авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
рабочая программа (2 класс) по теме

Козаченко Валентина Ивановна

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon объяснительная записка45 КБ
Microsoft Office document icon 1 класс97.5 КБ
Microsoft Office document icon 2 класс65.5 КБ
Microsoft Office document icon 3 класс88 КБ
Файл 4 класс20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Объяснительная записка

Авторская рабочая программа «Природа, история и литературное творчество родного края» (начальная школа) составлена на основе  Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта  с целью углубления изучения образовательных областей «Окружающий мир» и  литературное чтение.

Цель данного курса – формирование гражданской ответственности, духовной, нравственной и экологической культуры, толерантности посредством углубления и расширения знаний о природе, истории и литературном творчестве родного края.

Данный курс призван решать следующие задачи:

  1. развивать детское творчество, литературные и художественные  способности детей, удовлетворять их потребность в саморазвитии и самореализации в обществе;
  2. формировать у школьников представление об исторически сложившихся нравственных, культурных и семейно-бытовых традициях народов родного края посредством изучения исторического прошлого донского края;
  3. вводить учащихся в пропедевтический курс исторических и литературоведческих понятий посредством содержания произведений культуры родного региона;
  4. познакомить учащихся с природой и историей  родного края;
  5. на примере народных традиций и исторического прошлого родного края воспитывать чувство гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности.

 Курс предназначен для 1, 2, 3, 4 классов четырехлетней начальной школы и рассчитан на 32-33 занятия в год (1 час в неделю).

Предусмотрено, что в качестве учебного материала для учащихся будет использоваться учебное пособие для учащихся начальной школы «Природа и история родного края». Составители Астапенко М.С., Сухаревская Е.Ю., «Хрестоматия для чтения младших школьников. Край родной» Составители Бутенко Т.А. и  Небратенко В.Б.

Содержание и структура программы.

В программе выделено 16 тем. Для каждой темы указано рекомендуемое количество часов, однако учитель может перераспределить количество часов по своему усмотрению. Программа курса внеурочной деятельности представляет собой блоковую подачу материала, который распределен в 4 равноценных по своему значению блока, совпадающих по годам обучения (1, 2, 3, 4 классы начальной общеобразовательной школы).

Программа 1 блока (1 класс) называется «Природа родного края» и включает в себя 7 тем, цель которых познакомить детей с особенностями природы Донского края, значения природы в жизни человека и ее отражении в народной культуре и традициях народов Дона.

  1. Вводное занятие. Родной край. Символика Ростовской области – 2 часа.
  2. Смена времен года – 2 часа.
  3. Поверхность нашего края – 2 часа.
  4. Растительный мир родного края – 4 часа.
  5. Животный мир края - 4 часа.
  6. Полезные ископаемые края и их охрана – 1 час.
  7. Образ природы в народной культуре Дона – 17 часов.

Первые 6 тем изучаются параллельно теме общеобразовательного курса «Природные зоны, расположенные на территории нашей страны» и знакомят детей с природными сообществами разных природных зон, расположенных на территории края, раскрывают особенности растительного и животного мира области, а также ее рельефа, добычей полезных ископаемых и их охране.

Последняя 7 тема «Образ природы в народной культуре Дона» дополняют уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и служат для формирования первоначальных представлений школьников о родном народе и его духовной культуре.

Программа 2 блока (2 класс) называется «Мир донского дома» и включает в себя 4 темы, цель которых познакомить учащихся с историей первоначальных поселений на Дону, исторически сложившимися семейно-бытовыми и культурными традициями жителей края.

  1. Вводное занятие. Первые поселения на Дону. История нашего села

 (города) – 2 часа.

  1. Первые казачьи поселения на  Дону – 4 часа.
  2. Донской дом, его уклад и традиции – 24 часа.
  3. Заключительные занятия. Дружба народов нашего края. Народные праздники – 3 часа.

Программа 3 блока (3 класс) называется «История родного края» и включает в себя 5 тем, цель которых познакомить учащихся с историей становления донского края, его достопримечательностями и культурой, исторической роли в жизни России в целом.

  1. Вводные занятия – 4 часа.

 -  Об историческом прошлом нашего края. Дикое поле, скифы, сарматы – 2 часа.

 -   Историческое прошлое нашего села (города) – 2 часа.

 2. История становления казачества на Дону – 10 часов.

 3. Наши города. Их достопримечательности – 10 часов.

 4. Известные люди нашего края – 6 часов.

  5. Заключительные занятия. Помечтаем о будущем родного края. – 2-3 часа

Тема «Известные люди нашего края» раскрывает перед детьми смысл человеческой жизни и ее значения в формировании истории своего народа и других народов, населяющих Россию и мир в целом.

Программа 4 блока (4 класс) «Литературное творчество родного края» раскрывает перед детьми увлекательный мир художественного наследия родного края и включает в себя  7 тем, цель которых знакомство учащихся с лучшими образцами литературы Дона и о Доне, что способствует формированию мировоззрения, эстетических и этических качеств личности.

1.Мотивы донского фольклора в творчестве региональных авторов- 6 ч .2.Поэты Дона о родном крае- 5 часов.

3.Произведения классической литературы Дона-7 часов.

4.Природа Донского края-7 часов.

 5.Донские писатели о Великой Отечественной войне-3 часа.

6.Произведения о Родине-3 часа.

7.Мир детства в литературе Дона-2часа.

В результате изучения программы  учащиеся должны знать :

- название нашей страны, ее столицы; родного села (города);

- название городов Ростовской области и их достопримечательности;

- государственную символику России, Ростовской области;

- народные традиции, обычаи и культурное наследие народов родного края;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов в нашем регионе;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей действительности;

уметь:

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы родного края;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных) родного края; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря и реки; границы России, Ростовской области, некоторые города России и родного края (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- сравнивать произведения донских авторов с произведениями авторов русской и мировой литературы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения, сбора материала культурно-исторического наследия родного края;

- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе на примере родного края;

- уход за растениями (животными);

- выполнение изученных правил и норм поведения на примере народных обычаев и культурных традиций своего народа;

- оценки воздействия человека на природу края, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

- удовлетворения познавательских интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране и планете в целом;

-самосовершенствования, успешной социализации в современном обществе.



Предварительный просмотр:

1  класс.  Природа родного края - 33часа

32-33 ч.     1ч. в неделю

№ п/п

Тема ( общая и подтемы)

кол-во часов

Цели и задачи раздела

Форма организации учебной деятельности

словарь

оборудование

источник

литературы

информация

I

вводные занятия

2

  1. дать понятие родного края (область, район, село, город)
  2. познакомить с  символикой Ростовской области

беседа с использованием творческих работ учащихся

край,

село,

хутор,

флаг,

герб,

гимн

таблицы

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 5-9

1

что мы называем родным краем

1

03,

04,

05.

09

2

символика Ростовской области

1

10,

11,

12.

09

II

смена времен года

3

  1. познакомить учащихся с особенностью смены времен года в нашем крае и подвести к выводу взаимосвязи с народной культурой

беседа
















таблицы, гербарии

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 10-18

1




смена времен года в нашей местности



1



17,

18,

19.

09




2

Экскурсия

1


24,

25,

26.

09








3

пословицы, поговорки, загадки о природе

1

01,

02,

03.

10

III











поверхность нашего края

( экскурсия)

2

08,

09,

10.

10





15,

16,

17.

10

  1. познакомить с особенностью поверхности нашего края, взаимосвязь с деятельностью человека

презентация,

экскурсия

овраг,

балка,

холм












учебное пособие Т.А. Бутенко

стр. 10-18

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 19-21

IY

растительный мир края

5

  1. познакомить с особенностью растительного мира нашего края









экскурсия

«Зеленая аптека», составление

гербария

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 22-32

    1


2

растения нашего края

экскурсия

 1


 


1

22,

23,

24.

10



29,

30,

31.

10

3

лекарственные  травы нашего края (экскурсия)

1

12,

13,

14.

11



составление

гербария

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 22-32

4

Донской край житница России

1

19,

20,

21.

11

встреча с

хлеборобами

житница

викторина

учебное пособие Т.А.

5

пословицы, поговорки, загадки о растениях

1

26,

27,

28.

11


























 Бутенко

стр. 10-18

Y

животный мир края

4

  1. познакомить с особенностью животного мира нашего края
  2. знакомить с детской литературой Донских писателей о животном мире края

















таблицы

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 38-42



учебное пособие Т.А. Бутенко

«Судьба степного орла» стр. 172,

«Цапля» стр. 173


1

животные нашего края

1

03,

04,

05.

12


викторина

лепка животных, творческие работы учащихся, сочинения

2

донские писатели о животных

2

10-17,

11-18,

12-19.

12

экскурсия в зоопарк

обобщение

3

экскурсия в зоопарк

1

24,

25,

26.

12

YI











полезные ископаемые края и их охрана

1

14,

15,

16.

01

  1. знакомить с полезными ископаемыми края и их охраной

путешествие по карте


































учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр.


YII

образ природы в народной культуре Дона

16

  1. знакомить с особенностью народной культуры
  2. разучивание песен, поговорок, загадок о природе
  3. знакомство с традиционной народной привязанностью с природой

учебное пособие Т.А. Бутенко

«Хрестоматика»

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 80

учебное пособие Т.А. Бутенко

стр.18

учебное пособие Т.А. Бутенко

стр.35-36,65

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

«Неделя природы»

1

народные песни и их связь с природой

2

21-28,


22-29,


23-30.

01

фонозапись, видеозапись

2

практические занятия

творческие работы детей

святочные величальные песни

2

11-18,


12-19,


13-20.

02


3

народные обычаи и праздники (кузьминки, колядки, масленица и др.)

4

25,

04,

11,

18


26,

05,

12,

19



27,

06,

13,

20.

03





практические занятия

подготовка к празднику

4

народные игры и их связь с природой

2





01,

08






02,

09




03,

10.

04





практические занятия,

проведение спортивных соревнований

5

малые фольклорные жанры, детский игровой фольклор




6

пословицы, поговорки жителей Дона о природе

1

15,

16,

17.

04

загадки о природе

1



22,

23,

24.

04


викторина

русские народные сказки о природе и о животных

1



29,

30,

08.

05

сказки других народов нашего края о животных

1

06,

07,

15.

05

YIII

экологическое воспитание

2

13-20,

14-21,

22.

05

1) учить бережному отношению к окружающему миру

презентация

выставка работ учащихся

учебное пособие Т.А. Бутенко

стр. 65



Предварительный просмотр:

2   класс.  Мир Донского края -33 ( 34) часа

32-33 ч.    

№ п/п

Тема ( общая и подтемы)

кол-во часов

Цели и задачи раздела

Форма организации учебной деятельности

словарь

оборудование

источник

литературы

информация

I

вводные занятия

2

  1. познакомить учащихся с первыми поселениями на Дону(сарматы, скифы)
  2. познакомить с историей становления села (города) и его значение в жизни всей области

занятие, экскурсия г. Танаис

урок, экскурсия в краеведческий музей, встреча с известными людьми

сарматы, скифы




слобода


таблицы

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 5-9

1

первые поселения на Дону Донского края

1

2

история нашего села (города) его место в значении жизни области

1

II

первые казачьи поселения на Дону

4

  1. познакомить учащихся с понятием «казак», о заселении Дона
  2. знакомство с заселением Дона казаками
  3. нравственность воспитания о дружбе населения народов

занятие

казак

таблицы

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 53

1

казаки люди вольные

1

2

первые казачьи городки

1

3

земля Донская наш дом и все народы в ней братья

2

4

итоговое занятие

1

III









1

Донской дом, его уклад и традиции

24

  1. знакомить с нравственными устоями, традициями, укладом Донских жителей
  2. знакомство с особенностью происхождения фамилий, имен. Составление родословной
  3. познакомить с особенностью жилища родного края, его внутренним и внешним убранством
  4. знакомство с традиционными нарядами жителей Дона

занятие

семейный уклад и традиции

2

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 64

2

символ женщины хозяйки дома

2

занятие

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 66-86

3

имена, фамилии, их значение

1

круглый стол

составление альбома «Моя семья»

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 61

4

жилище на Дону

1

курень, хата

сапетка, солоница, кубышка, кувшин

поделки детей, рисунки, сбор материала для краеведческого музея

5

внутреннее убранство дома

1

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 57

6

история вещей, посуды

1

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 61

7

традиционно народная одежда жителей Дона

1

зипун, кафтан, череска, кушак, кубелька, ничка, кичка,

поделки детей

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 65

8

народная игрушка

1

ярмарка работ учащихся

9

народные музыкальные инструменты

1

разучивание песен, слушанье музыки

10

декоративно прикладное искусство жителей Дона

2

11

устное народное творчество

10

хрестоматия Т.А. Бутенко

 ( по выбору учителя)

детский игровой фольклор

1

пословицы, поговорки загадки

1

песни

1

русские народные сказки

3

сказки народов, население Дона

2

мифы, предания и легенды

2

IY

заключительные занятия

дружбы народов нашего Дома

4

  1. познакомить с особенностью растительного мира нашего края

экскурсия

«Зеленая аптека», составление

гербария

Е.Ю. Сухаревская

стр. 22-32



Предварительный просмотр:

3 класс.  Я и история моего края-33 (34) часа

33-34 ч.    

№ п/п

Тема ( общая и подтемы)

кол-во часов

Цели и задачи раздела

Форма организации учебной деятельности

словарь

оборудование

практические лабораторные,

 виды контрольных

I

вводные занятия

предания о возникновении населенных мест на Дону

4

  1. Дать представление о возникновении населенных мест на территории края

беседа

курганы

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 42-51

сбор краеведческих материалов для альбома «Мой край в глубокой древности»

1

об историческом прошлом нашего края. Дикое поле, скифы, сарматы, амазонки

2

экскурсии (посещение краеведческого музея)

2

историческое становление нашего села (города)

2

-посещение города-музея Танаис;

-сбор краеведческих материалов

II

история становления казачества на Дону

10

  1. Дать представление о возникновении казачьих поселений на Дону и их роли в становлении Российского государства

городок, станица, раскат (бастион)

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 55

таблицы, репродукции по истории края

тесты-опросники


1

казаки люди вольные

1

  1. Познакомить с первыми казачьими поселениями на Дону, их жилищем, нравами и традициями

беседа

2

дружба народов нашего края

1

  1. Познакомить с разнообразием народов, населяющим наш край, их дружба и взаимопонимание (традиции, нравы) и т.д.

встреча с представителями разных народов

выставка творческих работ

3

казаки на защите Отечества

турецкая война

1

  1. Раскрыть роль казаков в служении Отечества: Южный город Азов, Турецкая война, беззаветное служение Родине.

беседа

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 77

хрестоматия Бутенко Т.А. стр. 78, сказки

«Зурган и венец лебедя»,

таблицы-репродукции

инсценирование  хрестоматии Бутенко Т.А.

4

казаки в борьбе за лучшую долю. Народный герой Степан Разин

1

  1. Раскрыть представление о крестьянском восстании на Дону XYII века, жизнь народного героя Степана Разина

путешествие

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 88-92

репродукции

посещения краеведческого музея, песни о Степане Разине

тесты-опросники

5

великое правление Петра I и роль казачества в освоении южных земель государства Российского

1

  1. Эпоха правления Петра I, роль казачества в обеспечении южных границ государства Российского

 

беседа

хрестоматия Бутенко Т.А. стр. 19

учебное пособие

Е.Ю. Сухаревская

стр.93

6

донской казак-мужицкий царь

Е. Пугачев

1

  1. О борьбе за свободу, народное восстание под руководством Емельяна Пугачева

просмотр фильма, экранизация повести

А. Пушкина «Капитанская дочь»

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 102-104

викторина

7

разделение казаков на бедных и богатых, восстание крестьян Мартыновской слободы

1

  1. О народных волнениях XYII века

экскурсия, посещение краеведческого музея

8

рабочий Дон на баррикадах

1

  1. О Великой Октябрьской Социалистической Революции на Дону, о борьбе за свободу и счастье народа

беседа

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 114

9

Герои Дона против немецко-фашистских захватчиков

2

  1. О Великой Отечественной войне на Дону, Миус-фронт.

экскурсия, посещение краеведческого музея

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 117

хрестоматия Бутенко Т.А. стр. 236

А. Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»

оформление альбома

«Герои Миус – фронта»

III









Наши города

10

  1. Становление городов на Дону, своеобразие архитектуры, памятники и т.д.

1

Город-крепость Азов

1

  1. О самом древнем городе на Дону,  его современном облике

заочное путешествие

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 120

альбом, репродукция достопримечательностей г. Азова

2

старинный город Таганрог и его современный облик

2 + 1

1) О исторической необходимости построения города на мысе Таган – Рог, как порта и крепости, особенности архитектуры и исторические памятники города

2) О значении современного города в жизни области: торговый, промышленный и культурный центр


экскурсия

просмотр слайдов, гравюры города, экскурсия в г. Таганрог, посещение краеведческого музея,

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 122

составление альбома

«По дорогам Дона»

3

Новочеркасск столица казачьего Дона

1

  1. Об историческом своеобразии и значимости г. Новочеркасска

заочное путешествие

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 125

продолжение составление альбома

«По дорогам Дона»

4

как Ростов стал Ростовом на Дону

1

  1. Об истории зарождения г. Ростова,  его значение в жизни края

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 128

5

современный облик города Ростова на Дону

2

  1. Современный город – центр Донского края, его значение в торговой, промышленной и культурной жизни области, страны

посещение г. Ростова на Дону, его достопримечательности

учебное пособие Е.Ю. Сухаревская

стр. 128

составление альбома

«По дорогам Дона»

6











города Ростовской области в жизни края и России в целом

1

  1. Отражение народных традиций в их архитектуре, облики и историческом предназначении

посещение краеведческого музея

заключительная выставка альбомов, раскладушек, фото-репродукции

IY

Известные люди нашего края

6

1

Дон заветный в произведениях известных писателей и поэтов

2

  1. Раскрыть значение Донского края для истории и культуры развитие России на примере известных писателей и поэтов

читательская конференция

хрестоматия

 Бутенко Т.А.

(выбор авторов по усмотрению учителя)

викторина, тестирование занятия

2

Таганрог-родина А.П. Чехова

1

  1. Дать общее представление о биографии данного писателя и знакомство с его произведениями

экскурсия в домик Чехова г. Таганрог

хрестоматия

Бутенко Т.А.

произведения

А.П. Чехова

3

М.А. Шолохов наш земляк. «Вешенская весна» о творчестве М.А. Шолохова

1

  1. Представление о жизни и деятельности М.А. Шолохова

читательская конференция

хрестоматия

Бутенко Т.А.

набор книг

4

известные люди нашего города (села). Их вклад в жизнь и историю города (села), края, страны.

2

  1. Известные люди города (села) их вклад в историю края, страны

Y

Заключительные занятия

3

выставка сочинений, поделок, достижения детей

викторины, конкурсы творческого задания

1

дружба народов нашего края. Что она дает каждому народу?

1

встреча

2

мой вклад и вклад моей семьи в историю моего народа

1

беседа

3

праздник «Донской Дом», «Наш край»

1

праздник



Предварительный просмотр:

4 класс. «Литературное творчество родного края»-32(34) часа

№п

Тема

К-во часов

дата

Цели и задачи

Форма организации

Вид деятельности

словарь

Источник информации

1

Мотивы донского фольклора в творчестве региональных авторов

 6 ч

Формировать у школьников представление о многообразии жанров, стилей Донской культуры

1-2

Пословицы и поговорки жителей Дона

2 ч

1)на основе знакомства с пословицами, поговорками Дона знакомить учащихся со своеобразным характером быта, обычаев, образа жизни, духовной и нравственной культуры жителей Дона

 путешествие

Воспроизведение на слух художественной прозы малого фольклорного жанра Дона

Казак щи

хутор

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.4-26

3

Загадки

1 Ч

1)знакомство с природой Дона, занятиями людей на основе загадок

викторина

Выразительное чтение

Ерик

Жупан

кушак

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.10-16

4

Народные песни Дона

1)знакомство с жизнью, обрядами и традициями народов Дона

изучения новых песен

Воспроизведение на слух

Казаны

чарочки

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.25

5-6

Сказки народов Дона

1)упражнять во владении литературными нормами родного языка, используя художественные формы

развлечение

Чтение, пересказ, проектная деятельность

Амбар

Кибитка

булава

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.35-65

2

Поэты Дона о родном крае

5 ч

1)знакомство с лучшими образцами литературы, музыки и изобразительного искусства края

1-2

И.Ковалевский «Скворец», Журавли»,Г.Колесников «Судьба степного орла»

1) Знакомство с природой, животным миром родного края через поэзию

2)бережное отношение к окружающему миру

Ветлы

осока

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.35-65

3-4

Поэты нашего села и района

  1. Прививать любовь к родному краю и гордость за него

Сбор материала

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.125-165

5

Обобщающее занятие

1)обобщить собранный материал в виде проектной работы

3

Произведения классической литературы Дона

7 час

1)обогащать чувственный опыт детей, его реальные представления об окружающем мире;

2)формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая к классике художественной литературы,

1)ответы на вопросы прочитанного,главная мысль, события и последовательность

2)определение библиографических сведений о книге

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.203-231

1.А.Чехов «Белолобый»

2-3.А.Чехов «Каштанка»

4-6.М.Шолохов «Нахаленок»

7.Обобщающее занятие

проект

4

Природа Донского края

7 час

1)обогащать чувственный опыт детей, его реальные представления об окружающем мире;

2)        Прививать любовь к родному краю и гордость за него

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.163-183

1.Г.Колесников «Многоликая осень»

Пойма

бересклет

2. Г.Колесников «Все меньше орлов над степью»

Грузно

3.Г.Гасенко «Друзья познаются в беде»

1 ч

Низина

плетень

4-6.Творчество нашего земляка С.Н.Пархоменко

7. Обобщающее занятие

проект

5

Донские писатели о Великой Отечественной войне

3 час

Хрестоматия

Т.А. Бутенко стр.235-240

1.С.Махалков «Горнист» (быль)

1)расширить кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный  опыт детей

экранизация

2.А.Агафонов «Повесть о Вите Черевичкине»

Читательская конференция

6

Произведения о Родине

3 час

Учить строить монологические высказывания, сочинения-повествования с элементами рассуждения и описания произведений о родном крае;

  1. Самостоятельно находить и читать книги о донском крае;
  2. Бережное отношение к родному краю

1)Ростов-столица Донского края

2)Мой Тихий Дон-любимая река

3) .Обобщающее занятие

Проектные работы детей

7

.Мир детства в литературе Дона

2часа.

1)И.Василенко «Артемка»

Читательская конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...

Авторская программа внеурочной деятельности "История родного края."

Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 4 года обучения -1 час в неделю. Программу могут использовать в своей работе учителя начальных классов....

Авторская программа внеурочной деятельности "Родник творчества"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности для учащихся 3 класса«Родник творчества»Общекультурное направление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, ув...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края" разработана  с учетом возрастных особенностей.Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «История родного края» для учащихся 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ...


 

Комментарии

Козаченко Валентина Ивановна

ПРОГРАММА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.