Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
рабочая программа (3 класс) на тему

Степаниденко Ирина Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rodnogo_kraya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «История родного края» разработана в соответствии с:

  1. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г).
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ). От 06 октября 2009г №373, Приказ Минобрнауки России №19707 от 04 февраля 2011 г «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3.п.19.5
  3. Примерной программы внеурочной деятельности; начальное и основное образование под редакцией В. А. Горского; Москва, Просвещение, 2010г.
  4. На основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области от 11.05.2012 г. № 2552-04-О по преподаванию регионального компонента «Брянский край».  3 класс – курс «История родного края»,

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона. Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества. Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Объект изучения – история Брянской области, поэтому программа дополнительного образования носит краеведческую направленность.

Цель курса:

  • Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
  • Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
  • Воспитывать любовь к своей малой родине.
  • Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
  • Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
  • Знакомство учащихся с историческим наследием региона.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
  • Развитие любознательности и желания получать знания.
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.
  • Научить учащихся пользоваться научной литературой.
  • Учить любить историю своего края.
  • Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
  • Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».

Место курса в учебном плане

На изучение курса «История родного края» в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34ч.

Содержание курса внеурочной деятельности.

Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражающую особенности культурно-исторического, природно-географического, социально-экономического развития региона.

Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое. Природно-экологическое своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.

Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края»:

-краеведческий подход-выявление историко-культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьника;

-содержательно - деятельностный подход - включение учащихся в активную творческую проектно- исследовательскую деятельность;

-личностно- ориентированный подход-создание условий для формирования готовности и потребности личности к Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы, используются и подкрепляются умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, наблюдения за объектами и явлениями природы, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы тематических плакатов; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.       

Наука история (3ч.)

История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.

Науки, которые нам помогают (15ч.)

Исторические источники.

Типы исторических источников: вещественные(орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и др.материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).

Археология-«наука лопаты».Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки(поселения, курганы, гробницы).Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.

Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.

Геральдика- наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб- отличительный знак государства, города или рода (семьи ), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.

Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.

Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика- наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена- свидетели прошлого.

Откуда мы родом (3ч.)

Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь (3ч.)

Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

Не посрамим русской земли (6ч)

Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

День, в котором ты живешь (3ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам.

Итоговое занятие (1ч.)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «История родного края», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Метапредметные результаты

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Предметные результаты

В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

Материально-техническое обеспечение

  1. Учебник В.Н. Дупоядов и Л.Ю. Лупоядова «История родного края».
  2. «Слово о полку Игореве»
  3. С. Бородин «Дмитрий Донской».
  4. Свод памятников архитектуры Брянской области.
  5. Наш край в истории Отечества ( сборник)
  6. Деснинские древности.
  7. Вырезки из газет по краеведению.
  8. Наглядные пособия.
  9. Компьютер, проектор, экран, ЭОР.