Обучение в сотрудничестве
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Владышникова Людмила Александровна

        По определению психологов "инкубатором" самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.В основе метода "обучение в сотрудничестве" лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_v_sotrudnichestve.pptx1.65 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Екатериновская сош Матвеево-Курганского района Ростовской области Владышникова Л.А., учитель начальных классов 2016г. Обучение в сотрудничестве

Слайд 2

… «чтобы улучшить результаты образования в части развития способностей и умений учащихся как субъектов познания, нет необходимости вводить в учебную программу какой-то новый предмет или как-то радикально изменять содержание существующих учебных программ. Должен быть изменён способ обучения…» Академик РАО В.С. Лазарев

Слайд 3

Каждый ребенок по-своему уникален, талантлив. Имеет свои способности, свой уровень развития. Поэтому необходимо создать условия для: появления у учащихся мотива к само изменению, личностному росту; приобретения учащимися средств познания и исследования мира; для реализации «Я концепции». Модель образования: ПРЕДМЕТНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ

Слайд 4

«Умение учиться – это «новообразование», которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». (Г.А. Цукерман ) По определению психологов «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. В основе метода «обучение в сотрудничестве» лежит совместная деятельность, поиск разнообразных видов взаимодействия: работа в малых группах, бригадах, парах. Успех всей команды зависит от вклада каждого ученика.

Слайд 5

Группа выполняет одно задание Каждая группа работает в своём темпе и по своей программе Вся команда должна знать, чего достиг каждый Группы не соревнуются друг с другом ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В КОМАНДЕ

Слайд 6

Для каждого случая группы должны быть различными. Состав групп зависит от формы и содержания урока. Группы могут быть: разноуровневые ; одноуровневые; постоянного и временного состава. Деление на группы может происходить: перед уроком; на уроке; за несколько дней. Продолжительность работы в группах: 5-10 минут; урок; несколько дней; месяц.

Слайд 7

Урок формирования умений и навыков . (на группы делятся перед уроком, разноуровневый , постоянный состав). После фронтального закрепления учебного материала ученикам предлагаются задания по теме. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения. При этом «слабые» учащиеся получают помощь и разъяснения от «сильных» учеников. Очень эффективно проходит проверка домашнего задания. (работа в парах сидящих за одной партой учащихся 5-7 минут) В ходе проверки происходит обсуждение, делаются пометки, исправляются ошибки, обязательно с комментариями. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Слайд 8

Организация изучения программного материала по учебнику. (Самостоятельное «добывание» знаний). Ученики, разделенные на одноуровневые группы, читают текст учебника, делая пометки карандашом: «+»новые знания; «-» что непонятно; «!» известная информация. Затем совместно разбирают его содержание, акцентируя внимание на пометках, поставленных каждым. Следующим этапом являются ответы на вопросы, заранее подготовленные учителем. Проектная деятельность Работа в группах очень результативна в плане развития у учащихся творческих способностей. Здесь каждый проявляет себя по-своему. Кто-то собирает информацию, другие её обрабатывают, следующие оформляют и делают презентации. Известно, что запоминается надолго то, что вызвало самое яркое впечатление, учителя называют это «изюминкой» урока. Чтобы было побольше таких запоминающихся моментов, ученикам можно предложить для домашнего задания: найти интересный материал, связанный с темой урока. Творчество здесь «бьёт ключом». И, как показывает опыт, ребята находят очень много интересного, а порой и неожиданного (помощь родителей приветствуется).

Слайд 9

Организация работы учащихся в парах и группах временного и постоянного состава имеет большое значение на уроке: - возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала; - на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе; -возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - возрастает сплочённость класса; - ученик более точно оценивает свои возможности; - дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее; - формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Слайд 10

Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Действия учителя, способствующие формированию УУД: 1.Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. 2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни . 3. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 4. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения. 5. Учитель на уроке уделяет большое внимание, самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. 6. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. 7.Учитель общается с учениками с позиции сотрудничества; показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. В совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

Слайд 11

Технологическая карта урока Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя 1.Объявление темы урока Тему формулируют сами учащиеся, Учитель подводит учащихся к осознанию темы. 2. Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, осознав границы знания и незнания. Учитель подводит детей к осознанию цели и задач. 3.Формирование групп. Планирование деятельности в группах. Ученики планируют свою деятельность, распределяют роли в группах. Учитель оказывает помощь, советует. 4. Практическая деятельность. Осуществляют учебную деятельность по намеченному плану. Учитель помогает, консультирует. 5.Контроль деятельности. Самоконтроль и взаимоконтроль в группах. Учитель консультирует. 6.Коррекция деятельности. Учащиеся формулируют затруднения. Осуществляют коррекцию с помощью учителя. Учитель помогает. 7.Оценка деятельности. Ученики дают оценку деятельности по её результатам. Самооценка (возможна). Учитель оценивает ход взаимодействия в группах. 8.Рефлексия. 9.Домашнее задание Ученики выбирают задания из предложенных учителем с учетом своих возможностей. Учитель предлагает несколько вариантов заданий, предоставляет учащимся возможность выбора.

Слайд 12

С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД). Постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему урока. Проводя урок окружающего мира по теме «Почему идёт дождь и дует ветер?» при изучении нового материала перед учащимися ставится новая проблема (коммуникативные УУД) выбрать верные утверждения о Луне. Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь? После предположений учащихся начинается совместное открытие нового. А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по-разному, но опыт помогает выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе урока развивались -личностные универсальные учебные действия (формирование интереса); -регулятивные (постановка цели, планирование деятельности, коррекция действий, контроль и оценка); - познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником); - коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других) Фрагмент урока « Окружаюший мир»

Слайд 13

Ключевые моменты организации современного урока: • Признание ученика носителем субъектного опыта, выявление и использование этого опыта в работе. • Участие учеников в организации и анализе урока, учет их мнений при планировании последующих уроков. • Урок представляет собой серию учебных ситуаций, развивающихся в соответствии с инициативой учащихся. • Учитель при планировании времени урока предусматривает возможность гибкого изменения временных рамок для обсуждения, дискуссии и т.д., оговаривая при этом с учащимися план урока.• На уроке учитель отмечает (наблюдает) индивидуальные предпочтения учащихся в работе с учебным материалом (для составления индивидуального учебного профиля школьника). • Учитель разрабатывает и использует на уроке дидактический материал различного типа, вида и формы, позволяющий реально учитывать психофизиологические особенности учащихся. • Преобладание метода проблемного обучения , ориентированного на активизацию самостоятельности детей. • Основной формой взаимодействия на уроке является парная и групповая работа. Учитель и ученики оценивают не только результат деятельности, но и ее процесс (оригинальность, своеобразие); ученик сравнивается сам с собой, а не с другими, преобладает направленность на успех; широко используется самооценка и взаимооценка . На современном уроке учитель – главный помощник ребенка в овладении знаниями, и он создает условия для развития личности ребенка.

Слайд 14

Правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель, опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, умеет ставить перед ними на определённом этапе учебную задачу, умело организует выполнение учащимися учебных действий ( целеполагание , проектирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка). Таким образом процесс обучения становится привлекательным для учеников, формируется мотивация к обучению.

Слайд 15

Использованная литература: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова . — М.: Просвещение, 2008. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Кезина Л.П., Кондаков А.М. - М.: Просвещение, 2009. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. http://www.rae.ru/forum2011/137/1070 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/kak-formirovat-uud-v-nachalnoy-shkole http://www.slideshare.net/Tlatova/ss-9414756#13525855817001&hideSpinner


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Технология "Обучение в сотрудничестве"

Презентация раскрывает технологию "Обучение в сотрудничестве"...

Технология обучения в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам.В отличие от традиционных технологий обучения, где ближайшей целью урока является...

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К САМОРАЗВИТИЮ

Сегодняшняя  школа в условиях введения ФГОС НОО  ищет себя новую: обра­щенную лицом к детям, учитывающую их индивидуальные особен­ности, способности и дарования. С первых ...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ»

Технология «Обучение в сотрудничестве является достаточно эффективной. При организации групповых дискуссий, по­знавательная деятельность по технологии обучения в сотрудничестве становится исходной, эл...