Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа родного края"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кононова Татьяна Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._izuchenie_prirody_rodnogo_kraya.docx55.47 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности…………………………….3 – 4
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности…………………………………………………………………5 – 20
  3. Тематическое планирование внеурочной деятельности………….......................21 - 23

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере — углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;

в трудовой сфере — владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;

в сфере физической культуры — элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

Учет знаний и умений для контроля освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов.

Результатами исследовательской деятельности могут являются творческие отчёты, презентации, тематические праздники, альбомы с фотографиями, дневник наблюдений и др.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс (33 ч)

Тема 1. Подготовка к осенней экскурсии на природу. Правила поведения (1 ч)

Теоретическая часть. Подготовка к экскурсии. Информация о правилах поведения на экскурсии сообщается учащимся перед выходом на природу. Информационная составляющая одной из первых страниц тетради представляет собой систему рисунков, которые иллюстрируют правила поведения на природе детей и взрослых. Педагоги могут помочь школьнику оценить значимость иллюстраций, представленных в тетради, обсудив каждую из них. Это не только начало продолжительной (в течение всех лет обучения в начальной школе) работы по воспитанию у детей бережного отношения к природе, но и воспитание будущего пропагандиста. Беседа, проведенная в ходе работы детей с иллюстрациями, способствует осознанию важности соблюдения правил поведения, обеспечивающих сохранение окружающей природы. Одновременно обучающимся сообщается об основной цели экскурсии на природу и соответствующей форме одежды.

Форма организации: беседа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 2. Лиственные и хвойные деревья. Осенняя экскурсия на природу (3 ч)

Практическая часть. Основные задачи экскурсии на природу в осенний период: 1) ознакомление детей с лиственными и хвойными деревьями края; 2) сбор природного материала (листьев, шишек, семян) и подготовка иллюстративного материала (фотографии природных объектов), необходимого для дальнейших занятий. С помощью педагога обучающиеся должны узнать хвойные деревья по стволу, листьям и шишкам и лиственные деревья по стволу, оставшимся листьям и семенам. Сопоставляя дерево с его фотографией, предложенной в Тетради, обучающиеся обобщают полученные знания. Одновременно идет сбор природного материала и его упаковка с целью дальнейшего хранения, высушивания и использования.  При помощи фотографий хвойных деревьев, которые родители сделали на экскурсии в ходе совместной деятельности при работе с дневником, обучающиеся оформляют отчет о проведенной экскурсии: наклеивают фотографии ели и сосны на соответствующие страницы дневника.

Форма организации: экскурсия.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 3. Лиственные деревья (2 ч)

Теоретическая часть. Обучающиеся обсуждают итоги проведенной экскурсии. Освоение информации повышенного уровня происходит благодаря изучению формы листьев деревьев. Школьники сравниваю листья, собранные на экскурсии, по их форме. В результате наблюдения первоклассники должны прийти к выводу: несмотря на отличия, листья осины и березы имеют общий признак, — все они округлой формы. Листья клена, дуба и каштана отличаются от листьев осины и березы, — они лопастные. Иллюстративный материал тетради и задания (раскраска осенних листьев на основе природного материала, подсчет количества лопастей у листьев) позволяют обобщить и закрепить предварительно сделанный вывод в ходе работы с природным материалом.  К этому времени должны быть готовы фотографии деревьев, которые родители сделали на экскурсии.

Практическая часть. Обучающиеся оформляют отчет о проведенной экскурсии, рисуя листья березы и дуба и наклеивая фотографии этих деревьев на соответствующие страницы дневника.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 4. Хвойные деревья (1 ч)

Теоретическая часть. Обучающиеся подводят итоги проведенной экскурсии. Выход за базовые программные требования осуществляется в ходе более подробного изучения формы листьев хвойных деревьев. В условиях парной работы учащиеся сравнивают листья-хвоинки, собранные на экскурсии, с фотографиями хвоинок ели, сосны, лиственницы. В результате сравнения природного материала с иллюстрациями, которые подписаны, учащиеся должны прийти к выводу: хвоинки сосны расположены попарно, хвоинки лиственницы собраны в пучки, хвоинки сосны и ели отличаются по длине и др. Отличие листьев-хвоинок позволяет на практике отличить одно дерево от другого.

Практическая часть.  При помощи фотографий хвойных деревьев, которые родители сделали на экскурсии в ходе совместной деятельности, обучающиеся оформляют отчет о проведенной экскурсии: наклеивают фотографии ели и сосны на соответствующие страницы дневника.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 5. Гербарный лист определителя растений (2 ч)

Теоретическая часть. Основная задача, решаемая в ходе освоения темы, — ознакомление детей с таким источником информации, как гербарный лист определителя растений. Дети усваивают, какую информацию несет гербарный лист определителя растений, а затем сами его изготавливают. Если в школе имеются гербарные листы, целесообразно ими воспользоваться и предварительно рассмотреть, как они оформляются. Практическая часть. Изучая иллюстрации гербарного листа в тетради, дети знакомятся с одной из форм оформления гербарного листа: слева — фотография дерева; в центре — лист этого дерева; в правом нижнем углу — этикетка с названием дерева. Поскольку скорость чтения у детей еще невелика, учитель знакомит их с алгоритмом изготовления пособия. Во время изготовления пособия он неоднократно напоминает детям шаги алгоритма.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 6. Кустарники (1 ч)

Теоретическая часть. Основные задачи в ходе освоения этой темы — формирование умений различать кустарники садовых растений по листьям и закрепление темы, связанной с изучением формы листьев. На основе сопоставления природного материала с рисунками листьев учащиеся должны найти и выделить листья сирени, малины, шиповника, смородины и определить их форму. Достижение повышенного уровня образования осуществляется за счет дополнительного материала — «Форма сложного листа».

Практическая часть. Выполняя задания в тетради, учащиеся закрепляют полученные знания.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 7. Кустарники и кустарнички (2 ч)

Теоретическая часть. Основные задачи встречи с детьми — закрепление базовых знаний по окружающему миру (отличительные признаки деревьев, кустарников и кустарничков) и выход за программные требования благодаря освоению сведений о таком источнике информации, как иллюстративный определитель растений.

Практическая часть. Дети самостоятельно оформляют в тетради иллюстрированный определитель «Кустарники и кустарнички со съедобными ягодами» с помощью своих рисунков и цветных рисунков из приложения, размещенного в тетради.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 8. Травянистые растения (2 ч)

Теоретическая часть. Достижение повышенного уровня образования по обозначенной теме обеспечивается благодаря расширению знаний о комнатных растениях (к этому времени у детей сформировались представления только о травянистых комнатных растениях) и разнообразии форм их листьев. Соединяя линией фотографию листа растения с иллюстрацией его формы в тетради, дети знакомятся с новой классификацией форм листьев (почковидные, овальные, сердцевидные, перисто-лопастные), зарисовывают форму листьев своих комнатных растений и называют ее.

Практическая часть. Продолжается работа по созданию иллюстрированных определителей растений. Используя цветные фотографии комнатных растений из приложения, дети оформляют соответствующий иллюстративный определитель (фиалка, цикламен, герань, примула, незабудка, антуриум).

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 9. Иллюстративный определитель травянистых растений (2 ч)

Практическая часть. Основная задача практического занятия — формирование умения детей пользоваться иллюстративными определителями растений. Предварительно в тетради дети оформляют иллюстративный определитель травянистых растений, раскрашивая желтые цветы и цветы с белыми лепестками и желтыми «серединками». Затем, разглядывая фотографии цветов, подписывают их названия в Тетради (ромашка, мать-и-мачеха, одуванчик, купавница, ветреница, нивяник, подснежник, первоцвет, лютик).

Форма организации: творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 10. Семена лиственных и хвойных деревьев (1 ч)

Практическая часть. Основная задача, решаемая в ходе освоения данной темы, — формирование навыка определения деревьев по семенам растений. Используя природный материал и тетрадь, учащиеся зарисовывают те или иные семена около рисунка веточки соответствующего растения, отбирают рисунки деревьев для оформления иллюстрированного определителя растений родного края.

Форма организации: исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 11. Определение хвойного дерева по его шишке (1 ч)

Практическая часть. Основная задача — формирование навыка узнавания хвойного дерева по шишкам. Учащиеся сопоставляют природный материал с иллюстрациями шишек лиственницы, сосны, ели, пихты, данных в тетради; знакомятся с образцами описания шишек хвойных растений в определителях растений; рассматривают и описывают фотографии хвойных деревьев, их веточек и шишек.

Форма организации: исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 12. Иллюстрированный определитель деревьев родного края (2 ч)

Практическая часть. Основная задача внеурочной деятельности по указанной теме — обобщение ранее изученного материала на основе составления иллюстрированного определителя лиственных и хвойных деревьев края. Для этого используются цветные рисунки деревьев из приложения, рисунки детей, а также фотографии, подготовленные в результате экскурсии.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 13. Иллюстрированный определитель травянистых и кустарничковых растений родного края (2 ч)

Практическая часть. Основная задача, решаемая в ходе освоения данной темы, — обобщение ранее изученного материала на основе составления иллюстрированных определителей овощных, ягодных травянистых и кустарничковых растений края. Для этого используются цветные рисунки растений из приложения, рисунки детей, а также фотографии, подготовленные в результате экскурсии.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 14. Учимся различать деревья и кустарники зимой (1 ч)

Практическая часть. Работая с тетрадью, дети рассматривают фотографии лиственных деревьев в зимнее время и находят среди них те, которые растут в родном крае. Главное — выяснить, какой из признаков помог ребенку определить название дерева (силуэт, кора, оставшиеся семена, ветвепад). Страница тетради дополняется фотографиями зимних деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 15. Новогодняя красавица (2 ч)

Практическая часть. Основная задача — обобщение ранее изученного материала. Рассматривая фотографии хвойных деревьев, дети отмечают знаком V фотографию того дерева, которое в школе назвали «новогодней елкой» и украсили игрушками; называют признаки, позволившие им определить породу этого дерева (ель, сосна или пихта): длина хвоинок и их расположение, форма шишек. Второе занятие по этой теме может быть посвящено изготовление елочных игрушек. На завершающем этапе дети оформляют новогоднюю страницу тетради фотографиями (рисунками) школьной или домашней елки и елочных игрушек.

Форма организации: исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 16. Растения Красной книги России (2 ч)

Теоретическая часть. Основная задача внеурочного мероприятия — воспитание у детей чувства ответственности за сохранение природы родного края. Рассматривая в тетради иллюстрации растений Красной книги России, дети находят цветы, которые они видели сорванными и собранными в букеты. В ходе собеседования выявляют причины исчезновения редких растений, на которые они, дети, могут повлиять (замусоривание почв, выкапывание растений, вытаптывание почвы, сбор букетов).

Практическая часть. На завершающем этапе занятия дети разрабатывают охранные знаки, продумывают иллюстрацию почтовой марки, призывающей беречь природу родного края.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 17. Зеленая аптека (2 ч)

Теоретическая часть. Результатом внеурочного мероприятия должен стать оформленный детьми определитель лекарственных растений. Цветные фотографии целесообразно взять из приложения тетради.

Практическая часть. Вторая часть занятия — использование подготовленного пособия для определения лекарственных растений, произрастающих в родном крае.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 18. Научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (2 ч)

Практическая часть. Первый класс считается подготовительным к вступлению в научные клубы младших школьников. В конце учебного года учебник по окружающему миру приглашает детей принять участие в деятельности научного клуба «Мы и окружающий мир». Участие в работе научного клуба предполагает, что у ребенка сформирован мотив к изучению предмета, одним из показателей которого является желание читать дополнительную литературу. Выполнение заданий позволяет осознать необходимость самостоятельного изучения информации повышенного уровня. Учащиеся выполняют задания и обсуждают наиболее интересные статьи из хрестоматии по окружающему миру (дополнительного источника информации, выходящей за рамки базового содержания).

Форма организации: исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 19. Подготовка к выставке и оформление выставки работ детей для родительского собрания (2 ч)

Практическая часть. Заключительное занятие. В течение года учащиеся подготавливали иллюстративные определители растений родного края, гербарные листы, иллюстративные материалы по охране природы. На занятии отбираются лучшие образцы для выставки, обсуждается и разрабатывается макет выставки. 

Форма организации: творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

2 класс (35 ч)

Тема 1. Подготовка к осенней экскурсии на природу (1 ч)

Теоретическая часть. В условиях внеурочной деятельности школьники готовятся к экскурсии в лес (в парк, на пришкольный участок). Выполняя задание в тетради, они знакомятся с правилами поведения на природе, делятся на группы (до пяти человек), выбирают старших группы, знакомятся с набором предметов, необходимых для экскурсии (мешочки из ткани для сбора шишек, большие бумажные конверты для сбора листьев и семян растений, фотоаппарат, лупа). Педагог обсуждает с детьми основные задачи экскурсионного мероприятия: 1) наблюдение за природными объектами; 2) фиксация результатов наблюдения с помощью фотоаппаратов или рисунков; 3) сбор природного материала.

Форма организации: беседа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 2. Экскурсия в лес, в парк, на пришкольный участок (3 ч)

Практическая часть. В ходе экскурсии на природу в осенний период предусматривается: дальнейшее изучение лиственных и хвойных деревьев края; сбор природного материала (листья, веточки с листьями и семенами, шишки, семена); фотографирование природных объектов. С помощью педагога обучающиеся находят в парке (в лесу, саду, на пришкольном участке) определенные породы деревьев, отмечают успех поиска соответствующими пометками в тетради (подписывают фотографии деревьев) и фотографируют эти деревья. Одновременно идет сбор природного материала и его упаковка с целью дальнейшего хранения, высушивания и использования.

Форма организации: экскурсия.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 3. Лиственные деревья осенью (2 ч)

Теоретическая часть. Достижение повышенного уровня образования осуществляется в ходе чтения по цепочке дополнительного материала из хрестоматии по окружающему миру («Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?»)   исследования черешка опавшего листа. Алгоритм экспериментального исследования представлен в тетради. С помощью лупы и посредством прикосновения к черешку опавшего листа можно обнаружить образование пробкового слоя на его конце.

Практическая часть. Результаты наблюдения предлагается зафиксировать в тетради системой рисунков. Иллюстрация тетради «Образование пробкового слоя на конце листа» пригодится ученикам на заключительном этапе внеурочной деятельности при оформлении учебного пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 4. Хвойные деревья (2 ч)

Теоретическая часть. Выход за пределы содержания базового уровня осуществляется посредством чтения статьи «Как узнать хвойные деревья?» из хрестоматии по окружающему миру, изучения с помощью лупы листьев-хвоинок различных пород деревьев, описания их существенных признаков, опытных исследований летучих семян, обобщения и оформления исследований посредством рисунков.

Практическая часть. Обобщение и оформление исследований посредством рисунков. Алгоритм работы заложен в тетради и представляет собой систему заданий, которые ребенок должен выполнить самостоятельно или в условиях коллективной деятельности.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 5. Зимняя экскурсия на природу (3 ч)

Практическая часть. В ходе экскурсии, в соответствии с алгоритмом деятельности, представленным в Тетради, дети наблюдают, обобщают и отмечают природные изменения на примере лиственных и хвойных деревьев и кустарников. В это же время должен быть собран природный материал (веточки тополя, кора деревьев) и сфотографированы природные объекты для стенда «Растения моего края в зимнее время года». Заключительное занятие по итогам проведенной экскурсии может состояться в здании школы, где обучающиеся делятся впечатлениями, обмениваются фотографиями, продумывают примерный макет стенда «Растения моего края в зимнее время года».

Форма организации: экскурсия.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 6. Деревья в зимний период (2 ч)

Теоретическая часть. Достижение планируемых результатов повышенного уровня осуществляется посредством чтения по цепочке статьи «Лес зимой» из хрестоматии по окружающему миру, дальнейшей индивидуальной работы над содержанием статьи.

Практическая часть. Изучение с помощью лупы пористого кусочка коры старого дерева, обобщение материала (самостоятельный вывод будет связан с осмыслением значения коры в жизни деревьев).

Форма организации: беседа, исследовательская.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 7. Свойства воздуха (2 ч)

Теоретическая часть. Освоение темы связано с обобщением материала, посвященного изучению свойств воздуха. Прежде всего, каждый ученик отмечает в тетради наблюдения и опыты, которые он может провести самостоятельно, подтверждая известные ему свойства воздуха. После этого педагог проводит беседу, во время которой ученики рассказывают об алгоритмах проведения двух опытов, доказывающих, что воздух: 1) прозрачен; 2) бесцветен. С использованием иллюстраций тетради проводится беседа на тему «Как человек в быту использует знание о том, что воздух плохо проводит тепло?».

Практическая часть.  Учащиеся проводят опыты по алгоритму, представленному в тетради, доказывая, что воздух: 1) прозрачен; 2) бесцветен.

Форма организации: беседа, исследовательская, опыты.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 8. Свойства воды (2 ч)

Теоретическая часть. Внеурочная деятельность по данной теме предусматривает обобщение материала, связанного с изучением свойств воды. Каждый ученик отмечает в тетради опытные наблюдения, которые он может провести самостоятельно, подтверждая известные ему свойства воды. После этого учитель проводит беседу, в ходе которой ученики рассказывают об алгоритмах проведения опытных наблюдений, доказывающих известные им свойства воды.

Практическая часть. Учащиеся проводят опыты в соответствии с порядком, представленным в тетради:

— выясняя, в какой воде (теплой или холодной) сахар и поваренная соль растворяются быстрее;

— доказывая, что вода не всегда может смачивать предметы.

Форма организации: беседа, исследовательская, опыты.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 9. Как человек использует свойства воды (2 ч)

Теоретическая часть. Предполагается, что к началу занятия по данной теме ученики самостоятельно найдут дополнительную информацию о том, как человек использует свойства воды. После чтения по абзацам и по цепочке статьи «Похвальное слово воде» из хрестоматии по окружающему миру учащиеся дополняют рассказ собственными примерами, рассказывают и иллюстрируют, как на уроках технологии они используют некоторые свойства воды.

Практическая часть. На завершающем этапе занятия каждый ученик, работая с таблицей в тетради, самостоятельно обобщает полученные знания.

Форма организации: беседа, исследовательская, самостоятельная работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 10. Разнообразие растений (2 ч)

Теоретическая часть. Внеурочная деятельность по указанной теме посвящена обобщению пройденного на уроках по окружающему миру материала. Заполняя таблицу в тетради, ученики выделяют общее и особенное у таких групп, как водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Оформленная таблица понадобится обучающимся для изготовления пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Практическая часть.  Дети готовят открытки цветковых растений, занесенных в Красную книгу России.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 11. Красная книга (2 ч)

Теоретическая часть. Предполагается, что к началу этого занятия ученики самостоятельно найдут дополнительную информацию о растениях и животных, занесенных в Красную книгу родного края.

Практическая часть. После беседы на обозначенную тему учащиеся выполняют задание в тетради, выявляя основные причины, влияющие на исчезновение растений и животных по вине человека, рассматривают рисунки животных, которые исчезли с лица земли по вине человека, оформляют открытки с рисунками животных, которых можно увидеть только на иллюстрациях художников.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 12. Секреты твоего здоровья (3 ч)

Теоретическая часть. Выход за пределы содержания базового уровня предусматривает личную инициативу детей по подготовке сообщения для первоклассников на тему «От чего зависит твое здоровье» и формирование умения оценивать свое повседневное поведение по соблюдению правил личной гигиены, и намерение сохранять свое здоровье. На этом занятии целесообразно использовать дневник достижений и предложить ребенку оценить свои успехи.

Практическая часть. Обучающийся разрабатывает режим дня и отмечает это как собственное достижение. Предполагается, что второклассник с помощью учителя физической культуры сможет оценить результаты своего участия в физкультурно-спортивных занятиях, цель которых — сдача спортивных нормативов ГТО по возрастной группе «младший школьник».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 13. Всегда ли полезные продукты безвредны? (2 ч)

Теоретическая часть. Отличительная особенность внеклассного мероприятия на эту тему — его практическая направленность. Прежде всего, с использованием иллюстраций тетради проводится беседа о пище, приготовленной из продуктов, полезных для растущего организма.

Практическая часть. Школьники учатся по упаковкам продуктов определять дату их изготовления, срок годности, условия хранения, высказывают предположение о месте хранения тех или иных продуктов.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 14. Экскурсия по городу (3 ч)

Практическая часть. Основная задача аудиторной деятельности по данной теме — выделить достопримечательности, которыми гордятся местные жители и куда непременно приглашают туристов.  Называют памятные места своей местности и составляют путеводитель для туристов по памятным местам своего города.

На следующем занятии целесообразно провести экскурсию по этому путеводителю, сфотографировать памятные места, объекты природы. Необыкновенные пейзажи природы являются важной составляющей каждого путеводителя. После экскурсии можно доработать путеводитель предписаниями (например, указать, в какое время суток и с каких мест получаются наиболее удачные фотографии природных пейзажей).

Форма организации: экскурсия.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 15. Оформление учебного пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (4 ч)

Практическая часть. На заключительном этапе внеурочной деятельности во 2 классе учащиеся в условиях коллективной деятельности оформляют учебное пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты» из собранных в течение учебного года рисунков, фотографий, описаний экспериментов и опытных наблюдений.

Форма организации: творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

3 класс (35 ч)

Тема 1. Правила поведения во время проведения опытов и экспериментов (1 ч)

Теоретическая часть. На первом занятии дети готовятся к экспериментальной деятельности. Выполняя в тетради задание, которое представляет собой систему рисунков, учащиеся знакомятся с правилами поведения в ходе проведения опытов и экспериментов, разрабатывают план-сообщение и презентацию на указанную тему. Этот материал может быть использован на заключительном занятии при оформлении учебного пособия «Правила безопасного поведения во время проведения опытов и экспериментов».

Форма организации: беседа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 2. Свойства воды при нагревании и охлаждении (4 ч)

Теоретическая часть. Занятие посвящено обобщению материала, связанного с изучением свойств воды, и выявлению новых свойств, обеспечивающих усвоение материала на повышенном уровне. Прежде всего, каждый ученик отмечает в своей Тетради свойства воды, которые ему известны. Затем целесообразно провести беседу об опытах и экспериментах, которые помогли выявить эти свойства.

Практическая часть. Учащиеся проводят экспериментальные исследования, определяя свойства воды при ее нагревании и охлаждении. В заключение младшие школьники на основании проделанной работы и иллюстративного материала, предложенного в тетради, подготавливают алгоритм проведения опыта по определению свойств воды при нагревании и охлаждении для пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 3. Свойства воды при замерзании (2 ч)

Теоретическая часть. На первой встрече по данной теме учащиеся рассказывают о результатах проведенного опыта с водой, помещенной в морозильную камеру домашнего холодильника, и формулируют устно, а затем письменно одно из удивительных свойств воды: при замерзании вода увеличивается в объеме, то есть расширяется. Если это свойство воды детьми усвоено, то они смогут ответить на вопрос: «Что тяжелее — один литр воды или один литр льда?» В заключение первого занятия по теме учащиеся разрабатывают и оформляют план сообщения «Свойства воды при замерзании», которое каждый из них сможет сделать на уроке, когда будет изучаться тема «Свойства воды». На второй встрече учащиеся подготавливают алгоритм проведения опыта по определению свойств воды при замерзании. Для этого используются результаты предыдущего занятия и иллюстративный материал, предложенный в приложении.

Практическая часть.  Оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 4. Свойства воды в твердом состоянии (2 ч)

Теоретическая часть. Занятие посвящено обобщению материала, связанного со свойствами воды в твердом состоянии, изученного ранее в условиях урочной и внеурочной деятельности, и выявлению новых свойств, обеспечивающих превышение базового уровня освоения содержания. Прежде всего, обучающиеся отмечают в тетради свойства воды в твердом состоянии, которые им известны, подготавливают сообщение и презентацию на тему «Использование человеком воды в твердом состоянии».

Практическая часть.  На основании опыта ученики убеждаются, что лед не тонет в воде, и выясняют причину этого явления, ознакомившись со статьей «Почему лед не тонет?» из хрестоматии по окружающему миру. На завершающем этапе занятия каждый участник составляет план сообщения по рассматриваемой теме, которое он будет готов сделать на следующем уроке.

Форма организации: беседа, исследовательская, опыт, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 5. Свойства воды в газообразном состоянии (2 ч)

Теоретическая часть. Занятие посвящено обобщению материала по свойствам воды в газообразном состоянии, изученного ранее, и выявлению новых свойств, обеспечивая усвоение содержания на повышенном уровне. Прежде всего, обучающиеся вспоминают свойства воды в газообразном состоянии, которые им известны, и статьи из хрестоматии, которые они освоили при изучении данной темы в классе. Затем знакомятся с содержанием непрочитанных статей из хрестоматии. Это способствует выполнению заданий, выявляющих понимание процесса, связанного с переходом воды из одного состояния в другое.

Практическая часть. Дети подготавливают план сообщения и презентацию по темам «Водяной пар» и «Круговорот воды в природе».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 6. Прозрачность воды (1 ч)

Практическая часть. Основная задача внеурочного мероприятия — дальнейшее формирование умений проводить наблюдения, опыты и эксперименты, выявляющие свойства веществ; обобщать полученные данные и делать выводы. Учащиеся проводят опыт по определению прозрачности воды из водопроводного крана и мутной воды, где растворен кусочек глины. По предложенному в тетради плану они заносят результаты наблюдений в таблицы, сравнивают результаты с таблицей «Оценка прозрачности» и приходят к заключению о том, что прозрачность воды зависит от веществ, которые в ней растворены.

Форма организации: беседа, исследовательская, опыт.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 7. Свойства воздуха (1 ч)

Практическая часть. Основная задача при изучении данной темы — повторение изученного материала и дальнейшее формирование умений проводить наблюдения, опыты и эксперименты, выявляющие свойства веществ; обобщать полученные данные и делать выводы. Прежде всего, обучающиеся вспоминают свойства чистого воздуха, которые они изучали. Затем проводят опыты, доказывающие, что воздух занимает все пространство (место) в окружающем мире. С учетом результатов проведенных опытов и иллюстраций приложения учащиеся оформляют в форме таблицы план проведения опытов, который понадобится им для создания пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Форма организации: беседа, исследовательская, опыт.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 8. А весит ли воздух? (2 ч)

 Теоретическая часть. Внеурочное мероприятие начинается с коллективного чтения вслух статьи из хрестоматии «А воздух совсем ничего не весит?». Затем учащиеся выполняют задание в тетради, выявляя причины, по которым в условиях школы невозможно повторить опыт итальянского ученого Галилео Галилея.

Практическая часть. Проведение  элементарных опытов, которые обучающиеся выполняют самостоятельно, убеждают, что Галилео Галилей прав — воздух имеет вес. На основании проведенного опыта и его описания, иллюстраций из приложения обучающиеся оформляют алгоритм проведения опыта, доказывающего, что воздух давит. Этот алгоритм понадобится обучающимся на заключительном занятии при оформлении пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Форма организации: беседа, исследовательская, опыт.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 9. Изготовление модели флюгера из картона (2 ч)

Теоретическая часть. Освоение темы начинается с чтения статьи из хрестоматии «Откуда дует ветер?». Затем педагог обращает внимание детей на прибор (флюгер), с помощью которого можно определить направление ветра.

Практическая часть. Следующий этап — изготовление флюгера по алгоритму, предложенному в тетради.

Форма организации: беседа, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 10. Определение направления ветра с помощью флюгера и компаса (2 ч)

Практическая часть. Внеурочное мероприятие проводится около здания школы вдали от стен, которые могут препятствовать ветру. В условиях групповой работы учащиеся с помощью изготовленного на предыдущем занятии флюгера и компаса, используя алгоритм, предложенный в тетради, определяют направление ветра по той стороне горизонта, откуда дует ветер. Результаты групповой деятельности фиксируются в тетрадях. Если позволяют условия, наблюдения за направлением ветра проводятся в течение недели ежедневно после окончания уроков. Результаты заносятся в таблицу тетради и обсуждаются на заключительном занятии по теме.

Форма организации: эксперимент, исследовательская.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 11. Теплый воздух легче холодного (1 ч)

Практическая часть. В условиях коллективной деятельности по алгоритму, предложенному в тетради, проводится опытное наблюдение за температурой воздуха около потолка и пола классной комнаты. Результаты наблюдения и выводы фиксируются индивидуально каждым учеником в тетради.

Форма организации: опытное наблюдение.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 12. Изучение погодных изменений с помощью «Дневника наблюдений за погодой» (4 ч)

Практическая часть. На вводном занятии по указанной теме учащиеся знакомятся с условными знаками (они представлены в тетради), при помощи которых фиксируются погодные условия. Затем они изучают имеющийся в тетради образец дневника наблюдения за погодой, разработанного учениками 3 класса села Мирного. После этого коллективно разрабатывается и оформляется настенный Дневник наблюдения за погодой, который размещается в классе. В течение двух недель результаты наблюдений за погодой фиксируются дежурными по классу с помощью условных обозначений. На заключительном этапе происходит обсуждение полученных результатов, делаются выводы и сообщения.

Форма организации: беседа, наблюдения, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 13. Почва и ее состав (2 ч)

Теоретическая часть. Основная задача внеурочного мероприятия — повторение ранее изученного материала и дальнейшее формирование умения проводить наблюдения, опыты и эксперименты, выявляющие состав почвы, обобщать полученные данные и делать выводы. Прежде всего, обучающиеся вспоминают, что в почве содержатся воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок, глина, корни растений, бактерии, мелкие животные (дождевые черви, жуки, муравьи и др.).

Практическая часть. Организуется проведение опытов, доказывающих различие состава почв из леса и с берега водоема, из-под дерева и с тропинки леса. На заключительном этапе занятия обучающиеся отвечают на вопросы практической направленности.

Форма организации: беседа, исследовательская, опыты.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 14. Природное сообщество — лес (1 ч)

Теоретическая часть. Очередная встреча участников внеурочного мероприятия начинается с изучения статьи из хрестоматии «Цепочки в лесу» и выполнения практического задания на основании полученной информации. Затем обучающиеся, работая с иллюстрированным словариком, имеющимся в хрестоматии, закрепляют знания о пищевой цепочке леса посредством выполнения заданий и коллективного обсуждения результатов.

Форма организации: беседа, исследовательская.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 15. Природное сообщество — поле (2 ч)

Теоретическая часть. Внеурочное мероприятие начинается с повторения материала из учебника по окружающему миру, на основе которого выделяются признаки, отличающие поле от других природных сообществ. Выполняя задание в тетради, обучающиеся выделяют растения, которые растут как на лугу, так и в поле, различают сухие колоски зерновых культур на основании сличения их с иллюстрациями. Вторая часть занятия посвящена чтению по абзацам статей из хрестоматии «Какие грызуны живут в поле?», «Какие птицы охраняют урожай?» и индивидуальному выполнению заданий на основе усвоенного текста.

Практическая часть. На завершающем этапе, используя информацию и цветные приложения, обучающиеся составляют словарную статью для иллюстрированного словарика на тему «Полевая мышь» и пищевые цепочки поля.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 16. Безопасное поведение в лесу (2 ч)

Теоретическая часть. Обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в лесу во время похода, отмечая те из них, которые они неукоснительно выполняют. Можно провести беседу, обсуждая вопрос: «Почему не все правила выполняются?»

Практическая часть. В условиях групповой работы подготавливаются сообщение и презентация на тему «Безопасное поведение в лесу» с использованием содержания статей хрестоматии и соответствующего параграфа учебника по окружающему миру. Этот материал может быть применен на заключительном занятии при оформлении пособия «Правила безопасного поведения».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 17. Оформление учебных пособий (3 ч)

Практическая часть. На заключительном этапе внеурочной деятельности учащиеся из собранных в течение учебного года иллюстративных материалов по проведению экспериментов и презентаций оформляют учебные пособия в условиях коллективной деятельности на различные темы: «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»; «Правила безопасного поведения»; «Природные сообщества» и др.

Форма организации: творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 18. Работа с текстами Хрестоматии по окружающему миру (1ч.)

Теоретическая часть. Чтение статей из Хрестоматии по окружающему миру с дальнейшим их обсуждением.

Форма организации: беседа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

4 класс (35 ч)

Тема 1. Краеведческий музей (1 ч)

Теоретическая часть Занятие начинается с рассказа учителя о краеведческом музее города, о его просветительской функции и информативном значении для обучающихся. Дети фиксируют в своих тетрадях план сообщения учителя, отмечая знаком V те экспонаты, которые им хотелось бы увидеть в своем краеведческом музее. Знакомство с датой празднования дня краеведческого музея (18 мая) заканчивается оформлением поздравительных открыток сотрудникам городского краеведческого музея. Предварительно детей знакомят с профессиями музейных работников (лектор-экскурсовод, научный сотрудник, главный хранитель, художник-реставратор музея, смотритель зала) и фамилиями работников местного музея.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 2. Готовимся к посещению краеведческого музея (2 ч)

Теоретическая часть. Обучающиеся знакомятся с тематическими экспозициями краеведческих музеев, а также с постоянными экспозициями своего краеведческого музея. Затем изучают правила, которые желательно соблюдать при посещении музея, обращая особое внимание на разрешающие знаки «Можно дотрагиваться до экспоната музея», «Разрешено фотографировать».

Практическая часть. Вторая часть занятия посвящена разработке и оформлению этих знаков. Например, предупредительный знак, разрешающий включать монитор для просмотра фильма о жизни животного в естественной среде. Или проиллюстрировать знак, предупреждающий о том, что в музее есть буфет. Можно продумать запрещающий предупредительный знак «Бегать по залам музея запрещено!».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 3. Экскурсия в краеведческий музей (4 ч)

Практическая часть. Обучающиеся посещают краеведческий музей совместно с учителем и принимают участие в изучении его экспозиций и экспонатов. Одновременно собирается материал, необходимый для дальнейшей работы по его обобщению, который фиксируется в тетради: название и год основания музея; фамилия, имя и отчество экскурсовода (смотрителей залов); названия посещенных экспозиций музея, краткое описание основных экспонатов этих экспозиций. Учащиеся фотографируют здание музея, афиши постоянных экспозиций (если разрешено, то и экспонаты экспозиций). На заключительном занятии по этой теме обучающиеся оформляют первую страницу альбома «Родной край — часть великой России», рассказывая об экспозициях музея.

Форма организации: экскурсия, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 4. Учимся работать с краеведческой литературой (2 ч)

Теоретическая часть. Первая часть занятия по теме посвящена изучению правил поведения в школьной библиотеке. Занятие начинается с того, что учащиеся по цепочке читают основные правила поведения в школьной библиотеке, дополняя их правилами поведения, которые предъявляет к ним их школьная библиотека.

Практическая часть. Продолжая изучение темы, дети разрабатывают запретительные и разрешающие знаки и записывают правила с помощью этих знаков. Вторая часть занятия посвящена изучению правил поведения в читальном зале школьной библиотеки. Учащиеся по цепочке читают основные правила поведения в читальном зале, дополняя их правилами, которые предъявляет к ним читальный зал их школьной библиотеки.

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 5. Посещение школьной библиотеки и ознакомление с краеведческой литературой (4 ч)

Теоретическая часть. Предварительно учащихся знакомят с темами, по которым необходимо подобрать литературу, работая в библиотеке. Эти темы записаны в тетради:

1. История возникновения названия города (села, поселка).

2. История названия улиц, площадей города (села, поселка).

3. Архитектурные и природные достопримечательности города: храмы, крепостные стены, монастыри часовни, памятники, скульптурные композиции, колонны с символом города, площади, стадионы, набережные, памятники деревянного зодчества, заповедники, парки, фонтаны, водопады, озёра и др.

4. Символика города (республики, края).

5. Народные промыслы края.

Затем каждый школьник получает конкретное задание, связанное с подбором литературы по одной из пяти тем.

Практическая часть. В тетрадях дети отмечают условия, которые были для них организованы для выполнения заданий (подбор литературы в фонде открытого доступа, по тематическим каталогам, с помощью библиотекаря и т.п.). Дальнейшее изучение краеведческой литературы по каждой из тем может проходить как в читальном зале библиотеки, так и в учебной аудитории (классной комнате).

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа, самостоятельная работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 6. История происхождения названия города (3 ч)

Теоретическая часть. Освоение темы начинается с того, что дети просматривают подобранные источники информации, помечая стикерами (постерами) страницы, где можно найти ответы на вопросы, предложенные в тетради. Результаты работы фиксируются в таблице, где размещается литература по теме «История происхождения города (села) поселка», и в письменном виде при ответе на вопросы:

— «Современное название (имя) вашего города (села, поселка)?»;

— «Менял ли название (имя) ваш населенный пункт? Если “да”, то в каком году произошло переименование (происходили переименования)?»;

— «Какое имя (имена) носил населенный пункт до изменения?».

Практическая часть. На завершающем этапе каждая группа подготавливает иллюстрированную страницу истории населенного пункта, связанной с именем города (села, поселка), презентацию, выбирает ответственных, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Результаты деятельности групп сохраняются и впоследствии используются при оформлении пособия «Родной край — часть великой Родины России».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 7. История названия улицы (3 ч)

Теоретическая часть. Занятие начинается с того, что дети просматривают подобранные по второй теме источники информации, помечая стикерами (постерами) страницы, где можно найти ответы на вопросы, предложенные в пособии. Результаты работы фиксируются в таблице, куда записывается литература по теме «История названия улицы (площади)», и в письменной форме при ответе на вопросы:

— «Современное название (имя) улицы?»;

— «Изменялось ли название (имя) этой улицы? И если “да”, то в каком году произошло переименование?»;

— «Какое имя носила улица до изменения?» и т.д.

Практическая часть. В заключение каждая группа подготавливает иллюстративную страницу «История названия улицы» и презентацию, выбирает ответственных, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Материалы деятельности групп будут использованы при оформлении пособия «Родной край — часть великой Родины России».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 8. Архитектурные и природные достопримечательности города (3 ч)

Теоретическая часть. Освоение темы начинается с того, что дети просматривают подобранные источники информации, помечая стикерами (постерами) страницы, где можно найти материал, включая интернет-версии, для презентации на тему «Архитектурные и природные достопримечательности края (города, села, поселка)». Одновременно заполняется таблица, в которой размещается литература по теме «Архитектурные и природные достопримечательности края (города, села, поселка)».

Практическая часть. По плану, предложенному в тетради, разрабатывается и оформляется презентация, выбираются ответственные, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Полученные материалы сохраняются и впоследствии используются при оформлении учебного пособия «Родной край — часть великой Родины России».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 9. Символика города (3 ч)

Теоретическая часть. В условиях групповой работы обучающиеся просматривают весь подобранный материал по теме, заполняют таблицу «Литература по символике города (республики, края)».

Практическая часть. разрабатывают и оформляют презентацию. Выбираются ответственные, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Результаты будут использованы при оформлении учебного пособия «Родной край — часть великой Родины России».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 10. Народные промыслы края (3 ч)

Теоретическая часть. В условиях групповой работы обучающиеся просматривают весь подобранный материал по теме, разрабатывают и оформляют презентацию (годы рождения промыслов, материал изготовления, особенности росписи и узоров, современные мастера, поддерживающие традиции).

Практическая часть. До оформления презентации заполняется таблица «Литература по народным промыслам края». Выбираются ответственные, которые на заседании научного клуба младших школьников доложат о результатах работы группы. Результаты используются при оформлении учебного пособия «Родной край — часть великой Родины России».

Форма организации: беседа, исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 11. Подготовка к заседанию научного клуба по теме «Достопримечательности родного края» (1 ч)

Теоретическая часть. В условиях коллективной деятельности обсуждается план проведения заседания. Отрабатывается список гостей из администрации школы, родственников, учеников других классов.

Практическая часть. Оформляются пригласительные билеты для гостей, проводится репетиция выступающих.

Форма организации: беседа, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 12. Заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», посвященное достопримечательностям города (1 ч)

Практическая часть. Занятие проводится по плану, предложенному в тетради.

Форма организации: исследовательская, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 13. Поверхность и водоемы твоего края (1 ч)

Теоретическая часть. Обучающиеся, самостоятельно выполняя первое задание тетради по рассматриваемой теме, а также тему «Основные формы земной поверхности», обсуждают информацию, которая для них является новой. Затем, рассматривая физическую карту своего края, прослушивают сообщение учителя о его поверхности и водоемах.

Форма организации: беседа, исследовательская.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 14. Охрана природы родного края (1 ч)

Теоретическая часть. 22 апреля весь мир отмечает День чистой Земли, Воды и Воздуха. Используя данный повод, педагог предлагает обучающимся продумать план школьных мероприятий по охране природы старшеклассниками и взрослыми.

Форма организации: беседа, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 15. Великая победа (2 ч)

Теоретическая часть. Чтение произведений о ВОВ с последующим обсуждением. Предварительно распределив роли (рассказчики, разведчики армии захватчиков, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков), обучающиеся по ролям читают рассказ С. Алексеева «Восточный вал».

Рассказчик 1 начинает со слов: «После Курской победы Советская Армия быстро пошла вперед». Заканчивает словами: «Доносит фашистским генералам разведка».

Разведчик 1. «У села Теремцы захвачена противником переправа!»

Рассказчик 2. «Вступают фашисты в бой. Посылают под Теремцы подкрепление. Новые вести несет разведка».

Разведчик 2. «У села Домантово захвачена противником переправа!»

Рассказчик 3. «Посылают фашисты сюда подкрепление. Все новые и новые вести идут с Днепра».

Разведчик 3. «Переправа у Припяти!»

Разведчик 1. «Переправа южнее Припяти!»

Рассказчик 1. «Много уже переправ».

Разведчик 2. «Переправа на север от Киева!»

Разведчик 3. «Переправа южнее Киева!»

Разведчик 1. «Переправа возле города Кременчуга!»

Рассказчик 2 начинает со слов: «На огромном пространстве вышла Советская Армия к Днепру». Заканчивает словами: «Сотрясаются левый и правый берега».

Рассказчик 3 начинает со слов: «Не ожидали фашисты такого штурма». Заканчивает словами: «Смотрит Жуков на эту силу:

— Вот он — Восточный вал!»

В заключение занятия обучающиеся знакомятся с именами генералов — командующих фронтами и дополняют историческую карту сражения за Днепр их именами.

Форма организации: беседа, слушание.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тема 16. Бессмертный полк (1 ч)

Основная задача занятия разработать план подготовки к празднику, посвященному Дню Победы, по алгоритму, предложенному в тетради.

Форма организации: беседа, творческая работа.

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тематическое планирование внеурочной деятельности

1 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Подготовка к осенней экскурсии на природу. Правила поведения

1

1

Лиственные и хвойные деревья. Осенняя экскурсия на природу

3

3

Лиственные деревья

2

1

1

Хвойные деревья

1

0,5

0,5

Гербарный лист определителя растений

2

1

1

Кустарники

1

0,5

0,5

Кустарники и кустарнички

2

1

1

Травянистые растения

2

1

1

Иллюстративный определитель травянистых растений

2

2

Семена лиственных и хвойных деревьев

1

1

Определение хвойного дерева по его шишке

1

1

Иллюстрированный определитель деревьев родного края

2

2

Иллюстрированный определитель травянистых и кустарничковых растений родного края

2

2

Учимся различать деревья и кустарники зимой

1

1

Новогодняя красавица

2

2

Растения Красной книги России

2

1

1

Зеленая аптека

2

1

1

Научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

2

2

Подготовка к выставке и оформление выставки работ детей для родительского собрания

2

2

Всего

33

8

25

2 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Подготовка к осенней экскурсии на природу

1

1

Экскурсия в лес, в парк, на пришкольный участок

3

3

Лиственные деревья осенью

2

1

1

Хвойные деревья

2

1

1

Зимняя экскурсия на природу

3

3

Деревья в зимний период

2

1

1

Свойства воздуха

2

1

1

Свойства воды

2

1

1

Как человек использует свойства воды

2

1

1

Разнообразие растений

2

1

1

Красная книга

2

1

1

Секреты твоего здоровья

3

1

2

Всегда ли полезные продукты безвредны?

2

1

1

Экскурсия по городу

3

3

Оформление учебного пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

4

4

Всего

35

11

24

3 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Правила поведения во время проведения опытов и экспериментов

1

1

Изучение погодных изменений с помощью "Дневника наблюдений за погодой"

1

1

Свойства воды при нагревании и охлаждении

4

2

2

Свойства воды при замерзании

2

1

1

Свойства воды в твёрдом состоянии

2

1

1

Свойства воды в газообразном состоянии

2

1

1

Изучение погодных изменений с помощью "Дневника наблюдений за погодой"

1

1

Прозрачность воды

1

1

Свойства воздуха

1

1

А весит ли воздух?

2

1

1

Изготовление модели флюгера из картона

2

1

1

Определение направления ветра с помощью флюгера и компаса

2

2

Тёплый воздух легче холодного

1

1

Изучение погодных изменений с помощью "Дневника наблюдений за погодой"

1

1

Почва и её состав

2

1

1

Природное сообщество - лес

1

1

Природное сообщество - поле

2

1

1

Безопасное поведение в лесу

2

1

1

Оформление учебных пособий

3

3

Изучение погодных изменений с помощью "Дневника наблюдений за погодой"

1

1

Работа с текстами Хрестоматии по Окружающему миру

1

1

Всего

35

12

23

4 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

Краеведческий музей

1

1

Готовимся к посещению краеведческого музея

2

1

1

Экскурсия в краеведческий музей

4

4

Учимся работать с краеведческой литературой

2

1

1

Посещение библиотеки и ознакомление с краеведческой литературой

4

1

3

История происхождения названия города

3

1

2

История названия улиц

3

1

2

Архитектурные и природные достопримечательности города

3

1

2

Символика города

3

1

2

Народные промыслы края

3

1

2

 Подготовка к заседанию научного клуба по теме «Достопримечательности родного края»

1

0,5

0,5

Заседание научного клуба «Мы и окружающий мир», посвященное достопримечательностям города

1

1

Поверхность и водоемы твоего края

1

1

Охрана природы родного края

1

1

Великая победа

2

2

Бессмертный полк

1

1

Всего

35

14,5

20,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мой край - родная Белгородчина" 1 класс

Программа содержит календарно-тематическое планирование  на 1 класс...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Родной свой край люби и знай"

Учебная программа рассчитана на 34 часа. Программа составлена на материале Тульской области...