том, из чего состоит язык.

         Умения

Ученики

Правильно читать и запоминать тексты  правил, определений.

Писать подробное изложение  текста- повествования

Готовиться к сочинению, писать сочинение о себе.

Составлять устный рассказ по  темам курса русского языка

Подбирать к словам синонимы, антонимы

Выполнять фонетический разбор слова.

Разбирать слово по составу

Разбирать слово как часть речи

Выполнять разбор простого и сложного предложения

продолжение таблицы требований по русскому языку, 4 класс

Линии развития

Правильно писать слова с изученными орфограммами

Среднее арифметическое баллов

Перевод в традиционную отметку

Умения

Ученики

     

     

С безударными гласными  в окончаниях существительных; прилагательных; глаголов

Ъ после шипящих на конце существительных; в глаголах 2-го лица ед.числа

- тся- ться в глаголах

Частицу не с глаголами

Графически объяснять выбор написания

Ставить запятую в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях из 2-х частей без союзов

  1. Новые правила приводят систему контроля и оценивания в
    соответствие с принципами развивающего личностно - ориентированного
    образования.

Благодаря фиксации результатов контроля в таблице требований внимание всех участников педагогического процесса переносится с усвоения знаний на умение пользоваться знаниями, заметно снижается уровень тревожности школьников.

Через содержательную дифференциацию отметок по признакам трех уровней успешности (необходимый, программный, максимальный) отражается овладение учеником умениями и знаниями по принципу минимакса. Это позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика

2.        Новые правила оценивания эмоционально положительно воспринимаются большинством заинтересованных участников.

  Я считаю, что новые контрольно-измерительные материалы помогают более объективно оценить учащихся. В первые две недели учебы ребенка в школе, предпринимаю два важных действия: организовать работу с самооценкой учащихся и определить разные пространства действий ребенка, способов и средств контроля и оценки на уроке. При организации работы с самооценкой учащихся учитываю то, что первокласснику свойственно смешивать оцениваемые качества. Например: «Я плохо читаю» значит «Я плохой ученик». Оценка успеваемости в начальной школе, по существу является оценкой личности в целом и определяет статус ребенка. Это требует от учителя особого внимания к средствам дифференцирования и шкалирования любого оценочного качества. Для этого с детьми на уроке изобретаем специальную шкалу - «волшебные линеечки» и определяем критерии, по которым можно оценить любые действия или объект (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т. д

Оценочная шкала

Грамотность

Аккуратность

Внимание

Такая оценка: позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося; носит информативный характер; способствует формированию позитивной самооценки.

Текущие оценки, фиксирующие продвижение учеников в освоении всех умений, заносятся в специальный «Лист индивидуальных достижений», который заведен на каждого ученика. Это позволяет ребенку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

«Лист индивидуальных достижений»

С интересом дети работают и с «листом достижений».

В 3 классе попросили внести изменения в шкалу оценки, сделали большее количество шагов, что говорит об осознанном отношении и  стремлении мелкими шагами, но все, же двигаться вперед.  

«Ситуация успеха» закрепляется аплодисментами (один из всего класса нашел ответ), или же словами «Герой дня», пожатием руки. При этом дети разделяют одиночный успех и постоянный. Я считаю, очень важным научить детей радоваться успехам товарищей. Стараюсь подкреплять словами «мы все надеемся на тебя…», «Не переживай! Ты завтра обязательно принесешь свою замечательную работу? Правда?» Иногда эту фразу приходится в течение дня говорить несколько раз. Пока ребенок это прочувствует. Так  я пытаюсь формировать ответственность.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей (грамотности) учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

1. Стартовая работа

2.Диагностическая работа

3.Самостоятельная работа4

4.Проверочня работа

5.Посещение консультанта

6.Итоговая проверочная работа

7.Демонстрация достижений ученика за год    

   Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

    Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения трех итоговых работ – по русскому языку, окружающему миру, математике – и итоговой комплексной работы на межпредметной основе. 

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио.  

Разделы рабочего Портфолио:

  • участие в олимпиадах;
  • участие в научно-практических конференциях;
  • участие в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного образования;
  • информация о спортивных достижениях.

Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление — как в целом, так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

 Оцениваются результаты-предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Оценка − это словесная характеристика результатов действий

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы

Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. Оцениваться может все отметкой фиксируется (за исключением 1-го класса) только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

Оценку и отметку определяют учитель и ученик вместе. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

1 класс: (опорные вопросы) 1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чем? 4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чем)? Со 2 класса: 5. Какое умение развивали при выполнении задания? 6. Каков был уровень задачи (задания)? 7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Если в 1-м классе ученик еще психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок, то:

1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем свое настроение. Даем возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают свое настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.

2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат. Даем детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведет диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)

– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.

4-й шаг Учимся признавать свои ошибки. Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.

5-й шаг Учимся признавать свою неудачу. Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.

6-й шаг Используем умение самооценки. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестает проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них) Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, алгоритм самооценки сворачивается. Если самооценка адекватная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Количество оценок выставляется по числу решенных задач (единая оценка выводится по среднему арифметическому)

Например: Класс писал контрольную работу из пяти заданий – каждый заработал по пять отметок. Отметка за каждое отдельное задание дает возможность отследить уровень готовности по каждому умению и создает ситуацию успеха для ученика. ( Также учитель может выставить в журнал единую оценку на основании среднего арифметического полученных отметок) (Исключения: На уроках математики и русского языка при отработке навыков (вычислительных, орфографических и т.п.) часто используются однотипные примеры и упражнения. В этом случае «задачей» считается не каждый из них, а целая группа подобных примеров и упражнений.) Если задание успешно выполнено не отдельным учеником, а всем классом, то учитель проводит с учениками следующий диалог: «Можем ли мы за выполненное задание кому-нибудь поставить отметку?» - «Нет, так как это задание мы выполняли все вместе – командой». Если ребенок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполняя определенного задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.)

Оценки выставляются в таблицах образовательных результатов, которые размещаются в дневнике школьника, и в «Портфеле достижений».

Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу. Можно использовать следующие таблицы образовательных результатов: таблицы предметных результатов: таблицы метапредметных результатов: таблицы личностных неперсонифицированных результатов.

Отметки заносятся в таблицы результатов: обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения. Таблицы результатов могут по выбору учителя существовать либо в электронном, либо в бумажном виде.

 «Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учеба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. (основным видом «Портфеля достижений» должна быть папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки). Одновременно «Портфель достижений» может существовать и в электронном виде. В него автоматически могут поступать данные из электронных Таблиц результатов и из Электронного дневника. Его свободно может пополнять ученик и время от времени (не реже раза в год) его материалы могут копироваться и переноситься в папку – «официальный» «Портфель достижений»)

Критерии оценивания - по признакам трех уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. оценки: «хорошо» и «нормально» ( решение с недочетами)

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось, либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний Оценки: «отлично» и «почти отлично» (решение с недочетами)

Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Качественная оценка - «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале

Оценка личностных результатов

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при ее разрешении; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

  • сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,
  • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками – и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
  • сформированности основ гражданской идентичности – чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
  • сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
  • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
  • знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

 

Оценка метапредметных результатов

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в ООП в разделах планируемых результатов: «Регулятивные учебные действия», «Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана и внеурочной деятельности. Личностные результаты определяются через листы наблюдений или портфолио обучающегося.

Особенностью контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что их оценка осуществляется по заданиям, представленным в трех формах, которые включаются как в контрольные работы по отдельным предметам, в комплексные работы на межпредметной основе, и отдельную диагностику:

  • диагностические задания, в которых оценивается конкретное универсальное действие и это действие выступает как результат;
  • задания в ходе выполнения контрольных работ по предметам, где универсальные учебные действия являются инструментальной основой, от того, как владеет обучающийся специальными и метапредметными действиями зависит успешность выполнения работы;
  • задания в комплексной работе, которые позволяют оценить универсальные учебные действия на основе навыков работы с информацией.

Контроль метапедметных результатов, формируемых в рамках внеучебной деятельности возможен в рамках выполнения комплексной контрольной работы на межпредметной основе, диагностики, проводимой администрацией, психологом, педагогами в рамках изучения воспитательной работы, внеурочной деятельности, контроля состояния преподавания по классам.

По итогам выполнения работ выносится оценка (прямая или опосредованная) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

Диагностика метапредметных результатов образования учащихся 1 классов.

Цель итоговой комплексной работы: определение уровня сформированности отдельных предметных, метапредметных и личностных результатов к концу обучения в 1 классе начальной школы. Работа состоит из двух вариантов, одинаковых по уровню сложности и порядку следования заданий. Работа каждого варианта состоит из 8 заданий. Предлагаются задания с выбором ответа, со свободным ответом. В работу включены задания базового и повышенного уровней сложности. Заданий базового уровня сложности – 5, повышенного уровня – 3.

Целью представленного исследования является диагностика метапредметных результатов учащихся первого и второго классов и сопоставительный анализ уровней сформированности универсальных учебных действий у учащихся, выполнявших работу.

Представленные результаты проводились на основе комплексных работ в 1 и 2 классах. Учащиеся показали следующие результаты сформированности универсальных учебных действий (далее – УУД) (таблица 1).

Таблица 1.

Средние показатели сформированности УУД по типам заданий у учащихся

1 классов

Учебный год  2016-2017                  Класс 1»А»

Объект контроля

1 класс

Количество учащихся, выполнявших  работу

29 уч-ся

28 уч-ся

Входная

Итог

Универсальные учебные действия

Кол-во учащихся, набравших максимальный

балл % учащихся,

%

Кол-во учащихся, набравших максимальный

 балл % учащихся,

%

Познавательные, коммуникативные

Скорость чтения не сплошного текста про себя или шепотом

8

27,6

15

51,1

Познавательные

Умение извлекать информацию из текста, умение анализировать ответы, используя выявленные в формулировке задания критерии

23

75,1

20

66,6

Познавательные, коммуникативн

Умение найти в тексте ответ на вопрос; умение правильно, без ошибок, пропусков списать предложение с печатного образца

20

60,4

20

60,7

Регулятивные, познавательные

Умение планировать свою деятельность, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе

18

54,0

27

91,2

Познавательные, предметные

Умение устанавливать числовую закономерность

24

81,2

27

89,5

Познавательные, предметные

Умение анализировать звукобуквенный состав слова

22

72,6

24

78,5

Познавательные

Умение классифицировать объекты живой и неживой природы, умение обобщать

27

88,7

28

95,1

Личностные, коммуникативн

Умение оценивать поступки, умение делать выбор

27

88,7

28

95,1

На основании анализа выполнена оценка по определению показателей   уровней сформированности УУД (таблица 2).

Таблица 2.

Распределение учащихся по уровням достижения планируемых результатов

Класс

Уровни сформированности УУД

Недостаточный уровень сформированности УУД, обеспечивающих качество умения учиться

Уровень сформированности УУД, необходимый для успешного продолжения обучения

ниже базового (%)

базовый (%)

повышенный (%)

1 класс

7,5% – 2 уч- ся

48,7 – 14 уч - ся

43,8 – 13 уч - ся

Таблица 3.

 Средние показатели сформированности УУД по типам заданий у учащихся

 2 классов (2017 – 2018 уч. г.г.)             

Объект контроля

2класс

Количество учащихся, выполнявших  работу

29 уч-ся

28 уч-ся

Входная

Итог

Универсальные учебные действия

Кол-во учащихся, набравших максимальный балл % учащихся,

%

Кол-во учащихся, набравших максимальный балл % учащихся,

%

Познавательн

Умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, фотографии)

28

93,7

27

97,4

Познавательн

Умение находить информацию, заданную в явном виде

22

75,1

24

83,2

Познавательн

Умение находить информацию, заданную в неявном виде

15

56,3

20

68,1

Познавательн.,регулятивные

Умение работать с информацией, представленной в таблице, умение планировать деятельность

24

81,4

23

78,1

Познавательные, предметные

Умение определять достоверную информацию при наличии спорной ситуации, умение анализировать и обобщать

15

56,2

21

73,5

Познавательные

Умение соотнести информацию, представленную в иллюстративном ряду с ее смысловым значением

28

97,3

28

100

Личностные, коммуникативные, регулятивные

Умение принять и объяснить принятое решение, умение проводить рефлексию деятельности, умение строить письменное речевое высказывание

15

53,1

21

75,1

На основании анализа выполнена оценка по определению показателей   уровней сформированности УУД (таблица 4).

Таблица 4.

Распределение учащихся по уровням достижения планируемых результатов

Класс

Уровни сформированности УУД

Недостаточный уровень сформированности УУД, обеспечивающих качество умения учиться

Уровень сформированности УУД, необходимый для успешного продолжения обучения

ниже базового (%)

базовый (%)

повышенный (%)

2 класс

4,14% – 1 уч-ся

56,21% –

16 уч - ся

39,65 – 11 уч - ся

Анализ сформированности УУД позволяет сделать вывод о том, что наибольшие затруднения у учащихся второго класса вызвали задания  на умение находить информацию, заданную в неявном виде (32% учащихся допустили ошибки);  на умение принять и объяснить принятое решение, умение проводить рефлексию деятельности, умение строить письменное речевое высказывание (25% учащихся допустили ошибки);  на умение определять достоверную информацию при наличии спорной ситуации, умение анализировать и обобщать (26% учащихся допустили ошибки)

Сопоставительный анализ на основе результатов метапредметных диагностических работ учащихся в первом и втором классах.

В целом, результаты сопоставительного анализа продемонстрировали достаточный уровень сформированности основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям образования. Полученные результаты дали возможность определить проблемные направления. По результатам сопоставительного анализа отмечается положительная динамика в уменьшении доли детей, имеющих недостаточный уровень сформированности УУД, обеспечивающих качество умения учиться, с 7,5% в 1 классе до 4,3% во втором классе. Наблюдается увеличение ко второму классу процента детей с уровнем сформированности УУД, необходимым для успешного продолжения обучения, с 92,5% в 1 классе в до 95,86% во 2 классе. Таким образом, уровень сформированности УУД, необходимый для успешного продолжения обучения, складывающейся из базового и повышенного имеет тенденцию к повышению.

Мониторинг УУД по годам обучения

По итогам мониторинга сделала вывод, что необходимо продолжить работу по:

1. Формированию у детей учебно-познавательного интереса.

2. Развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний, формированию мотивации достижения и успеха, включению в активную деятельность на основе использования интересов учащихся.

3. Поддержке и развитию положительных личностных качеств, эмпатии, формированию основ толерантности.

4. Поддержке и развитию сформированного уровня целеполагания, планирования, контроля и оценки.

5. Развитию внимания, памяти, мышления.

6. Включению в жизнь детей творческой деятельности.

7. Поддержке и развитию коммуникативных навыков.

8. Проведению дополнительных развивающих занятий. 

Прежде всего данные диагностики показывают, насколько в учебном процессе обеспечивается достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, развитие конкретных УУД. Результаты дают возможность учителю:

скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;

определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (ОУУ);

увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Инструкция по проведению диагностики

Личностные и метапредметные результаты (уровень владения универсальными учебными действиями) предлагается определять с помощью четырех тестов, стандартизированных на репре

Время работы

1.Познавательные УУД

45 минут

2.Коммуникативные УУД (чтение и работа с информацией)

30 минут

3.Регулятивные УУД

25 минут

4.Личностные результаты

25 минут

Каждый тест состоит из 1 варианта. Каждому ученику выдается отдельный экземпляр теста, который он должен подписать до начала работы (кроме теста «Личностные результаты», который, в соответствии с требованиями ФГОС, не должен обрабатываться как индивидуальный, в совокупности с результатами других учеников он покажет общую ситуацию в классе). У каждого ученика должна быть ручка - это единственное, что понадобится в ходе тестирования. Вся работа выполняется непосредственно на листах с заданиями теста.

Основная задача учителя во время тестирования - обеспечить самостоятельную работу каждого ученика, минимизировать влияние «коллективного разума» на результаты тестирования. С этой целью нужно обратить внимание учеников на то, что при оценивании результатов тестирования будет учтена самостоятельность выполнения заданий.

Необходимо формировать у учеников максимально положительное отношение к тестированию, нацелить их на достижение высоких результатов, ободрить их и объяснить, что в тесте могут встретиться задания, которые они не сумеют сразу выполнить. К этим заданиям можно вернуться в конце работы после того, как выполнены все остальные задания.

Лучше выполнять работу в той последовательности, которая предложена в тесте, не задерживаясь слишком долго на одном задании. Если ученик не может выполнить очередное задание, он должен перейти к следующему.

На вопросы по содержанию заданий учитель может ответить после того, как все ученики сдали работы.

Проверка и оценка работ проводится с помощью приложенных к каждому тесту верных ответов и ключей оценивания с использованием «Схем анализа результатов тестирования» (см. «Инструкцию по заполнению «Схем анализа результатов тестирования»).

Инструкция по заполнению схем анализа результатов тестирования

Для каждого теста предусмотрена своя схема анализа результатов тестирования. Всего их четыре. В каждой из них указаны проверяемые умения и способы подсчета результатов. Обращаем внимание педагогов, что тест «Личностные результаты» не оценивается индивидуально! Его результаты представляются только в целом по классу.

В первой строке каждой схемы анализа указаны номера заданий соответствующего теста, во второй строке - умения, проверяемые этими заданиями. В строках ниже фиксируются результаты выполнения соответствующего варианта теста, проставляется количество баллов, набранных учеником за выполнение заданий теста в соответствии с ключами оценивания заданий.

Последняя строка схемы анализа предназначены для подсчета общих результатов класса. Вначале указывается максимальный балл, который ученик может получить за выполнение задания. Потом необходимо вписать число учеников, выполнявших тест, подсчитать сумму баллов, которую они могли набрать и которую реально набрали, и перевести ее в проценты. Полученный показатель можно сравнить со средними данными по всероссийской выборке, приведенными в предпоследней строке.

Фамилия ученика (которой он подписывает тест, кроме теста «Личностные результаты») записывается учителем в первом столбце схемы анализа (кроме теста «Личностные результаты»).

Баллы, полученные каждым учеником, не переводятся в отметки и не выставляются в классный журнал. Для учителя и родителей они являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ученика и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Увидеть уровень развития можно путем сопоставления результатов каждого ученика с его собственными предыдущими результатами. Личностно ориентированный подход не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников. Однако общий результат класса в целом по тесту или по отдельным умениям можно сравнить с репрезентативной выборкой российских учащихся для этого надо произвести расчеты в нижних строках схемы анализа, следуя указанным там формулам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных результатов в первых классах

Оценивание рассматривается  как одна из важных целей обучения, призванных помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальней...

Система оценивания образовательных результатов в дополнительном образовании

Статья о системе оценивания в дополнительном образовании. Статья размещена так же на сайте ИМЦ Кировского района в методическом сборнике....

Система оценивания образовательных результатов младших школьников

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения и  предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку....

Система оценивания образовательных результатов

Система оценивания образовательных результатов...

Доклад по теме: "Система оценивания образовательных результатов"

Система оценивания образовательных результатов...