ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД
статья на тему

Грошевская Наталья Юрьевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Грошевская Наталья Юрьевна

МБОУ «СОШ № 50», г. Новокузнецк

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра

каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Л. Выготский

          Современный мир меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации  мира удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, быстро устаревают и нуждаются в коррекции. А результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся все более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться.

         

        Для развития функционально грамотной личности важную роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников.

          В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание уровня сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  • научиться применять полученные знания,
  • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

          Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

           

          Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников. Нужно не забывать, что все дети талантливы.  Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

   

        Можно выделить такие типы проектов:

  • по доминирующей в проекте деятельности: исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная (соответственно проекты исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные);
  • по предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (отражающий разные области знаний);
  • по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
  • по продолжительности выполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный

Что включает в себя работа над проектом?

  • выбор темы исследования, метод исследования;
  • составление плана исследования;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • защита проекта

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие  методы и приемы работы:

  • изучение теоретических источников;
  • наблюдение;
  • поисковый эксперимент;
  • описание;
  • анкетирование;
  • интервьюирование.

          Работа над проектами гармонично дополняет внеурочную деятельность и дает возможность работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в комфортных условиях, не ограниченных временными рамками урока.

         

          Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчет – это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся. Умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

Как появляются проекты? Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но нужно таким образом создать проблемную ситуацию, чтобы ученику казалось. Что эта проблема занимает его ничуть не меньше и он давно пытается ее решить, правда, не знает, как это сделать.

Таким стал для нас проект «Буква Е в любимой еде» (2 класс). Идея проекта возникла тогда, когда одна из учениц моего класса отказалась от чипсов, которыми ее угощали, мотивируя это тем, что чипсы содержат вредные пищевые добавки. Я предложила ребятам изучить упаковку с чипсами. Найти в составе продукта те самые вредные добавки. Ребята заинтересовались и стали изучать состав на всех этикетках, которые тогда нашлись под рукой. Совместно мы составили план действий нашего проекта.

Цель работы: Выяснить, есть ли вредные для здоровья пищевые добавки в продуктах питания, которые любят школьники.

Задачи, которые мы поставили:

  1. Провести опрос среди учеников 2-ых классов, чтобы определить продукты питания, которые пользуются спросом у школьников.
  2. Исследовать состав популярных продуктов.
  3. Выявить продукты, в которых содержатся вредные пищевые добавки.
  4. Ознакомить учащихся и родителей начальной школы с результатами работы.

Объектом исследования данной работы являются ученики 2-ых классов.

Предмет исследования – любимые продукты питания, которые употребляют ученики 2-ых классов.

Гипотеза: Возможно, любимые лакомства детей могут нанести вред здоровью.

Метод исследования : изучение, опрос, анализ.

Тема исследования носит практический характер.

В ходе данного исследования было проведено анкетирование второклассников чтобы выявить продукты питания, которые пользуются спросом, изучены упаковки каждого продукта, точнее состав, было выявлено, что многие любимые вкусности содержат вредные пищевые добавки.

Заключительный этап. Итоги.

  1. На основании результатов данного исследования выяснили, что большая часть лакомств, которую дети любят употреблять в пищу, имеет вредные пищевые добавки и наносит вред здоровью. И только шоколад не имеет в составе опасных добавок.
  2. Составили советы для тех, кто заботится о своем здоровье, выпустили наглядные буклеты и раздали их младшим школьникам.
  3. Выступили на родительском собрании, школьной и районной научных конференциях с этой темой.

Данный проект позволил узнать:

  • что многие продукты, которые любят дети, могут нанести вред здоровью;
  • научил способу определения продукта, опасного для здоровья
  • повысил заинтересованность детей в вопросах, связанных со здоровьем.

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничества учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное – вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. Таким стал для нас проект «Зимующие птицы» (1 класс) Начиная работать над проектом, мы определили, что будем иметь в конце – это кормушки для птиц, которые развесим на территории школы и возле дома. А для реализации нашего плана нам потребуется помощь родителей.

Подготовительный этап. Планирование проекта.

  1. Вводная презентация «Зимующие птицы» для выявления представлений и интересов учащихся.
  2. Постановка проблемы. Перед первоклассниками был поставлен проблемный вопрос: почему гибнут сотни птиц  и как им помочь?
  3. Выбор темы проекта, определение цели и содержание проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
  4. Разработали правила работы в группах

Основной этап. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

  1. Приготовили сообщения о зимующих птицах; узнали, чем они питаются; подобрали материал о происхождении названий этих птиц, особенности их поведения.
  2. Подобрали загадки, пословицы, поговорки, приметы; составили ребусы о зимующих птицах.
  3. Подобрали стихи и рассказы русских писателей и поэтов о зимующих птицах.
  4. Нарисовали рисунки птиц зимой.

Заключительный этап. Итоги.

  1. Провели «Птичью викторину», где обобщили приобретенные знания.
  2. Выпустили листовки «Помогите птицам зимой!»
  3. Изготовили, совместно с родителями кормушки.

Этот проект позволил:

  • расширить знания учащихся о разнообразии видов птиц;
  • изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных экологических условиях, о их роли в природе;
  • больше узнать о жизни и поведении зимующих птиц;
  • вести совместную деятельность с родителями (мастерить кормушки для птиц)
  • на практике помочь окружающей природе (организовывать в зимнее время птичью столовую)

           В результате участия в данных проектах у детей могли сформироваться такие виды универсальных учебных действий:

  • познавательные (наблюдали, делали выводы, научились осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, перерабатывать ее  и представлять);
  • коммуникативные (планировали учебное сотрудничество, согласовывали свои действия с партнерами, строили речевые высказывания, ставили вопросы, выступали на сцене, тесно контактировали с родителями);
  • личностные (формирование интереса к проблеме и способам ее решения; формирование основ экологической культуры, чувства прекрасного и эстетических чувств, освоение новых видов деятельности);
  • регулятивные (постановка задачи, нахождение путей решения, планирование действий; важно отметить такое регулятивное действие, как рефлексия)

          Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности

Литература:

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с. - (Стандарты второго поколения).

2.     Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая  Российская энциклопедия, 2003. - 528с.

3.     Асмолов  А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]  / под.ред. А.Г.Асмолова. -  М.: Просвещение, 2010.-152с.

http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-u-mladshikh-shkolnikov-posredstvom-proektnoi-deiatelnosti.html

http://www.myshared.ru/slide/233149/

http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-144154.html

http://festival.1september.ru/articles/619394/

ФИО

Грошевская Наталья Юрьевна

Место работы

МБОУ «СОШ№50»

Должность

Учитель начальных классов

Ученая степень, ученое звание

 -

Контактные телефоны

89095148117

Е - mail

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры

Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художеств...

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования УУД

Методический материал содержит презентацию педагогического опыта по использованию проектной деятельности в начальной школе как средства формирования УУД с целью выполнения ФГОС НОО....

Публикация на тему"Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей"

Каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах, сформировать у них навыки работы над проектом, умение проводить исследование, но и формироват...