Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс
рабочая программа на тему
Программа содержит календарно-тематическое планирование на 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_kray_-_rodnaya_belgorodchina.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Мой край - родная Белгородчина» разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина», авторов Стручаевой Т.М., Шияновой И.В., Стручаев В. В. 2014г.
Для учащихся младшего школьного возраста родной край – это окружающее пространство, присвоенное им с детства. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с родными местами являются мощными источниками воспитания патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык, культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.
Цель программы внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина» - формирование целостной картины мира младшего школьника, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие и воспитание личности гражданина России, жителя Белгородской области; создание условий для развития и применения метапредметных УУД.
Основные задачи реализации краеведческого содержания:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта и топографической принадлежности;
- обогащение духовного мира и нравственного опыта учащихся, формирование патриотических и гражданских личностных качеств на основе регионального краеведческого материала, формирование ценностного отношения к культурно-историческому и природному наследию региона;
- развитие умений работать с разными источниками информации, развитие творческих способностей учащихся;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России;
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, к истории и современной жизни родного края.
В основу работы положены ценностные ориентиры, базовые нравственные ценности, на которых строится современное образование в Российской Федерации: природа, наука, человечество, труд и творчество, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, поликультурный мир, семья, личность, духовность и традиционные религии.
Место курса в учебном плане. Программа рассчитана на 4 года. С 1 по 4 класс занятия проводятся один раз в неделю, в 1 классе 33 часа, со 2 по 4 – по 34 часа, всего 135 часа.
Планируемый воспитательный результат:
- имеют представление об уникальности родного края как части России;
- владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
- умеют общаться с людьми, вести краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
- имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
- продолжают овладевать элементарными навыками научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление выставок и экспозиций;
- знают историю своей семьи ее традиции, реликвии, родословную;
- знают историю своей школы, традиции своего образовательного учреждения;
- знают основные события в истории своего населенного пункта, района и Белгородской области.
Планируемый воспитательный эффект:
- формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям региона как части России;
- осознание личной сопричастности к истории края, страны, гордости за великие достижения;
- проявление активной жизненной позиции.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника, как: любящий свой народ, свой край и свою страну, уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
Формы и методы работы: интегрированные занятия, экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий, беседы, праздники, краеведческие исследования, акции, защита презентаций, походы и экспедиции по родным местам, фестивали, краеведческие конференции, создание и работа школьных музеев, конкурсы, краеведческие викторины, написание сочинений, подготовка портфолио по краеведению и др.
Место проведения: класс, музей, библиотека, Дом культуры, предприятия, парк, лес, луг, река, зоопарк и др.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Мой край – родная Белгородчина». В результате освоения краеведческого модуля учебной программы к концу 4 класса обучающиеся научатся:
- Различать прошлое, настоящее и будущее в жизни Белгородского края;
- Рассказывать о символике Белгородской области;
- Описывать достопримечательности региона;
- Находить на карте Белгородскую область и ее административные центры;
- Описывать по плану природную зону своего края, называть заповедные места Белгородчины;
- Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- Называть представителей животного и растительного мира своего края, в том числе и занесенных в Красную книгу;
- Различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры их использования в Белгородской области;
- Характеризовать роль почвы в природе и особенности чернозема;
- Извлекать по заданию учителя и самостоятельно необходимую региональную информацию из дополнительных источников знаний (СМИ, Интернет, справочная литература и др.), обсуждать полученные сведения;
- Рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах, о выдающихся людях Белгородской области;
- Понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения в природе и в быту;
- Рассказывать о результатах экскурсии по родному краю.
К концу 4 класса обучающиеся получат возможность научиться:
- Проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны и своего региона;
- Осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе;
- Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, краеведческом музее, из бесед со взрослыми и СМИ;
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов; различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации; оценивать правильность выполнения заданий и
вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий,
справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета; осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью
ИКТ; выражать речь в устной и письменной форме; проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи; допускать возможность существования у людей
различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ним; задавать вопросы, необходимые для совместной
работы с партнёрами.
Обучающийся получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; читывать разные мнения и интересы и
обосновывать собственную позицию; аргументировать свою позицию и координировать
ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего | ||||||
т | п | т | п | т | п | т | п | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||||
2. | География Белгородской области | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | ||||
3 | История Белгородской области | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 20 |
4. | Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 18 |
5 | Природа родного края | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 | 1 | 2 | 22 |
6 | Развитие экономики родного края | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 12 |
7 | Культура Белгородской области | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 20 |
8 | Подготовка и проведение итоговых занятий | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 6 | 2 | 6 | 27 |
Итого | 16 | 17 | 16 | 18 | 14 | 20 | 12 | 22 | 135 |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Мой край – родная Белгородчина»
1.Вводное занятие. Цели и задачи занятий по программе «Мой край – родная Белгородчина». Посещение школьной библиотеки, знакомство с литературой по краеведению.
2. География Белгородской области. Родной регион - Белгородская область, его местонахождение на карте. Соседи Белгородской области. Белгород - столица Белгородской области. Административное деление региона. Символы Белгородской области и муниципальных территорий. День рождения Белгородской области – 6 января 1954 года. Национальный состав народа, населяющего регион. Некоторые обычаи и характерные особенности быта русского, украинского народов, турков-месхитинцев, татар, армян, азербайджанцев и др.
Практические работы: оформление иллюстрированной карты Белгородской области; конкурс рисунков «А из нашего окна часть планеты так видна».
3. История Белгородской области. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. Города-крепости на территории края. Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встреча с краеведами, экскурсия по центральным улицам города Белгорода и на Соборную площадь (очная и заочная).
4. Белгородчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. Белгород – город первого салюта. День города Белгорода – 5 августа. Военные памятники на территории Белгородской области. Музей «Курская дуга». Музей-диарама «Курская битва. Прохоровское направление». Третье ратное поле России – Прохоровка. Звонница. Музей Прохоровского танкового сражения. Белгород и Старый Оскол – города воинской славы России.
Практические работы: поездки по памятным местам родного края, оформление коллективного альбома по результатам путешествия; участие членов семьи в Великой Отечественной войне.
5. Природа родного края.
Времена года в нашем крае. Особенности погоды, природные изменения, занятия населения в разные времена года.
Практические работы: наблюдения за любимым уголком природы в разные времена года, оформление фотоальбома.
Водоемы родного края. Реки Оскол, Северский Донец, Ворскла, Псел, Везелка, Тихая Сосна. Белгородское и Староосколькое водохранилища и их назначение. Озера, пруды и болота нашего края и их использование в жизни белгородцев.
Практические работы: экскурсия на водоем, оформление материалов после экскурсии.
Полезные ископаемые родного края, их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым. Мел и его использование в строительстве. Песок и глина. Железная руда. Основные месторождения железной руды на Белгородчине. Губкин – город горняков. Старооскольский электрометаллургический комбинат.
Практические работы: экскурсия в краеведческий музей, встречи с работниками горнодобывающей промышленности.
Белгородчина – одна из черноземных областей России. Земельные ресурсы и их использование. Развитие отраслей сельского хозяйства на Белгородщине: полеводство, овощеводство, садоводство, животноводство. Агропромышленные холдинги.
Практические работы: экскурсия на сельскохозяйственное предприятие, встречи с работниками сельскохозяйственных предприятий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные зоны на территории родного края. Характерные особенности лесостепной и степной зон.
Практические работы: экскурсии в парк, лес, на луг, поле; работа с гербарием растений родного края. Экскурсия в краеведческий музей.
Растения и животные Белгородской области. Использование человеком богатств природы. Правила поведения в природе.
Практические работы: экскурсия в зоопарк, дендрарий, заповедник, живой уголок, зимний сад, ботанический сад БелГУ; оформление классной газеты и альбома по результатам экскурсий; экскурсия в краеведческий музей.
Природные сообщества (лесные и лугово-степные сообщества, водно-болотные угодья) Белгородской области. Взаимосвязи в сообществе грибов, растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Единство живого и неживого в природе.
Практические работы: экскурсии в лес, парк, на лугово-степные участки, водоем; оформление маршрутных листов путешествий; подготовка гербария и альбома лекарственных растений родного края; экскурсия в краеведческий музей.
Охрана природных богатств. Красная книга Белгородской области. Особо охраняемые природные территории Белгородской области. Участки заповедника «Белогорье». Леса и парки. Региональная программа «Зеленая столица».
Практические работы: экскурсия в зоопарк, поездка в заповедник, проведение акции «Помогите птицам» и других природоохранных акций.
6. Развитие экономики родного края. Белгородчина и горнодобывающая промышленность. Сельское хозяйство Белгородчины. Агропромышленные комплексы. Строительство. Транспорт. Связь. Торговля. Занятия населения родного края. Профессии в Белгородской области.
Практические работы: создание альбома «Профессии наших родителей», экскурсии на предприятия по месту работы родителей.
7. Культура Белгородской области. Достопримечательности родного края. Архитектура. Православные храмы Святого Белогорья. Святитель Иоасаф. Памятники культуры и истории края. Региональные музеи. Учреждения культуры и образования. Спортивные комплексы. Народные промыслы края. Белгородские поэты, писатели, композиторы и художники.
Практические работы: экскурсии к памятным местам области, в музеи, учреждения культуры; оформление материалов по результатам экскурсий. Участие в выставках и народных праздниках, фестивалях.
Ими гордится Белгородская земля. Русский актер М.С. Щепкин. Музыканты Г.Я. Ломакин, С.А. Дегтярев, М.Г. Эрденко. Философ Н.В. Станкевич. Писатель В.Я. Ярошенко. Выдающийся инженер В.Г. Шухов. Генерал армии Н.В. Ватутин. Дважды Герой Социалистического Труда В.Я. Горин. Художник С. Косенков. Олимпийская чемпионка С. Хоркина. Белгородские волейболисты - олимпийцы. Чемпион мира Федор Емельяненко.
Практические работы: подготовка классного альбома о знаменитых земляках; поездка в авторские музеи; встречи с известными белгородцами.
8. Подготовка и проведение итоговых занятий. Подведение итогов занятий. Проведение краеведческих викторин, олимпиад и конкурсов.
Практические работы: подготовка альбома «Мой край – родная Белгородчина», проведение выставок.
Рекомендуемая литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. А.В. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
3.Белгородоведение в начальных классах: Методическое пособие для учителя начальных классов / Под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИРО, 2014. – С приложением на DVD.
4.Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с., ил.
5.Белгородская энциклопедия / Гл. ред В.В.Овчинников. - Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2000. – 464 с.: ил.
6.Декада белгородоведения в начальных классах: Методическое пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. – Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. – С приложением на DVD.
7.Животный мир Белгородской области / [А.В. Присный, И.Ф. Седин, В.В. Червоный и др.; под ред. А.В. Присного]. – Белгород: Белгородская обл. тип., 2012. – 400 с. : ил.
8.Красная книга Белгородской области. Редкие и исчезающие растения, грибы, лишайники и животные. Официальное издание / Общ. науч. ред. А.В. Присный. – Белгород, 2004. – 352 с.
9.Мой край: Книга для чтения по истории и природе Белгородской области для учащихся 4 классов /Составители Н.Г. Овчарова, Б.И. Осыков. – Воронеж: Ц-ЧКИ, 1977.- 78 с.
10.Овчинников В.В. Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, были, небыли, сказы / Фото Л.Я. Гильман. – Белгород: Белгород. обл. тип., 2011. – 264 с., ил.
11.Растительный мир Белгородской области / Чернявских В.И., Дегтярь О.В., Дегтярь А.В., Думачева Е.В. – Белгород: Белгородская областная типография, 2010. – 472 с.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Мой край – родная Белгородчина»
в 1 классе (1 раз в неделю, 33 часа)
№ п\п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Плановые сроки прохождения | |
по плану | по факту | |||
1-2 | Мой край – частица великой России. Вводное занятие | 2 | ||
3 | Белгородская область на карте и глобусе | 1 | ||
4 | Белгородская область на карте и глобусе | 1 | ||
5-6 | География Белгородской области. | 2 | ||
7 | История области. Белгородская засечная черта. Крепость на Белой горе. | 1 | ||
8 | Яркие и важные события в истории родного региона. | 1 | ||
9 | Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. | 1 | ||
10 | Памятники истории и культуры региона, их охрана. Заочная экскурсия. | 1 | ||
11 | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
12 | Курская битва. Прохоровское танковое сражение 1943 года. | 1 | ||
13 | Военные памятники на территории Белгородской области. | 1 | ||
14 | Экскурсия в музей-диараму «Курская битва. Прохоровское направление». | 1 | ||
15 | Времена года в нашем крае. Наблюдения за природными изменениями. | 1 | ||
16 | Водоемы родного края. Экскурсия на водоем. | 1 | ||
17 | Полезные ископаемые родного края | 1 | ||
18-19 | Растения и животные Белгородской области | 2 | ||
20 | Растения и животные Белгородской области. Экскурсия в заповедник | 1 | ||
21 | Охрана природных богатств. Участие в акции «Помогите птицам» | 1 | ||
22 | Промышленность Белгородчины | 1 | ||
23 | Развитие сельского хозяйства региона | 1 | ||
24 | Занятия населения родного края. Конкурс рисунков | 1 | ||
25 | Профессии в Белгородской области. Экскурсия на предприятия района | 1 | ||
26 | Достопримечательности родного края. | 1 | ||
27 | Достопримечательности родного края. | 1 | ||
28 | Архитектура родного края. Пешая прогулка по поселку | 1 | ||
29 | Православные храмы Святого Белогорья. Экскурсия | 1 | ||
30 | Народные промыслы края. Экскурсия в Дом ремесел | 1 | ||
31 | Конкурс рисунков «Мой край – родная Белгородчина». | 1 | ||
32 | Подготовка к краеведческой викторине | 1 | ||
33 | Проведение краеведческой викторины «Мой край». | 1 | ||
Итого | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности (пояснительная записка)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Край родной" 2 класс
Рабочая программа к кружку «Край родной» для 2 класса (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 класса "Изучаем природу родного края"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.Г. Чураковой в соответствии с требованиями ФГОС. Материал будет полезен учителям начальных классов, занимающихся внеурочной работой....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Кубань родная – край казачий»
Программа разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.Потребности современного общест...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края" на 2020-2021 учебный год
Программа внеурочной деятельности на 2020- 2021 учебный годНазвание программы: Природа родного краяНаправление программы: эколого-биологическоеКласс 2 Рабочая программа пред...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края"
Рабочая программа внеурочной деятельности "История родного края" разработана с учетом возрастных особенностей.Некоторые темы внеурочных занятий четвертого года обучения повторяются, но...