Главные вкладки

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
    проект по окружающему миру (2, 3 класс)

    Штаханова Ирина Валериевна

    Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   основы экологического образования, проводится  диагностика уровня формирования экологических понятий у учащихся, разрабатывается  и используется    на практике тематическое планирование деятельности учащихся для эффективности усвоения нового.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_na_sayt.docx126.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

     города Москвы «Школа №1381»

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

     как средство формирования экологической культуры

    в условиях современной образовательной среды

            ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА        

     

    Авторы-составители:

    учителя начальных классов

    ГБОУ Школа № 1381

    г. Москвы

    Карпова Светлана Викторовна

    Штаханова Ирина Валериевна

    Москва, 2019

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ..3

    Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в условиях современной образовательной среды

    1.  Понятие «экологического образования» ………………………………………5

    1.2. Формы организации работы по формированию экологических знаний учащихся………………………………………………………………………………7

    Глава 2. Практический опыт работы по повышению экологических знаний младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности

    2.1. Диагностика уровня   экологических знаний………………....................................

    2.2. Отбор педагогических технологий для достижения цели исследования…………

    2.3.Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся……………...

    2.4. Результаты проектно-исследовательской и творческой деятельности младших школьников

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ВВЕДЕНИЕ

              В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство формирования универсальных учебных действий младших школьников, становления всесторонне развитой личности ребенка.

    Педагогический проект направлен на формирование у младших школьников      личностных компетенций, нравственно-этического отношения, обеспечивающего экологическую ответственность за состояние и улучшение экологической среды. Представленное исследование   определяет педагогическую идею: повысить общий уровень знаний об экологии и активизировать личную позицию учащихся посредством включения в проектно-исследовательскую деятельность и конкурсы экологической направленности.

    Исследовательская работа   носит комплексный характер, включающий в себя исследовательскую, творческую, познавательную и практическую деятельность.

    Реализация проекта предполагает постановку проблемы, поиск путей ее решения через игры, эксперименты, наблюдения, экскурсии, беседы, чтение литературы экологической направленности, продуктивную деятельность. Предлагаемые формы работы являются актуальными, т.к. обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая условия для реализации познавательной активности младших школьников. Проводимая исследовательская работа рассчитана на один учебный год.

                        Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что образование и экологическое воспитание всего населения является важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни.  Обострение экологической проблемы в

    стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания и природопользования. Одним из способов реализации экологического образования младших школьников   является организация и выстраивание проектно-исследовательской деятельности учащихся   в экологическом направлении.

    Цель   исследования: определить значение   проектно-исследовательской деятельности для формирования и развития экологической культуры учащихся.

    Гипотеза: проектно-исследовательская и творческая деятельность школьников повысит интерес к окружающему миру, воспитает бережное отношение к природе. Исходя из ЦЕЛИ гипотезы, определяются задачи педагогического проекта:

    • изучить и проанализировать   проблему экологического образования в теории, диагностировать начальный уровень знаний школьников об экологии и связях в природе
    • осуществить отбор педагогических технологий, приемов, методов работы для развития экологической активности учащихся
    • обучить проектантов проведению простых исследований
    • осуществить деятельность по активизации школьников для участия в конкурсах и проектах экологической направленности
    • развивать УУД   младших школьников через проектно-исследовательскую и творческую деятельность

    Объектом исследования является   уровень экологической культуры учащихся.

    Предмет исследования: условия формирования экологических знаний у младших школьников.

    База исследования: учащиеся 2-3 классов   ГБОУ   № 1381 г. Москвы

    Методы исследования:

    • теоретический (анализ научной литературы, обобщение)
    • практический (анкетирование, наблюдение, отбор педагогических технологий для достижения цели исследования)

    Практическая значимость: исследовательская работа позволяет обобщить опыт диагностики, повысит уровень экологического воспитания учащихся   на примере планируемой работы кружка проектно-исследовательской деятельности, а также   послужит методической рекомендацией для   учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.

    Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников в условиях современной образовательной среды

    1.  Понятие «экологического образования»

    Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.

    Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий».

    Одной из развивающих педагогических технологий по экологическому воспитанию младших школьников является проектная деятельность (В.В. Гузеев, Н.Ю. Пахомова, И.Д. Чечель и др.)

    Проектной деятельности присущи два признака, позволяющих рассматривать ее в качестве технологии дополнительного образования:

    - гибкий подход в определении временных и деятельностных условий выполнения проекта учащимися, выбора темы исследования;

    - необходимость индивидуальных форм работы педагога и учеников: помощь в организации группового и индивидуального взаимодействия учащихся, в конкретизации познавательных, обучающих задач для каждого участника проекта с учетом его возможностей и интересов.

    Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т.А. Бабановой, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

    Особенности формирования у младших школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

    В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.

    Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическое воспитание должно быть направлено на формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.

    Таким образом, экологическое воспитания является составной частью школьного образования и включает в себя решение задач формирования экологического мышления и экологической культуры учащихся.

    1.2. Методы и формы организации работы по формированию экологических знаний учащихся

    Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности.

    Формы воспитания — это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады). Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников.

     Можно представить   основные методы работы с экологическими понятиями в виде схемы (см. рис. 1):

    Рис. 1

    Раскрывая сущность каждого метода, определяют формы организации работы:

    Словесный:

    • Беседы
    • Чтение

    Наглядный:

    -наблюдение

    -экскурсия

    - просмотр мультфильмов, обучающих видеороликов

    Практический:

    -моделирование

    -опыты и эксперименты

    -экологические игры и праздники

    Полагаясь на методологические основы, была организована практическая работа по формированию основ экологической культуры у младших школьников посредством активизации познавательной активности и погружения в проектную   деятельность.

    Глава 2. Практический опыт работы по повышению экологических знаний младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности

    2.1. Диагностика уровня   владения   экологическими   знаниями

    Для исследования уровня экологических знаний были выбраны учащиеся двух классов: 2-и  и 3-и  ГБОУ Школы № 1381. Необходимо отметить, что ученики 3-го класса уже имели некоторый опыт участия в проектно-исследовательской деятельности, выбирая темы экологической направленности. Нами была поставлена задача: диагностировать   и определить   начальный уровень экологических знаний школьников, расширить и углубить их, увеличить охват детей, заинтересованных вопросами экологии и желающий проявить активность в проектно-исследовательской   и творческой деятельности. Для диагностики первичных знаний ученикам была предложена анкета-опросник (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    В опросе принимали участие дети 2-и и 3-и классов, учитывались наиболее полные и точные ответы на вопросы   с примерами. Получены разные данные по двум классам. На   вопрос «Что такое природа?» дали точное определение 17 второклассников и 21 третьеклассник.  Вопрос «Что такое экология?» для многих учеников представил затруднение: только 7 второклассников дали наиболее точное определение (см. рис. 2). Исходя из анкет, наименьшее количество полных и точных ответов   дали   на вопросы: «Какие экологические проблемы существуют сейчас на Земле?» и «Как мы можем помочь природе?»

                                                                                                                    Рис. 2

    По результатам анкеты видно, что ученики 3-го класса имеют больше представлений об экологии, связях в природе и влиянии человека на окружающую среду (см. рис. 3).  Это обусловлено тем, в курсе А.А. Плешакова «Окружающий мир» к третьему году обучения  представлено больше тем для изучения экологической направленности.

                                                                                                                                    Рис. 3

    2.2. Отбор педагогических технологий для достижения цели исследования

    В 2018 году Департамент образования города Москвы запустил новый   проект «Университетская среда для учителей».

    Мероприятия проекта – семинары, лекции, мастер-классы, круглые столы – проходят   на площадках столичных вузов.

    «Университетская среда для учителей» – это:

    • знакомство педагогов с передовыми достижениями современной науки и техники, инновационными образовательными технологиями;
    • взаимодействие вуза и школы в разработке и внедрении новейших методик проведения учебных занятий по естественно - научным и социально-гуманитарным дисциплинам;
    • научно-методическая поддержка образовательного процесса (в том числе и в предпрофессиональных классах).

    Был изучен перечень мероприятий, предоставляемый проектом «Университетская среда для учителей».  Лекции   «Зеленые технологии» и  «Экологическая ответственность», а также  семинар  «Подготовка ребенка к конкурсам - важнейший этап его творческого развития»  представили для нас интерес как методическая поддержка в  работе над исследованием.

    Основываясь на основные   методах   обучения, были отобраны наиболее эффективные формы организации деятельности младших школьников. Было составлено тематическое планирование для занятий в кружке по проектно-исследовательской деятельности школьников, рассчитанное на 34 часа (см. Таблицу 1).

    Таблица 1. Тематическое планирование занятий  

    Название занятия

    Содержание занятия

    Кол-во часов

    1

    Земля-наш общий дом

    Беседа об экологии, конкурс рисунков, организация выставки

    2 ч.

    2

    Календарь природы

    Сезонные изменения, пословицы и поговорки о временах года, конкурс поделок из природного материала «Дары матушки-природы»

    3 ч.

    3

    Веселые   животные

    Викторина «Животный мир»: загадки, ребусы

    1 ч.

     4

    Фотоохота   «ЗОО-ZOOM»

    Конкурс рисунков и фотографий животных

    1 ч.

    5

    Живой уголок

    Знакомство с домашними питомцами, фото-и видеорассказы, правила ухода за домашними животными

    2 ч.

    6

    Тайны растений

    Беседа о многообразии растительного мира, составление загадок о растениях, коллективная игра    «Угадай растение и описанию»

    2 ч.

    7

    «Спасем деревья»

    Сбор макулатуры, участие в акции «Бумажный бум»

    1 ч.

    8

    По страницам «Красной книги

    Видеофрагменты и сообщения о представителях редких и исчезающих животных

    2 ч.

    9

    Удивительный мир птиц

    Ознакомительное чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки», экскурсия на школьный участок: «Птицы, что рядом с нами живут», Участие в интернет-марафоне «Пернатые друзья»

    3 ч.

    10

    Экологическая тропа

    Изготовление кормушек, участие в акции «Покормите птиц зимой»

    2 ч.

    11

    Путешествие капельки

    Просмотр видеоурока о круговороте воды в природе

    1 ч.

    12

    Вода-это жизнь

    Беседы о значении и пользе воды, оформление выставки «Берегите воду»

    2 ч.

    13

    Лесные жители

    Объяснительное чтение рассказов М. Пришвина «Еж», «Лисичкин хлеб»,» Лесные жители»

    2 ч.

    14

    Азбука   поведения в лесу

    Создание экологических знаков «Правила поведения в лесу,   оформление выставки

    2 ч.

    15

    Невидимые нити

    Обсуждение рассказа Ю. Шима «Береги», интерактивная игра «Связи живого и неживого»

    2 ч.

    16

    В гостях у сказки

    Составление экологических сказок, конкурс чтецов

    2 ч.

    17

    Субботник «Трудовой десант»

    Участие в уборке пришкольной территории, благоустройство участка

    1 ч.

    18

    Новая жизнь старым вещам

    Коллективная игра «Правила раздельного сбора мусора», Изготовление поделок их вторсырья

    2ч.

    19

    Человек-природе друг

    Обобщающая коллективная викторина о взаимосвязи человека и природы

    1 ч.

    2.3. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся

              Согласно ФГОС НОО метод проектов занимает особое место при формировании у ребёнка умения учитьcя. Заниматься проектной деятельностью учащимся можно не только для углубления знаний о природе и экологии. При вовлечении младших школьников в проектную деятельность формируются   метапредметные умения.

    В рамках экологического образования   Департамент образования г. Москвы предлагает для участия младших школьников конкурс проектных и исследовательских   работ «Юные экологи-2019».

    Расширяя знания о связях живого и неживого в природе, проводя занятия во внеурочное время, учащиеся проявляли творческую активность.

    На уроках окружающего мира школьники 2 класса изучали темы: «Как живут растения и животные?», «Откуда в снежках грязь?», «Как помочь птицам зимой?», «Откуда берется и куда девается мусор?», «Почему нельзя рвать цветы?», «Как помочь птицам зимой?» и т.д. Учащиеся 3 класса проводили круглые столы по теме «Красная книга», «Как помочь природе в городе?» Ребята знакомились с рассказами и сказками о природе и животных В. Бианки, Э. Шима, Н. Сладкова, М. Пришвина. Возникла идея  проекта : создать сборник экологических сказок с целью  обобщения  правил поведения в природе.  Проект «Сборник экологических сказок» является групповым, над его созданием работала группа учеников 2-3 классов. Задачами учебного проекта были:

     -расширить знания о понятии   «экология»
    -рассмотреть проблемы окружающей среды
    -познакомиться с рассказами и сказками об охране природы природе
    -составить сказки и рассказы собственного сочинения

    Продуктом проекта стал оформленный учащимися буклет «Сборник экологических сказок» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

    2.4.  Результаты проектно-исследовательской и творческой деятельности младших школьников

    В ходе работы учащиеся 2 и 3 классов приняли участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.  Результаты работы представлены в таблице (см. Таблицу 2):                      

      Таблица 2. Участие школьников в конкурсах

    № п/п

    Тип проекта (индивидуальный, групповой)

    Тема учебного проекта

    Наименование конкурса

    Организатор конкурса

    Фамилия, имя, класс обучающегося, который представит продукт учебного проекта на городском мероприятии в марте

    1.

    Групповой

    «Экологическая сказка»

    «Юные экологи-2019»

    Департамент образования г.Москвы ГМЦ

    -Торчуа Амаль 2-и

    Землеруб Алексей 3-и

    Журавлев Кирилл 3-и

    Павлов Даниил 3-и

    2

    Групповой

    «Экологический журнал»

    «Юные экологи 2019»

    Департамент образования г. Москвы

    ГМЦ

    -Оловникова Настя 3-и

    -Савоськин Максим 3-и

    -Никитина Варвара 2-и

    3.

    Индивидуальный

    конкурс

    Арт. кормушка

    Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

    Галдобина Вероника 3и

    4.

    Индивидуальный

    конкурс

    Арт. кормушка

    Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы

    Павлов Даниил 3и

    По результатам проведенной работы в период сентябрь-март было проведено повторное анкетирование. Результаты диагностики выявили значительное увеличение количества верных и точных ответов на вопросы анкеты. Результаты вторичного анкетирования представлены на сравнительных диаграммах по 2 и 3 классам (см. рис. 3):

         

                                                                                                                          Рис. 3.

    Анализируя результаты, представленные на диаграммах, можем сделать вывод о том, что количество верных ответов заметно увеличилось. Следовательно, уровень экологических знаний повысился, соответственно, можем говорить об эффективности выбранных педагогических технологий, применяемых в работе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данная исследовательская работа изучала вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании изучались педагогические   основы экологического образования, проводилась диагностика уровня формирования экологических понятий у учащихся, разрабатывалось и использовалось   на практике тематическое планирование деятельности учащихся для эффективности усвоения нового. Гипотеза исследования подтверждается, цель исследования достигнута. В итоге работы можно сделать вывод о том, что экологическое образование через учебный проект способствует повышению уровня экологической культуры учащихся, учит детей учиться, развивать предметные и метапредметные учебные действия.  Процесс усвоения экологических знаний будет продуктивным, если учителем будет:

    -осуществляться отбор эффективных методов, форм, педагогических инструментов для работы;

    -использоваться метод учебных проектов;

    -учитываться взаимосвязь между учебной и внеклассной деятельностью.

    Итоги проведенной исследовательской работы позволили обобщить педагогический опыт и дать рекомендации по развитию экологической культуры младших школьников.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Барковская, О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст] / О.М. Барковская-- Начальная школа. – 2006. - №2. – С.32-33.

    1. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст] / Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2009. - №4. – С.20-24.

    1.  Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 524-525. — URL

    1. .Е.В.Попова «Проектная деятельность в экологическом образовании и воспитании» /  «Начальная школа». – 2014г.-№ 11, с. 50

    1. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова; М.: Просвещение, 2011. -157с. – (Работаем по новым стандартам)

    1. https://scienceforum.ru/2014/article/2014005102

    1. https://vospitanie.guru/ekologicheskoe/formy-metody-eko#formy-ekologicheskogo-vospitaniya-2-3

    1. https://sch2099.mskobr.ru/professionalnoe-razvitie-pedagogov/gorodskoy-proekt-universitetskaya-sreda-dlya-uchiteley

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета-опросник

    Дорогие ребята! Ответьте на вопросы анкеты.

    1. Что такое природа?

       ________________________________________________________________

    1. Что дает человеку природа?

             

              __________________________________________________________________

    1. Что такое экология?

     ________________________________________________________________

    1. Какие экологические проблемы существуют?

    1. Какие животные занесены в Красную книгу? (приведи примеры)

            __________________________________________________________________

    1. Как мы можем помочь природе?

    ________________________________________________________________

                                                   

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ».

    В статье представлены тезисы педагогического проекта "РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ»....

    Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры

    Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художеств...

    «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

    Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

    Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»

    Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....

    Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

    Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

    Проектная деятельность младших школьников как средство формирования УУД

    Методический материал содержит презентацию педагогического опыта по использованию проектной деятельности в начальной школе как средства формирования УУД с целью выполнения ФГОС НОО....