Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры
учебно-методический материал по теме

Хафизова Гузель Флюровна

 

 Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художественного, научного, театрального, управленческого. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_mladshikh_shkolnikov.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение прогимназия «Центр детства»

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования информационной культуры

воспитатель начальных классов

Хафизова Г.Ф.

                                                   г. Новый Уренгой

 Сегодня слово «проект» используется так широко, что трудно назвать область,  где  бы  он не  применялся. Под проектом понимают исполнение некоторого замысла - художественного, научного, театрального, управленческого. Проект становится способом управления, способом ритмизации процессов, происходящих в реальной практике.

В научно-методической литературе встречается несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». Так,  встречаются  термины: «проектирование», «проектная деятельность», «проектная культура», «культура проектирования», «проектная компетентность», «проект», «метод проектов», «проектное обучение», «проектная задача» и т. п.

Кроме того, применительно к образованию смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и проектная деятельность (способность) школьников.

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Поэтому прежде чем охарактеризовать проектную деятельность школьников, следует остановиться на понятии «проект».

Заметим, что существуют нюансы словоупотребления.  Проектом может быть назван представленный аудитории замысел (например, архитектурный  проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект - сформулированная идея действия в сфере бизнеса). Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта.

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную, являются следующие:

  • ориентация на получение конкретного результата;
  • предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
  • относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
  • предварительное планирование действий по достижению результата;
  • программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании школьников. Проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования .

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

- планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

- информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

- рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Некоторые ученые считают, что проектная деятельность в полной мере не может быть реализована в начальной школе, так как не соответствует возрастным возможностям младших школьников (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.). По мнению авторов этого подхода, прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей».

Покажем развитие проектной деятельности в начальной школе. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В первом классе происходит подготовка к ее осуществлению. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

В начале овладения опытом творческой проектной деятельности школьники постоянно обращаются к алгоритму обдумывания. Проектная деятельность межпредметна и полифункциональна.  Развивающий характер проектной деятельности, интенсивное овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на познавательной сфере школьников, прежде всего развивая такие характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость, быстроту мышления, творческое воображение.

Учитель может влиять на отношение учащихся к проектной деятельности посредством методическим приемов. Многие школьники считают первый и последний этап проектной деятельности более трудными по сравнению с технологическим этапом. Однако, несмотря на субъективные трудности, исследовательский и заключительный этапы в глазах младших школьников выступает как более важные и более интересные. Данные факты указывают на развивающий положительный эффект проектной деятельности, которая вызывает повышенную познавательную активность детей, широкий спектр интересов к содержанию учебной деятельности, несмотря на субъективную трудность тех или иных учебных задач.

Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности, являются методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умения решать новые проблемы и способствующие более продуктивной умственной деятельности, целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

Таким образом, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.

Список литературы:

  • Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О.К. Громова. − М: Профессия, 2009. − 312с.
  • Збаровская Н. В. Информационная культура личности: проблемы формирования / Н. В. Збаровская. − Спб: Библиотечное дело, 2005. − 63 с.
  • Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.

  • Соколова Т. Е. Информационная культура младших школьников, как педагогическая проблема / Т. Е. Соколова. − Самара: Фёдоров, 2002. − 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования творческой личности

Перечень универсальных учебных действий и умений, которыми должен овладеть школьник к концу обучения в начальной школе, впечатляет. Понимая безусловную значимость таких умений, как формулирование и до...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...

Проектная деятельность младших школьников как средство формирования УУД

Методический материал содержит презентацию педагогического опыта по использованию проектной деятельности в начальной школе как средства формирования УУД с целью выполнения ФГОС НОО....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...