Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее реализации.
материал на тему

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_2.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки

                     Доклад на педагогическом совете на тему:

          МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
.

                                                                         ДОКЛАД ПОДГОТОВИЛА

                                                                                ГАБЕЛЕВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

                                                                                УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                                   Ельня

                                                   2016

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

 «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить»                  

                                                                                                        К. Д. Ушинский

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели.
Мотив- это то, что побуждает человека к действию.
Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

В педагогике и психологии принята широкая классификация мотивов. Так, по видам деятельности, выделяют социальные (широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества) и познавательные мотивы (широкие познавательные, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования).

Исследователи объединяют данные мотивы в определенные группы по направленности и содержанию:

  • Социальные;
  • Познавательные;
  • Профессионально-ценностные;
  • Эстетические;
  • Коммуникационные;
  • Статусно-позиционные;
  • Традиционно-исторические;
  • Утилитарно-практические (меркантильные) <Приложение1 Слайд3>.

Мотивы школьников можно разделить на побудительные  (лежат в основе целенаправленных действий) и смыслообразующие  (переводят общественно значимые ценности на личностный уровень); внешние (исходят от педагогов, родителей, часто приобретают форму принуждений) и внутренние (внутренние побудительные силы школьника); осознанные (умение рассказывать о причинах, побуждающих к тому или иному действию) и неосознанные; реальные (осознаваемые педагогом и обучаемым) и мнимые.
Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению: положительное ,безразличное и отрицательное .

М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Сами по себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь средством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

  • мотивация, которая условно может быть названа отрицательной.

 Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

  • мотивация, имеющая положительный характер,

 Зная тип мотивации, учитель может создать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Если это мотивация, связанная с результатом учения, то условиями для ее поддержания могут быть поощрение, показ полезности усваиваемых знаний для будущего, создание положительного общественного мнения и т.п. Если это мотивация, связанная с целью учения, то условиями для ее поддержания могут быть информация о достигнутых результатах, пробуждение и формирование познавательных интересов, проблемная методика. Для поддержания мотивации, связанной с процессом учения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность учащихся, исследовательская методика, создание условий для проявления их способностей.

Учение в школе — это основной род деятельности ученика, и его основная цель успешное усвоение знаний и умений, необходимых для того, чтобы он смог их использовать в дальнейшем для себя, а значит и для общества. Поэтому каждого ученика можно оценить по тому, как он относится к учебе и каковы его собственные цели и планы.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне с когнитивными способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе, потому что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. В то же время у ученика недостаточно мотивированного успехи в учебе могут быть незначительными, даже, несмотря на его способности.

Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития. Нередко мотивы учения учащихся могут быть весьма прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.
 Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

Внешние мотивы в обучении:

Внутренние мотивы в обучении:
 

Отметки;
Вынужденный долг;
Учёба ради престижа, лидерства,
материального вознаграждения;
Избегание наказания.

Удовлетворение от самой деятельности;
Прямой результат деятельности;
Стремление к успеху,
Понимание необходимости для жизни;
Учение как возможность общения.

У каждого человека присутствует и тот, и другой вид мотивов, причем внешняя мотивация, как правило, преобладает.
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желанияучиться»                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                 В. А. Сухомлинский
 
Как преодолеть равнодушное отношение  к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить  реакцию: «Не хочу!..»
 
«Интерес к  учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха…»
 
                                                                                                                                     В. А. Сухомлинский 

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.

Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.  

   С первых дней пребывания в школе, в жизни ребёнка всё чаще появляются слова:  «Надо» и «Должен». Эти слова  мы слышим на  протяжении всей нашей жизни. Но бывает, когда словам «надо» и «должен» противится всё внутреннее состояние человека. Человек испытывает страх, тревогу перед переменами, перед опасностью, теряет уверенность в собственных силах. И,  если нарушается или задерживается формирование у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, возможностях, успешное развитие способностей и вообще развитие ребенка затруднено.
       Распространённая причина патологической неуверенности в себе родом из детства. Иногда родители вольно или невольно убеждают ребёнка в том, что он ни на что не способен. Помните это: «ты растяпа!», «все дети уже умеют, один ты…», «только ты такой неуклюжий»? «он в математике такой слабый, потому что весь в меня». Все подобные выражения откладываются в памяти, и ребёнок усваивает не то, что нужно быть ловким, умным и послушным, а то, что у него никогда не получится быть таким хорошим, как те чужие дети, которые почему-то нравятся маме больше. С возрастом, конечно, это забывается, но неуверенность в себе остаётся, хотя раскопать реальную причину этой неуверенности бывает не так – то просто.
       Чтобы воспитать в ребенке чувство уверенности, не надо сравнивать его с другими детьми. Более верный путь – научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего».       Научите детей часто повторять такие слова: «Мне всегда везет», «Я все могу», «У меня все получится», «Все будет хорошо».
        Если к слову «надо» добавить «мне», получится - «это надо мне». Тем более всё получится, если ещё и  к неуверенному «смогу?»,  добавить «я смогу!». А отсюда: «Я хочу это делать, потому что это надо мне, я смогу это сделать».

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.

Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

 Урок был и остаётся основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса создание нестандартных ситуаций на уроке демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. За годы работы в школе сложилась самостоятельно разработанная и успешно применяемая технология преподавания, основанная на дифференцированном подходе к обучению.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон. Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. То же и в школе. Если класс сыгран, то урок – как музыка.

Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, надо организовывать обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

  1. создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
  2. создание нестандартных ситуаций на уроке
  3. демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке
  4. умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя
  5. умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

       6 .Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей   деятельности и постановки учебных задач

      7.Совместный с учащимися учет возрастных особенностей школьников.

      8.Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановки учебных задач

     9.Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

      10.Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

      11.Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

      12.Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.

      13.Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий.

      14.Эмоциональная речь учителя.

      15.Применение поощрения и порицания.

     16.Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним).

      17.Формирование адекватной самооценки у учащихся.

     18.Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений

Выводы :

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3)через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация деятельности обучающихся на уроке и создание условий для её развития.

В статье раскрываются основные аспекты мотивации деятельности обучающихся на уроке....

Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для её реализации

Учебная Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотива...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ

В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития и...

Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации.

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.К.Д. Ушин...

Инновационный педагогический опыт «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе в рамках реализации ФГОС».

Актуальность и  основная идея опыта. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школ...