Программа кружка литературного чтения "Остров сокровищ" для 1-4 классов.
рабочая программа на тему

Гурьянова Марина Валерьевна

 Програсмма кружка литературного чтения направлена на создание  условий для развития читательских умений и интереса к чтению кни, на расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов, на формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-4_-_ostrov_sokrovishch.docx43.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка любителей чтения «Остров сокровищ».

Пояснительная записка

Классы: 1, 2, 3, 4

Данная рабочая программа по кружку любителей чтения «Остров сокровищ» в 1- 4 классах составлена на основе  «Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» - 2011 г. и Плана библиотеки им. Гайдара на 2013-14 учебный год.

Общая характеристика кружка.

Кружок любителей чтения «Остров сокровищ» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели кружка:

         Создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.

         Расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов.

         Формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Место кружка в учебном плане:

Общее количество часов за год: 66 часов – в 1 классах;

68 часов – во 2 - 4 классах.

Формы организации кружка

         Литературные игры

         Конкурсы-кроссворды

         Библиотечные уроки

         Путешествия по страницам книг

         Проекты

         Встречи с библиотекарем

         Уроки-спектакли (инсценировки).

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка любителей чтения «Остров сокровищ» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа кружка способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.         Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических). В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка формируются следующие

предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

         Осознавать значимость чтения для личного развития;

         Формировать потребность в систематическом чтении;

         Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

         Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

         Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

         Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

         Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

         Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

         Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

         Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

         Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

         Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

         Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

         Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

         Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

         Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

         Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

         Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Методические пособия:

  • Н.Ф. Виноградова «Сборник программ внеурочной деятельности». Москва: «Вента-Граф» - 2011 г.;
  • Джежелей О.В., Светловская Н.Н. «Учимся любить книгу» - Москва, «Просвещение» - 1982 г.;
  • Гусман Генрих «О книге» - Москва, «Книга» - 1982 г.;
  • Словарь-справочник «Юному книголюбу» - Москва, «Книга» - 1978 г.;
  • Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. «Большая книга игр и развлечений» - Москва, «Педагогика» - 1992 г.;
  • Журналы: «Библиотека», «Библиотекарь», «Начальная школа», «Читаем, учимся, играем».

Календарно-тематическое планирование занятий кружка                       в 1 - 4 классах:

1 класс

Русские народные сказки. 66 часов.

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1-2

Русская народная сказка «Колобок»

 

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка

2

3-4

Русская народная сказка «Теремок»

Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев

2

5-6

Русская народная сказка «Репка»

Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета

2

7-8

Русская народная сказка «Волк и лиса»

Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.

2

9-10

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

11

Русская народная сказка «По щучьему велению»

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

12

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

13

Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»

Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, пересказ

2

14

Русская народная сказка «Снегурочка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

15

Русская народная сказка «Три медведя»

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

16

Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

17

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.

2

18

Русская народная сказка «Мальчик с пальчик»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

 

3

19

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

3

20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

3

21

Русская народная сказка «Финист Ясный Сокол»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

3

22

Русская народная сказка «Каша из топора»

Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью

2

23

Русская народная сказка «Летучий корабль»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

3

24

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные.

3

25

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

26

Русская народная сказка «Лягушка-царевна»

Рассказывание, чтение, аппликация.

3

27

Русская народная сказка «Чудесная рубашка»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

28

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.

3

29

Русская народная сказка «Медведь – липовая нога»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

30

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Слушание, чтение, краткий пересказ, рисование с натуры лица восковыми мелками.

3

31

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

32

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне

3

33

Интерактивная игра «В мире сказок».

Проведение викторины и выставка поделок сказочных

2

 

2 класс

Сказки русских писателей. 68 часов.

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

3

2

А.С.Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

3

3

А.С.Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

4

4

А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

5-6

А.С.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

4

7

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

8

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

9

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

10

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

11

Антоний Погорельский

«Черная курица, или Подземные жители»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

12

В. И. Даль «У тебя у самого свой ум»

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

13

К. Д. Ушинский

«Ветер и солнце»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

14

М. Л. Михайлов

Два Мороза

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

15

М.Л. Михайлов «Волга и Вазуза»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

16

М. Е. Салтыков-Щедрин

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Слушание, чтение, иллюстрирование

3

17

В. М. Гаршин

Лягушка-путешественница

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

3

18

Л. Н. Толстой

Липунюшка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

19

Л. Н. Толстой

Царь и рубашка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

20

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

«Аленушкины сказки»

«Сказка про храброго Зайца—длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

3

21

Д. Н. Мамин-Сибиряк.

«Серая шейка»

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

4

22

А. Н. Толстой

Золотой ключик, или Приключения Буратино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

3

23

К. И. Чуковский

Муха-цокотуха

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

24

П. П. Бажов

Серебряное копытце

Слушание, выборочный пересказ Создание книжки-малышки.

2

25

П. П. Бажов

Огневушка-поскакушка

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

26

С. Я. Маршак

Двенадцать месяцев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

3

27

А. П. Гайдар

Сказка о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

28

В. В. Бианки

Как Муравьишка домой спешил

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

29

В. В. Бианки

Чей нос лучше?

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

1

30

В. В. Бианки

Терентий-Тетерев

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

31

К. Г. Паустовский

Теплый хлеб

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

32

Л. Пантелеев

Две лягушки

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

33

Н. Г. Гарин-Михайловский

Знаем

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки

1

34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1

 

3 класс

Сказки зарубежных писателей.

2 часа в неделю ( в год – 68 ч)

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

1

Ш. Перро

Красная Шапочка.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

3

2

Ш. Перро

Золушка, или Хрустальная туфелька.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

3

Ш. Перро

Спящая красавица.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

4

Ш. Перро

Кот в сапогах.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

3

5

Братья Гримм

Госпожа Метелица.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

6

Братья Гримм

Бременские музыканты

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

3

7

Братья Гримм

Храбрый портной.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

1

8

Братья Гримм

Соломинка, уголь и боб

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

9

Братья Гримм

Король Дроздобород

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

10

Братья Гримм

Беляночка и Розочка

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

2

11

В. Гауф

Калиф-аист

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

12

В. Гауф

Маленький Мук.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

13

В. Гауф

Карлик Нос.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

14

Г.-Х. Андерсен

Гадкий утенок

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

15

Г.-Х. Андерсен

Соловей.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

16

Г.-Х. Андерсен

Дюймовочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

17

Г.-Х. Андерсен

Стойкий оловянный солдатик

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

18

Г.-Х. Андерсен

Новый наряд короля.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

19

Г.-Х. Андерсен

Свинопас.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

20

Г.-Х. Андерсен

Огниво

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

21

Г.-Х. Андерсен

Оле-Лукойе.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

22

Г.-Х. Андерсен

Принцесса на горошине

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

23

Г.-Х. Андерсен

Дикие лебеди.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

24  

Г.-Х. Андерсен

Русалочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

25

Г.-Х. Андерсен

Русалочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

26

Г.-Х. Андерсен

Русалочка.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

1

27

Г.-Х. Андерсен

Пастушка и трубочист

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

28

Г.-Х. Андерсен

Снежная королева

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

3

29

О. Уайльд

Мальчик-звезда.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки

2

30

С. Лагерлёф

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.

 Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

31

Киплинг Маугли

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

32

Д.Родари Чиполино

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

3

33

Д.Свифт.

Гулливер в стране лилипутов.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей)

1

 

 

4 класс

Рассказы русских писателей. 68 часов.

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

1

Экскурсия в библиотеку.

Беседа «О книге и библиотеке».

Слушание

1

2

Познавательно-развлекательная программа «Мои любимые сказки».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

3

Рассказ о русском писателе Л.Н. Толстом. Обзор выставки его книг. Чтение рассказов из «Азбуки» (к 185-летию со дня рождения (1828-1910), к 140-летию со дня издания книги).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

4

Беседа «Основные правила пользования библиотекой». Чтение сказки «Стойкий оловянный солдатик» Х.К. Андерсена (книга – юбиляр-175 лет(1838)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

3

5

Рассказ о детском писателе С.Т. Аксакове, чтение сказки «Аленький цветочек» (книга-юбиляр-155 лет (1858)).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

4

6

Беседа «Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу?» Мелкий ремонт ветхих книг.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев

2

7

Конкурс рисунков «Рисуем сказку» по сказкам известных сказочников. Оформление выставки рисунков.

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

8

Рассказ «Откуда пришла книга», обзор книг для детей русского писателя И. С. Тургенева (к 195-летию со дня рождения (1818-1883)).

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

9

Рассказ о марийских детских писателях, обзор их произведений. Чтение книги стихов В. Колумба «Где прячется ночь?».

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

10

Беседа «Из чего состоит книга? Кто ее создает?» Рисование поздравительной открытки к Новому году.

Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.

 

2

11

Выразительное чтение книги Е.И. Чарушина «Никита и его друзья» (книга-юбиляр-75 лет).

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

12

Обзор газет и журналов для детей: «Веселые картинки», «Почитай-ка», «Кече» (Солнышко), «Детская газета» и прочие. Мастерская Деда Мороза.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

13

Участие в концерте на Новогоднем утреннике (стихи и сценки).

Чтение, рассказывание.

2

14

Конкурс чтецов стихов детского писателя К. И. Чуковского. Обзор выставки книг писателя.

Чтение.

2

15

Беседа «Элементы книги».

Чтение рассказа А.П. Гайдара «Чук и Гек» (1939) (книга-юбиляр -75 лет)».

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

3

16

Игровая конкурсная программа «Путешествуют герои сказок».

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

17

Чтение книги сказов «Малахитовая шкатулка» русского писателя Павла Петровича Бажова (1879-1950) (книга-юбиляр -75 лет).

Слушание, чтение, иллюстрирование.

2

18

Беседа «Марийский край – земля Онара», знакомство с легендой о богатыре Онаре.

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

19

Беседа «Фольклорные жанры: пословица, поговорка, загадка». Фольклорные игры.

Слушание, выборочный пересказ. Создание книжки-малышки.

2

20

Конкурс рисунков «Наша Армия родная» по одноименной книге С.Михалкова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

21

Конкурс – викторина «А ну-ка, мальчики!».

Слушание, чтение, рассказывание.

2

22

Беседа «Фольклорные жанры: былина, сказ, сказка».Чтение «Былины об Илье Муромце».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

2

23

Конкурс-викторина

«А ну-ка, девочки!».

Слушание, чтение, рассказывание.

2

24

Конкурс рисунков по сказке П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» (1834) (книга-юбиляр- 180 лет).

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

3

25

Конкурс загадок (в рамках проведения Недели детской книги).

Слушание, чтение, рассказывание

1

26

Беседа «Литературные жанры: литературная сказка, басня». Чтение сказки современной детской писательницы М.Я. Бородицкой «Синяя сказка».

Чтение, пересказ, иллюстрирование.

 

2

27

Обзор книг о животных. Конкурс рисунков «Подружись со мной!».

Слушание, рисование.

2

28

Беседа «Литературные жанры: рассказ, повесть. Чтение рассказов Н. Носова.

Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки

2

29

Чтение сказок В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поёт?» (1924)(книги-юбиляры-90 лет).

Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина

2

30

КВН «Поиграем в сказку!».

Слушание, чтение, рассказывание.

1

31

Беседа «Энциклопедия знает все!». Знакомство с детской энциклопедией «Хочу все знать!».

Слушание, чтение, рассказывание

2

32

Конкурс на самого лучшего читателя.

Подготовка и проведение конкурса

2

33

Игровая программа «Сказочный хоровод».

Подготовка и проведение игры

1

34

Игровая программа «Сказочный хоровод».

Подготовка и проведение игры

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Права на всякий случай" (4 класс).

Программа кружка для 4 класса  о правах ребенка....

Рабочая программа кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса

Данная программа разработана мною для кружка "История Санкт-Петербурга" для 1 класса, как один из видов занятости учащихся во внеурочное время (по ФГОС)...

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс

Рабочая программа кружка Мы и окружающий мир 1 класс...

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"

Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней  разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности...

Программа кружка по внеурочной деятельности"Книголюбы" 1 класс на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» и дополнительного модуля программы Е. А. Найденовой курса "Литература народов России"

Рабочая программа кружка "Книголюбы" для 1 классов составлена на основе программы Л. А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — ...

Рабочая программа кружка "Литературный калейдоскоп" 4класс

Рабочая программа кружка "Литературный калейдоскоп" 4класс...