Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину
статья на тему

Валентина Волкова

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stadii_kollektiva.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Образное описание стадий развития коллектива по Лутошкину

1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.

2 ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.

3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».

Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.

Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.

Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.

Обработка полученных данных

На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

( подготовлена профессором М.И.Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:

43210  1.  Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

                  класса работал лучше.

43210  2.  Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

43210  3.  Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

43210  4.  Участвую в подведении итогов работы класса, в определении бли-

                  жайших задач.

43210  5.  Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным

                  действиям.

43210  6.  У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются

                 между учащимися.

43210  7.  Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди  

                  всех членов коллектива.

43210  8.  Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно

                 справляется со своими обязанностями.

43210  9.  Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к

                 выполнению своих общественных  обязанностей.

43210  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием

                  или активом класса.

43210  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные

                  перед коллективом, были выполнены.

43210  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты

                  работы своих товарищей.

43210  13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед

                  коллективом школы.

43210  14. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации

разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах

    самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих

                 перед ними.

43210  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,

                  стоящих перед коллективом школы.

43210  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,

стоящих перед всем коллективом, с другими классами и

                  объединениями.

43210  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

43210  19. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в

                  разрешении трудностей, возникающих перед ними.

43210  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления

                  школы, пользуются заслуженным авторитетом.

43210  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению      

                  поручений органов ученического самоуправления всего

                  коллектива.

43210  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более

                  высоких результатов.

43210  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других

                  коллективах и общественных организациях.

43210  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего

                  школьного коллектива.

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп(блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:

1)  включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);

2)  организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);

3)  ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);

4)  включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);

5)  отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);

6)  ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать(16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше0,85 – высокий.

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Методика социометрии (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Опросный лист

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?_________________________________________________________________

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?________________________________________________________________

3.Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?_________________________________________________________________

После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в таком же алфавитном порядке – имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу. Например, школьник А (пусть это будет Алексеев Алеша) при ответе на первый вопрос выбрал Б (Борисова Борю), Г (Гришину Галю) и Е (Егорова Егора); при ответе на второй вопрос – Б, Ж и З; при ответе на третий – Б, Г и Е. Все эти выборы Алексеева Алеши вы и должны отметить в таблице. И так по анкетам всех школьников. Например:

Пример социометрической таблицы

image001.png

Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым их школьников и заносите получившееся у вас число в последнюю строку – под каждой фамилией. В нашем случае самого Алексеева Алешу его одноклассники выбрали 11 раз. Эта цифра будет считаться его рейтингом.

Интерпретация полученных результатов

Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем:

лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г);

рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж);

одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З);

отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла (как видно из нашей социометрической таблицы, это школьник И).

Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.

Рекомендации к проведению анализа деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления школы

Детские объединения

Жизнедеятельность современной школы характеризуется значительным разнообразием детских объединений, функционирующих на ее основе. И эксперту, изучающему эффективность процесса воспитания в школе, с самого начала очень важно определить, с каким типом детского объединения он имеет дело.

Тип детского объединения, по мнению А.Г.Кирпичника, это обобщенный образ детского объединения, выделенный из совокупности других объединений на основании какого-либо существенного признака или свойства. Одним из продуктивных оснований для выделения типов детских объединений могут быть особенности участия взрослых в их деятельности. На этом основании А.Г.Кирпичник выделяет объединения классно-урочные, факультативно-кружковые, клубные, общественно-организационные.

Классно-урочный тип объединения управляется учителем, который одновременно является и технологом учебно-познавательной, обязательной деятельности. Учитель ставит задачу, требует исполнения, оценивает выполненную индивидуально и коллективно работу. Подростки могут участвовать в управлении учебно-познавательной деятельностью в той мере, в которой позволит учитель.

Факультативно-кружковой тип объединения отличается от вышеназванного тем, что дети имеют право выбора факультатива, кружка, секции и, соответственно, возглавляющего их взрослого. Однако, как и в предыдущем случае, они не могут ставить задачи, требовать исполнения, оценивать выполненную индивидуально или коллективно работу.

Клубный тип объединения предоставляет подросткам большую вариативность выбора. Здесь нет строго заданной программы, пропуск части которой, как правило, влечет за собой невозможность продолжения участия в объединении. Взрослый «приохочивает» подростков к деятельности. В клубе возможно действительное самоуправление или соуправление. При этом организаторская активность остается на стороне взрослого.

Общественно-организационный тип объединения отличает самоорганизация и самодеятельность детей. Способ обеспечения функционирования – самоуправление. Содержательный источник самодеятельности и реализации детской активности – социальная реальность. Такому объединению противопоказана «повелительная» позиция взрослого.

Далее мы остановимся на анализе деятельности только трех типов объединений - факультативно-кружковых, клубных и общественно-организационных, - потому что именно они составляют вместе внеурочную сферу жизнедеятельности школы.

Факультативы, кружки, секции решают, в первую очередь, учебные задачи. Воспитательный потенциал объединений факультативно-кружкового типа складывается, на наш взгляд, из следующих составляющих:

1) из того, насколько добровольно школьники принимают участие в деятельности факультатива, кружка, секции;

2) из соответствия действий руководителя факультатива, кружка или секции тем воспитательным задачам, которые он перед собой ставит;

3) качества отношений, возникающих между участниками объединения в процессе совместной жизнедеятельности;

4) из того, насколько самореализуется ребенок в деятельности данного объединения.

Указанные положения относятся и к характеристике воспитательного потенциала объединения клубного типа. Но для воспитания в клубе также важно, насколько качественно реализуются в его жизнедеятельности процессы самоуправления и соуправления. В этом вопросе мы предлагаем эксперту опираться на следующие принципиальные основания.

Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие «пирамиды» руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.

2. Детское самоуправление – возможный режим протекания любой совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику со-бытийных, сотруднических отношений в детской среде. Участники деятельности в режиме самоуправления совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, рефлексируют результат.

Соуправление детей и взрослых и собственно детское самоуправление - близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнерами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только право помочь детям (причем помощь должна быть запрошена школьниками), у детей же есть право как запросить помощь взрослых, так и обойтись без нее. Вмешательство взрослых в самоуправляемую деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает угрожать безопасности детей (их жизни, психофизическому и духовному здоровью).

В ситуациях самоуправления детей педагог не может регламентировать межличностные, межвозрастные, внутрии межгрупповые отношения. Однако диагностировать их состояние, проблематизировать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать помощь и поддержку тем детям, кто нуждается в укреплении собственной субъектной позиции – профессиональная обязанность педагога как воспитателя.

Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои критические замечания в открытом честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними. Любые формы давления на детей недопустимы.

6. Создание органов детского самоуправления не является самоцелью, это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Необходимо, чтобы между этими органами были практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции.

Воспитательный потенциал детского общественного объединения (организации),с одной стороны, содержит в себе те же составляющие, что и потенциал клубного объединения, а с другой, обусловлен социальными функциями объединения.

Исследователь детского движения в нашей стране Т.В.Трухачева выделяет следующие явные функции детских общественных объединений:

осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав и свобод, зафиксированных в Конвенции о правах ребенка и включающих право на имя и гражданство (статья 7), право на сохранение индивидуальности (ст. 8), на свободу выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15), защиту личной жизни (ст. 1б), право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а);

действия, направленные на достижение цели, зафиксированной в Уставе (или ином документе) или достигнутой в процессе устной договоренности, и способствующие социализации личности ребенка, обретению им жизненного опыта в условиях добровольного соблюдения установленных демократическим путем норм, правил и процедур;

формирование у ребенка новых (либо закрепления или корректировки уже существующих) представлений о жизни в условиях добровольно принятых на себя (самообязывающих) норм и правил.

Одновременно с этим детские общественные объединения выполняют скрытые функции, способствующие:

закреплению в поведении подростка демократических ценностей и норм, провозглашенных в объединении, и превращению их в привычку;

формированию в детской среде лидеров, которые впоследствии могут войти в общественную элиту;

привлечению внимания детей и взрослых (государственных служащих, общественных деятелей, представителей средств массовой информации), не участвующих в деятельности объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию (членству) в нем.

Все вышеперечисленное может служить эксперту основанием для выработки экспертной оценки деятельности детского общественного объединения (организации).

Органы ученического самоуправления

В современной школе довольно часто встречается такой институт как органы ученического самоуправления. Существуя наряду с органами педагогического и родительского самоуправления, органы ученического самоуправления призваны обеспечивать общественно-государственный характер управления образовательным учреждением.

Было бы замечательно, если эксперту, оценивающему эффективность воспитательного процесса, удалось в режиме включенного наблюдения познакомиться с деятельностью органов ученического самоуправления. Однако если такой возможности нет, то можно посоветовать ему проанализировать описание этой деятельности, наверняка имеющееся в образовательном учреждении.

В рамках содержания деятельности ученического самоуправления должен выполняться принцип: участники совместно определяют цель, объект, предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах ее реализации, управляют процессом ее осуществления, рефлексируют результат.

При анализе организации и структуры ученического самоуправления эксперт может выделить следующие блоки:

позиционный блок – представление ученического самоуправления в виде общей схемы с указанием взаимосвязи ее структурных компонентов;

организационный блок – выделение и описание уровней ученического самоуправления (индивидуальный уровень – ученик, уровень первичного коллектива – класс, уровень коллектива образовательного учреждения – совет, парламент и др.), с указанием возможностей для учащихся участвовать в самоуправлении на каждом уровне;

нормативно-правовой блок – перечень основных нормативных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа самоуправления;

содержательный блок – описание основного содержания деятельности всех структурных компонентов, составляющих данную систему ученического самоуправления;

технологический блок – описание форм и методов работы участников и органов ученического самоуправления;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Стадии развития насекомых. Комара. Бабочки."

Для использования на уроке окружающий мир в 1 классе. Показывает этапы развития насекомых....

Диагностика сформированности и развития коллектива класса

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов ...

Класс 3, урок окружающего мира , УМК «Гармония» по учебнику О.Т. Поглазовой. Тема: Стадии развития насекомых.

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Формирование представлений о жизненных циклах развития насекомых.Планируемые результаты: Регуля...

Животный мир: Стадии развития насекомых

Презентация выполнена к уроку 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) по теме: Стадии развития насекомых...

Стадии развития божьей коровки.

Детская проектная работа.Исследования стадии развития божьей коровки....

Учебная презентация "СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" по Эрику Эриксону

Здесь предложена составленная мной учебная презентация...

Тест по окружающему миру 3 класс "Стадии развития насекомых"

Тест по окружающему миру 3 класс по теме "Стадии развития насекомых"  УМК "Гармония"  учебник О.Т. Поглазова...