Приложение к авторской программе кружка "Литературное творчество"
план-конспект занятия по теме

Мухтарова Зугра Зульфаровна

Программа утверждена на уровне Республики Башкортостан, к ней  разработки занятий, рекомендовано для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2_v_iro.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 4

Обобщающее занятие по теме «Устное народное творчество»

(для обучающихся 3-го  года обучения)

Задачи:

Выяснить знания  жанров  устного народного творчества, развивать творческие способности детей, образное мышление, наблюдательность, устную речь; учить выражать свое мнение и аргументировать его; обогащать и расширять словарный запас детей; проверить умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;  учить выполнять различные творческие задания в парах и группах, проявляя активность, интерес, индивидуальность и творчество; воспитывать любовь к творчеству русского народа, внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: детские книги с русскими народными сказками, картинки к русским народным сказкам, ноутбук, телевизор, презентация.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Слайд №1. Запись темы занятия:  УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

– прочитайте название занятия.

– что это значит?

– что является устным народным творчеством?

III. Слайд № 2.   ( На слайде записи небылиц, загадок, чистоговорок, названия сказок, пословиц, поговорок по усмотрению учителя)

– кто может назвать все эти жанры устного народного творчества одним словом?

ФОЛЬКЛОР – в переводе с английского языка «народная мудрость, народное знание»

- назовите, какие жанры устного народного творчества здесь названы?

А) Потешки . Рассказ заранее подготовленного ребенка – ассистента о потешках.

      Слова, ритмика, игровые действия, сопровождающие исполнение потешки, направлены на одно: развеселить, позабавить, потешить ребенка; создать яркий, положительно окрашенный эмоциональный фон, необходимый для его активного включения в процесс двустороннего взаимодействия. Познание мира начинается, прежде всего, с познания человеком самого себя. И поэтому недаром «объектом» игровых действий взрослого с малышом становились части его тела: ручки, ножки, пальчики.

Хорошо известные и сегодня потешки «Ладушки- ладушки» и «Сорока- ворона» также предназначались для развития навыков движения рук, в частности кистей и пальцев.

Прослушивание записи одной потешки.

Б). Отгадывание загадок, которые дети сами сочинили самостоятельно дома.

Выставка иллюстраций отгадок.

В) Беседа о сказках.

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? (виды сказок)

Слайд № 3.  Отличительные черты сказки. Выяснение знаний о них.

  • Сказочные события
  • Сказочные герои
  • Сказочные существа
  • Необычность обстановки
  • Особая манера повествования
  • Вариативность текста
  • Автор коллективен

Слайд № 4 Общие  особенности волшебных  сказок.

( Дети называют особенности волшебных сказок)

  • Наличие чуда
  • Столкновение с волшебной силой
  • Волшебные персонажи
  • Волшебные предметы
  • Описание

Слайд № 5.  - Что мы можем сказать о героях  волшебных сказок?

  • Делятся на положительных и отрицательных
  • Борются  с волшебной силой
  • Это вымышленные персонажи
  • Обычные люди

Слайд № 6. Общие особенности сказок о животных

Задание №1.

    Работа в группах.  Каждая группа готовит  ответ , перечисляет особенности сказок о животных

  • Иносказательность
  • Ясность оценки героев
  • Антропоморфизм
  • Быстродействие
  • Диалог
  • Облегчённая композиция

Слайд № 7. Задание № 2. Назовите традиционные типы героев сказок о животных.

Работа в парах.

Например,

  • Лиса – хитрая
  • Волк – глупый
  • Заяц - трусливый

Слайд № 8. Назовите разновидности бытовых сказок.

  • Сказка-анекдот
  • Докучные сказки
  • Сказка-загадка
  • Сказки-насмешки

Работа в группах.

 1-я группа называет общие особенности бытовых сказок; ( ответ: отсутствие фантастики, реальные конфликты, сказочное разрешение,  смысловой акцент-развязка, жестокий юмор)

2-я группа – особенности героев бытовых сказок; ( примерные ответы: герой хитёр, герой удачлив, дурак в глазах других, герой благороден и т. д.)

3-я группа – что можно прочитать (например, «Иванушка-дурачок», «Солдатская сказка», «Каша из топора», «Репка», «Как мужик гуся делил» и т. д. )

Слайд № 9. Игра «Угадай сказку»

Дается картинка к сказке, а ученик пробует рассказать сказку не называя персонажей, дети должны отгадать.

Цель игры – поиск синонимов.

Слайд № 10 . Игра «Собери пословицу»

– Прочитайте пословицы. Что вы заметили?

Доброе слово – да навек ссора.

От одного слова и кошке приятно.

В гостях хорошо, а потехе час.

Делу время, а дома лучше.

(Перепутаны части пословиц)

– Составьте пословицы, найдите начало и конец пословиц.

(«Доброе слово и кошке приятно» – нужно не забывать о добрых словах.

«В гостях хорошо, а дома лучше» – так говорят, когда собираются домой откуда-либо, где хорошо провели время, или когда испытывают радость от возвращения домой.

«Делу время, а потехе час» – основное время отводим делам, а забавам и веселью – только досуг.

«От одного слова – да навек ссора» – прежде чем что-то сказать, надо хорошо подумать.)

VIII. Обобщение.

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

- Изменилось ли  у вас настроение после этого занятия?

- ребята, спасибо вам за то, что помогли провести это занятие интересно.

Приложение 2

Тест по теме «Устное народное творчество» (обобщение)

( для обучающихся 2-го  года  обучения )

Цель: формировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Фамилия, имя _____________________________________________________

1. Найди лишнее слово. К жанрам устного народного творчества относятся:

А) скороговорки;

Б) поговорки;

В) рассказы;

Г) сказки.

2. В каком из видов устного народного творчества предметы не называются, а только указываются их признаки

А) потешка

Б) частушка

В) считалка

Г) загадка

Д) скороговорка

Е) небылица

3. Определи жанр произведения:

 Перепёлка перепелят прятала от ребят.

 А) пословица;

 Б) скороговорка;

 В) загадка.

4. Закончи пословицу: «Любишь кататься – люби и ...»

А) ходить

Б) работать

В) саночки возить

5. Дайте определение сказке.

Сказка – это

Определи жанр произведения:

 В гостях хорошо, а дома лучше.

 а) скороговорка; б) пословица; в) поговорка.

6. Если человек сам не пользуется вещью и другим не дает, то его называют

А) принцесса на горошине

Б) собака на сене

В) попрыгунья-стрекоза

7. Какая из этих сказок не является народной?

 А) Два Мороза;

Б) Лиса и журавль;

 В) Сказка о рыбаке и рыбке.

8.Найдите и отметьте  бытовую сказку.

А)  «Каша из топора»

Б)  «Гуси-лебеди»

В) «У страха глаза велики»

Г) «Лиса и журавль»

9. В каком виде сказок можно встретить данных персонажей: Жар-Птицу, Кота в сапогах, златогривого коня?

А) в бытовых;

Б) в волшебных;

В) в сказках о животных

КЛЮЧИ.

1. В

2. Г

3. Б

4. В

5.Примерные ответы: Сказка - это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом! и др.

6. В

7. Б

8. В

9. Б.

Приложение 1

Тема «Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение  ( для обучающихся 1-го года обучения)

Задачи: учить правилам и приемам самостоятельного  сочинения чистоговорок   на разные темы; соблюдать интонационно-значимые части и высказывания; обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;

формировать фонетическую сторону речи;

активизировать  воображение и словотворчество;

развивать слуховое восприятие,  чувство ритма, умение работать в группах.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Ребята, для того чтобы начать нашу работу, вы должны определить сами тему занятия. А подскажет вам тему вот это маленькое четверостишие:

СЛАЙД № 1.

са-са-са – вот бежит лиса

су-су-су – вижу я лису

сы-сы-сы – рыжий хвост лисы

се-се-се- рассказали  о лисе

- Что за четверостишие?  (ответ: чистоговорка)

-Верно. Значит, какая тема нас увлечет сегодня? (ответы)

СЛАЙД №2.

Рисунок лисы.

Описание лисы детьми по наводящим вопросам учителя.

- А кто сочинил эту чистоговорку?  (сочинили мы на прошлом занятии коллективно).

Молодцы.

СЛАЙД № 4.

- Прочитайте следующую чистоговорку и определите ее тему:

Ица-ица-ица- прилетела птица,

Ицу-ицу-ицу- покормлю я птицу,

Ицы-ицы-ицы – тонкий клюв у птицы,

Ице-ице-ице- сказочка о птице.

- О ком? О чем узнали?

-Что вы заметили, когда вы читали чистоговорки о лисе, о птице?

-Что необычного?

3. Сочинение чистоговорок. Вступительная беседа.

- Да, ребята, необычно то, что они сочиняются по правилам, которые мы сегодня должны разобрать, чтобы в дальнейшем мы с вами легко могли на любую тему интересные чистоговорки. Ведь и раньше народ их сочинял также. Но при этом кто-то просто напевал их себе, придумывая разные такие созвучные строчки, а кто- то даже задумывался над тем, что все-таки есть правила и приемы сочинения чистоговорок. А давайте мы тоже задумаемся, действительно ли есть какие – то правила, и нужно ли их знать. Если нужно, то для чего.

(Ответы детей)

- Верно, ребята. Непросто сочинять чистоговорки, но очень интересно.

- Попробуем?

1). Учитель задает определенное звукосочетание, а дети сочиняют двустишье с ним:

Например,  ва-ва-ва -  (дети подбирают рифмованное словосочетание, например, вкусная айва , ву-ву-ву – купили мы айву и т.д.  ( учитель или дети задают звукосочетания и далее к ним подбирают рифмованные словосочетания)

2).Учитель предлагает закончить чистоговорку, выбрав слово с соответствующим слогом:

Например,

Лей-лей-лей - молока ….(налей, выпей, неси) и т.д.

3). Учитель или дети предлагают сочинить чистоговорку,  изменив форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).

Се-се-се – много сказок о … (лисе).

Ис-ис-ис –  в лесу есть много … (лис) и т.д.

СЛАЙД № 5.

5. Задания по группам:

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла)

б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (ра-ра-ра высокая гора, оры-оры-оры- высокие горы)

в) Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

6. Самостоятельная работа.

Детям предлагается сочинить самостоятельно вторую часть чистоговорки, изменив форму слова сочинить четверостишие.

Шина-шина-шина-

7. Чтение чистоговорок, анализ.

8. Итог занятия.

- Понравилось ли вам сочинять чистоговорки?

- Какое у вас настроение?

- Выберите себе фишку, которой вы покажете свое настроение ( желтое – веселое, синее – грустное).

Приложение 3

Интеллектуальная игра для обучающихся

2-го года обучения  по теме "Сказки".

Задачи: выяснить знания по теме «Сказки. Виды сказок», формировать осознание значимости литературы для личного развития, развивать коллективизм, умение работать дружно в команде и вести дискуссию. Оборудование: 24 карточки - сектора с названиями тем и указанием количества очков, магнитофон, призы, подарки.

Виды сказок

10

20

30

40

50

Телеграммы

10

20

30

40

50

Изобразительные средства р.н. сказок

10

20

30

40

50

Угадай

10

20

30

40

50

Ведущий. Здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас в гостях "Своя игра". Это известная телевизионная игра, ее многие видели и знают.

Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя пять вопросов различной степени трудности. Самый легкий вопрос "стоит" 10 очков, самый трудный - 50 очков. Если сможете ответить, то очки ваши. Если нет - очки снимаются.

Отвечает тот, кто первым поднимет руку (или капитан команды). Кто отвечает, то выбирает следующий вопрос.

Представление команд (3-4 человека в 1 команде - 5 команд и жюри).

Сектор « Угадай»  (Что это обозначает)

10 -  

  • Наличие чуда
  • Столкновение с волшебной силой
  • Волшебные персонажи
  • Волшебные предметы
  • Описание                    (общие особенности волшебных сказок)

20 -  несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу ( присказка)

30 -

  • Сказочные события
  • Сказочные герои
  • Сказочные существа
  • Необычность обстановки
  • Особая манера повествования
  • Вариативность текста
  • Автор коллективен     (отличительные черты сказок)

40 –

Антитеза,  гипербола,  постоянные эпитеты, сказочная формула  - это (изобразительные средства русских народных сказок)

50 -

  • Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение:
  • «Сине море»
  • «Добрый молодец»
  • «Красна девица», «Ясный сокол»  ( постоянные эпитеты)

Сектор «Виды сказок»

10 – герои  каких  видов сказок  перечислены?

  • Деление на положительных и отрицательных
  • Борьба с волшебной силой
  • Вымышленные персонажи
  • Обычные люди                                    (волшебных)

20 -   Определи вид сказок.

  • «Иванушка-дурачок»
  • «Солдатская сказка»
  • «Каша из топора»
  • «Репка»
  • «Как мужик гуся делил»                    (бытовые сказки)

30 -  Особенности  каких видов сказок названы?

  • Иносказательность
  • Ясность оценки героев
  • Антропоморфизм
  • Быстродействие
  • Диалог
  • Облегчённая композиция                     ( особенности сказок о животных)

40 -  назови  разновидности  бытовых  видов сказок

(Сказка-анекдот, докучные сказки, сказка-загадка, сказки-насмешки )  

50 – музыкальная пауза

Сектор «Изобразительные средства русских народных сказок»

10 –  

К какой сказочной формуле можно отнести определение: несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу?  (присказка)

20 –

          Что такое зачин?  ( это то, что помогает нам начать сказку, называет героев и события)

30 –

Как называется чрезмерное преувеличение действий и поступков героев?

(гипербола)

40 –  дайте характеристику изобразительному средству - АНТИТЕЗА

(прием противопоставления,  с помощью которого герой получает углубленную характеристику? )  

50 – СЮРПРИЗ

Сектор «Телеграммы»

10 –

«От дедушки ушел,

От бабушки ушел,

Скоро буду у вас!»

(Русская народная сказка «Колобок»)

20 –

 «Спасите! Нас съел волк!»

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»)

30 –

 «Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться.

Очень вкусная вода в ямке от копытца».

(Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

40 –

«Не хочу быть черной крестьянкой,

Хочу быть столбовою дворянкой».

(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

50 –

«Выходи за него замуж, девочка! С ним не пропадешь! «

(Г.Х.Андерсен «Дюймовочка» )

II тур.

А теперь решающий тур. Он называется «Своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило 2 тура: я задаю вопрос. А вы (игроки) на листочках пишете предлагаемый ответ, а рядом количество очков (желаемое - 10, 20, 30, 40, 50) Если вы уверены в ответе, ставьте больше очков, если не уверены, ставьте меньше.

Если ответ правильный,  то команде присуждается количество очков, написанное командой, а если неправильный, то столько же очков отнимается. Вы можете все потерять или же наоборот приобрести.

А сейчас, внимание:

Загадка  о герое сказки.

          Вот такое, братцы, чудо кобылица принесла. ( КОНЁК – ГОРБУНОК, П.П. ЕРШОВ)

Итог мероприятия.

Приложение 5

Итоговая самостоятельная работа

для обучающихся 3-го года обучения

Задачи:  проверить знания обучающихся по изученным темам, выяснить простейшие умения сочинять загадки, чистоговорки, выполнять и оформлять творческие задания и письменные виды работ самостоятельно, оценивать ее, умение использовать в самостоятельной деятельности  словари, выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных монологических высказываний по изученной тематике, соблюдать орфоэпические и грамматические нормы.

Ход занятия.

I. Организационный  момент.

II. Объяснение заданий.

1. Сочини загадку, нарисуй отгадку.

2. Сочини чистоговорку по началу:

Ща-ща-ща-

Щу-щу-щу-

Щи-щи-щи-

Ще-ще-ще-

3. Преврати слова в ребусы. Используя для этого соответствующие знаки, рисунки: БЕРЕЗА, КОЗА, ДИВАН.

4. Выбери одну из тем сочинения и напиши:

А)  Сочинение – описание «Мое любимое домашнее животное»;

Б)  Сочинение рассуждение «Мой друг» или «Моя подруга».

5. Сочини четверостишие по заданным рифмам: медведь, реветь

III. Самостоятельное выполнение работы.  (Разрешается пользоваться словарями, оказывается при надобности индивидуальная помощь, которая заставляет мыслить ребенка, направляет в нужную деятельность, но не подсказывать)

IV. Проверка выполненных работ. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».

Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».  Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....

Приложение к авторской программе "Поделки из бросового материала"

Приложение к авторской программе  внеурочной деятельности "Фантазии из бросового материала"...

Приложение к авторской программе «Умелые руки» «ИНСТРУКТАЖИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Приложение содержит инструкции по основам безопасной жизнедеятельности, которые могут использоваться в образовательном процессе в учреждениях дополнительного образования в соответствии с предлагаемым ...

Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы

Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование....

Авторская программа "Народное творчество" 1 - 4 классы

Автрская программа "Народное творчество" рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа прошла реценизирование....

Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"

Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.   П...