Игровые технологии
книга на тему

Салтыкова Марина Геннадьевна

Размышления на методическую тему

Скачать:


Предварительный просмотр:

Размышления на методическую тему…

  За двадцать лет педагогической деятельности мой профессиональный выбор останавливался на нескольких приемах, методах, формах, и, конечно, технологиях. Все они были объединены личностно-ориентированным подходом, без которого невозможно организовать процесс обучения, взаимодействия учителя с учеником. С появлением информационно-коммуникационных технологий, процесс обучения стал видоизменяться как снаружи, так и изнутри. Облегчило ли это мою деятельность? Сложно сказать. Она стала вариативной, она дала возможность разнообразить многие виды деятельности, она   позволила открыть целый мир моим ученикам…

С введением ФГОС НОО во главу угла был поставлен системно-деятельностный подход.

С 2014 года наша школа вошла в программу «Школа Нового Поколения», и с этого времени в сферу моих профессиональных интересов вошли игровые образовательные технологии.

Изучив материалы по данной теме,  я пришла к выводу «Игровые технологии – это огромный ресурс личностного развития моих юных школьников и меня лично». Ниже я привожу теоретические выкладки, которые активно использую непосредственно в своей педагогической деятельности.

«Игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности не только ребенка, но и взрослого. В игре воссоздаются условия ситуаций, вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая  деятельность используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельной технологии;

-как элемент педагогической технологии;

-в качестве формы урока или его части;

-его внеклассной работе.

         Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, музыкальный слух, смекалку и др.

Деловые игры пришли в школу из жизни взрослых. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. Игра позволяет учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между учащимися распределяются роли действующих лиц.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей, вещей, явлений - на уроках математики, драматизированные отношения героев - на уроках чтения, истории. Например, при изучении темы «Одежда в разные времена» дети получают домашнее задание по истории: одеть бумажных кукол в одежду разных эпох, вырезать из бумаги, раскрасить, придумать диалоги для беседы.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

1.        Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика

проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.

2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.

3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия».

«Деловая игра – метод обучения обеспечивающий воссоздание предметного или социального содержания профессиональной деятельности, т.е. моделируются отношения, которые существуют в реальной жизни.

Деловые игры впервые начали проводится в 50-е годы ХХ века в США для подготовки экономистов и руководителей.

Игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи.

Функции игровой деятельности:

- обучающая — приобщение или присвоение субъектом социокультурных норм (научных, правовых, моральных, эстетических и т.д.);

- воспитательная (управление собственными потребностями);

- развивающая (выращивание собственными способностей);

- коммуникативную (освоение диалектики общения);

- диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);

- игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности).

Деловые игры по видам деятельности делят на учебные; исследовательские, управленческие, аттестационные.

По методологии проведения деловые игры бывают:

1. Ролевые игры– каждый участник выполняет определенные функции

2. Иммитационные игры – у участников создается представление, как следует вести себя в определенной ситуации.

 3. Организационно-деятельностные игры – у участников нет ролей, и жестких правил. Такие игры проводятся при жестком давлении на каждого участника со стороны организаторов.

4. Инновационные игры направлены на то, чтобы выработать инновационные идеи в традиционной системе действий. При этом разрабатывают модели реальной ситуации и идеальной.

5. Ансамблевые проводятся для развития управленческого мышления. Организовывается деловое партнерство, сотрудничество между командами.

Методика проведения деловых игр (ДИ):

1. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

2. Формирование команд (3-5 чел), желательно на основе личностных интересов и потребностей участников. Выбор модератора (Модератор – организатор общения в команде)

3. Самостоятельная работа, выполнение задания, разработка проекта.

4. Выступление команд со своим проектом, отчетом.

5. Общее обсуждение, выработка согласованного мнения.

6. Рефлексия.

7. Формулирование новой проблемы.

Образовательная функция деловых игр очень значима, так как в процессе обучения создаются ситуации, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Под деловыми играми понимают моделирование объектов реального процесса, но в условной обстановке (на учебном занятии).

В процессе деловой игры принимаются решения на основе реальной информации о состоянии дел в конкретной организации, поэтому ДИ позволяет обеспечить: формирование навыков принятия решений в конфликтной ситуации, воспитание деловых и моральных качеств личности.

Признаки ДИ:

1. Воспроизведение процесса труда работников.

 2. Наличие объекта игрового моделирования.

 3. Распределение функций между участниками деловой игры.

4. Эффективное взаимодействие между всеми участниками ДИ.

5. Учет в процессе ДИ интересов всех участников

6. Наличие общей цели

 7. Наличие системы оценивания групп и каждого участника.

Типы ДИ:

1. Имитационная игра. Такая игра характеризуется имитацией реальности.

2. Операционная игра. Когда обрабатываются определенные операции (например, методика проведения урока)

  3. Ситуационная игра. Когда реализуется 2 аспекта – инструментальный (решение производственной проблемы) и эмоционально-ролевой аспект (когда решаются проблемы межличностного взаимодействия)».

Второй базисной технологией для меня является технология проблемного обучения, как способа формирования критического мышления, очень важного для современных школьников.

Ниже приводятся теоретические выкладки по данной технологии.

«Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и решает. К таким проблемам можно, например, отнести самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Проблемное обучение включает такие этапы:

•        осознание общей проблемной ситуации;

•        ее анализ, формулировку конкретной проблемы;

•        решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную проверку их);

•        проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема —

скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопросы типа: «Каково количество жителей в Москве?» или «Когда была Полтавская битва?» не считаются проблемами с психолого-дидактической точки зрения, так как ответ можно получить из справочника, энциклопедии без какого-либо мыслительного процесса. Не является проблемой не представляющая трудности для ученика задача (например, вычислить площадь треугольника, если он знает, как это делать).

Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладения новыми умениями.

2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.

3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.

4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении.

1. Учитель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном внимании и обсуждении учениками (традиционная система).

2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему (исследовательский метод).

4. Ученик сам ставит проблему и сам ее решает (исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, осваивают элементы научных методов, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»

Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам  для организации и проведения занятия по математике  с детьми от 4 до 5 лет в...

Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....

Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»

Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий

В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....

Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии

       Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...