Формирование педагогической культуры родителей как критерий оценки качества деятельности преподавателя в условиях современной образовательной школы
материал по теме

Коптева Ольга Ефимовна

Этот материал раскрывает основные методы, формы и средства фомирования педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

О.Е.Коптева

МОУ НОШ № 53 г. Калининграда

Формирование педагогической культуры родителей как критерий оценки качества деятельности преподавателя в условиях современной образовательной школы


         Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации "Об образовании". Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

В современном обществе, в условиях внедрения ФГОС, школа становится все более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В связи с этим, актуальным вопросом и одним из критериев оценки деятельности учителя является повышение педагогической культуры родителей и формирование их педагогического сознания. Эта работа предполагает целенаправленный процесс утверждения в сознании родителей знаний, методов, способов деятельности, помогающих эффективно решать ряд педагогических задач, связанных с обучением и воспитанием их детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей звучит в работах многих педагогов  - А.Я. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили, А.Г. Шмелева, Н.И. Дереклеевой и других. При этом , цель работы учителя по просвещению и образованию родителей состоит в том, чтобы помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка. Новая роль родителей детей, поступивших в школу, предполагает  новые дополнительные обязанности, к которым они зачастую не готовы.

Для выявления педагогических вопросов, интересующих родителей и успешной работы педагогов, мы провели анкетирование, которое позволило определить следующие актуальные проблемы, которые связаны:

- с физическим и психическим здоровьем детей;

- с вопросами общения родителей и детей;

- с интеллектуальным развитием ребёнка;

- с обучением родителей конкретным знаниям и умениям;

- с положительным опытом семейного воспитания.

Для помощи и поддержки родителей  в условиях современной школы нами разработаны задачи взаимодействия в системе «родитель-ученик-учитель», которые позволяют поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться отдельным родителям в своих правильных позициях или откорректировать ошибки в воспитании, вызвать интерес у родителей к образованию и самообразованию.

Достижение поставленных нами задач реализуется на основании разработанной  Программы повышения педагогической культуры родителей и формирования их педагогического сознания. Нами учитывался опыт и рекомендации, а так же положительные моменты  существующих рекомендаций Ш.А. Амонашвили, А.С. Валявского, А.Ц. Гармаева, Т.В. Кружилиной, И.В. Крупиной, Л.Г. Петряевской.

Программа включает три блока: формирование педагогического сознания родителей, чтобы помочь ребенку успешно освоить роль ученика; развитие педагогической культуры родителей для эффективного решения вопросов обучения и воспитания детей; знакомство родителей с здоровьесберегающими технологиями и формирование валеологической культуры. При составлении Программы и для достижения поставленных задач, учитывался личный опыт родителей, их интересы, тщательно отбиралось содержание, формы и методы образования родителей.

Мониторинг родителей  показал, что образовательный уровень родителей достаточно высок и контингент родителей стабильный.  Поэтому работа с таким контингентом требует от педагога высокого профессионализма.

 Мы считаем, что важно выбрать ту форму проведения родительского всеобуча, с помощью которой возможно ответить на  злободневные вопросы, которые ставит современное образовательное пространство, а также родители наших учеников.

          Наиболее востребованными  и доступными  нам представляются следующие формы работы:

  1. Лекционная работа

Для проведения лектория приглашаются специалисты из педагогических вузов, администрация школы, специалисты социальных служб.

  1. Практические занятия, тренинги, праздники, «круглые столы» и т.д.
  2. Общешкольные мероприятия, которые проходят в форме семинаров, пресс – конференций, дискуссий.
  3. Классные родительские собрания. На них обсуждаются задачи учебно – воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы в классе, намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматривают актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической  проблемы.
  4. Индивидуальная работа с родителями в форме индивидуальных консультаций, бесед, посещений семей на дому, общения по телефону и т.д.

Взаимодействие педагогов с родителями направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой оптимального педагогического сотрудничества. И если это сотрудничество и взаимодействие достигнуто, и оно благотворно влияет на учебный и воспитательный процесс, то имеет место говорить о высокой оценке качества деятельности преподавателя в вопросе формирования педагогической культуры родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

Критерии оценки качества образовательного процесса занятия по моделированию и преобразованию моделей

Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.Критерии оценки качества образоват...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...

Критерии оценки качества труда воспитателя группы продленного дня

Критерии оценки качества  труда воспитателя группы продленного дня...

Выступление по теме: «Методология и критерии оценки качества начального общего образования в образовательных организациях на основе практики международных исследовании» (На августовском совещании педагогических работников.)

Как и многие другие образовательные системы в мире российское образование сталкивается с современными вызовами, обусловленными высокими темпами развития технологий. Необходимость учитывать эти вызовы ...

Формирование педагогической культуры родителей как критерий оценки качества деятельности преподавателя в условиях современной образовательной школы

Концепция модернизации российского образования  подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской ...