РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ» Основное общее образование (базовый уровень), 5 класс
рабочая программа

Проскурина Татьяна Викторовна

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Основные направления  внеурочной деятельности:

- изучение истории своей малой родины;

Программа внеурочной деятельности «История Донского края» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ростовской области, Константиновского района, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_donskogo_kraya_5_klass.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Развиленская специальная школа-интернат»

     

     Рассмотрено                                                       Согласовано                                                                    Утверждаю

     на заседании                     и.о. заместителя директора        Директор ГКОУ

     методического совета                                        по УР        РО Развиленской

     ГКОУ РО Развиленской                   _______О.А. Мизюкова        школы-интерната

     школы-интерната        ______В.М. Пензар

     протокол №___от «_  »___  2021г.        приказ от ____№___

     _________О.А. Мизюкова        МП

                                                                                                                                       

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ»

Основное общее  образование  (базовый уровень),   5  класс

Количество часов:  32

Учитель: Проскурина Т.В.

Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

2021-2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.

-  Областной Закон Ростовской области от 14.11.2013г. №26 – 3с «Об образовании в Ростовской области».

- Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления    образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015г.№1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

- Приказа министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №610 от 14. 07.2011г. «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (с изменениями от 27 октября 2020г.)

- Устав ГКОУ РО Развиленской школы-интерната.

- Адаптированная общеобразовательная программа ГКОУ РО  Развиленской школы-интерната.

- Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГКОУ РО Развиленской школы-интерната.

Общая характеристика учебного предмета

Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, природными особенностями.

Основные направления  внеурочной деятельности:

- изучение истории своей малой родины;

Программа внеурочной деятельности «История Донского края» призвана расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Ростовской области, Константиновского района, герои нашей земли в годы Великой Отечественной войны.

Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

 

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания обучающихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских и проектных работ;

• воспитывать патриотизм.

 

Задачи программы:

Образовательные

·овладение краеведческими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в средней школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

·создание фундамента для развития интереса к истории  донского края.

Воспитательные

·развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

·воспитание обучающихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой   человеческой жизни;

·воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие

·развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

·стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса обучающихся к краеведению.

 

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, преемственность, результативность, творчество и успех.

  

Форма и режим занятий:

·групповая работа;

·экскурсии;

·беседы, викторины;

·конкурсы.

 

 

Место учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Программа рассчитана на один год обучения. Всего 32 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю  .

 Планируемые результаты.                                                              

 Личностные:

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Регулятивные:

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

Познавательные:

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные:

организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Содержание учебного предмета, курса, дисциплины.

Введение: ( 1 час)

ТЕМА 1: С чего начинается Родина? (5 часа)

Понятие Родина большая и малая. История образования области, района, хутора.  Исторические факты. Чем наш район знаменит? Виды народного творчества на Дону.

ТЕМА 2: Символы Ростовской области (3 часа)

Как выглядит флаг Ростовской области. История донского флага. Как выглядит герб Ростовской области? Что такое гимн? История гимна Ростовской области.

ТЕМА 3:   Жизнь на Дону (3 часа)

Кто жил на территории нашего края в древние (первобытные) времена? Кто такие кочевники? Что такое «курган»? Что такое «Дикое поле». Первые поселения. Казачья усадьба. Что такое «курень», «хата»?

ТЕМА  4. Казаки – люди вольные (19 час)

История происхождения казачества. Версии. Виды казачьих поселений. Станицы. Первые казачьи городки. Семейный уклад. Роли в семье. Что такое «родословная»? Формировать на примере героических детских образов чувство гордости за юных патриотов края.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)

                                                                       Раздел  «Тематическое планирование».

№ раздела

Название раздела

Количество часов.

1

Введение.

С чего начинается Родина?

1+5

2

Символы Ростовской области.

3

3

Жизнь на Дону

3

4

Казаки – люди вольные

19

5

Итоговое повторение

1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата урока

Раздел, тема урока

Теоретическая часть

Практическая часть

Кол-во часов

1

6.09

Введение. Донской край – часть России.

Фронтальная беседа о родном крае.

Работа с понятиями: история, археология, век, исторические источники

1

                                 ТЕМА 1: С чего начинается Родина?

2

3

13.09

20.09

Донской край – мой край!

Памятники истории Донского казачества.

Просмотр презентации по  теме урока

Рисунок «Памятники истории Донского края»

1

4

27.09

Ростов – на – Дону – жемчужина Дона.

Фронтальная беседа с просмотром презентации «Ростов-на-Дону: история города»

1

5

4.10

Пословицы и поговорки жителей Дона. Наши  умельцы.

Просмотр презентации «Умельцы Дона»

Пословицы и поговорки жителей Дона

1

6

11.10

Первые поселения на Дону. История казачества

Рассказ о первых поселениях на Дону.

Знакомство с литературой о Донском крае.

1

                              ТЕМА 2: Символы Ростовской области

7

18.10

Флаг Ростовской области.

Рассказ о государственной символике – флаг РО, истории его возникновения, символе каждого цвета.

1

8

25.10

Герб Ростовской области.

Рассказ о государственной символике – герб РО, истории его возникновения,  особенностях

Раскрашивание картинок «Символы РО»

1

9

8.11

Гимн Ростовской области.

Рассказ о государственной символике – гимн РО, истории создания, авторе.

Знакомство с текстом произведения

1

                                ТЕМА 3:   Жизнь на Дону  

10

15.11

Что изучает история Дона? Памятные даты из истории Донского казачества.

Беседа и просмотр презентации о памятных датах для Донского края, знакомство с «казачьим словарем»

Работа с «казачьими словарем»

1

11

22.11

Тайны донской земли.

Знакомство с тайнами и легендами Донского края.

Легенды о Донской земле

1

12

29.11

Дикое поле.

Рассказ  о первых поселениях на Дону

Решение кроссворда по теме «Донской край»

1

                                  ТЕМА  4. Казаки – люди вольные.

13

6.12

Кто такие казаки? Православие и казачество.

Рассказ и просмотр презентации по теме урока

Рассказы о казаках

1

14

13.12

Казачьи городки.

Рассказ о казачьих городах и станицах, просмотр презентации.

1

15

20.12

Жилище казака. Красные угол в казачьей хате. Быт  казачьей семье.

Посещение музея онлайн.

1

16

27.12

История вещей. Посуда.

Посещение музея онлайн.

1

17

17.01

История вещей. Одежда.

Посещение  музея онлайн.

1

18

24.01

Казачьи семьи. История моей казачьей семье.

Рассказ о казачьих семьях, их укладе жизни.

Составление рассказа о истории казачьей семьи

1

19

31.01

Воспитание в семье. Семейный фотоальбом.

Рассказ  о воспитании в семье казака.

Просмотр и участие художественной зарисовке «Воспитание казака»

1

20

7.02

Казачья служба. Казак-патриот.

Рассказ  о службе казаков, значении чести для казака.

Доклад на тему «Казаки - патриоты»

1

21

14.02

Жизнь казака. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казака.

Посещение музея

1

22

23

24

21.02

28.02

14.03

Казачьи праздники и обряды. Казачьи игры. Казачий фольклор.

Просмотр презентации  «Казачьи праздники и обряды»

Просмотр и участи в художественной зарисовке «праздники и обряды казаков»

Участие в казачьих играх.

3

25

26

27

21.03

4.04

11.04

Поэты Дона о родном крае. Писатели о юных жителя Дона в годы ВОВ.

Рассказ  о поэтах Дона, просмотр презентации по теме урока.

Чтение произведений из серии «Жизнь - подвиг», посвященных  подвигам детей в годы ВОВ.

3

28

29

30

18.04

25.04

16.05

Народные сказки Донского края. Сказки Тихого Дона.

Знакомство с народными сказками Донского края.

Чтение П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

3

31

23.05

Что мы узнали и чему научились.

Викторина «Донской край - мой край!»

1

32

30.05

Итоговое занятия по курсу «История Донского края»

Казачьи посиделки «Край родной  - земля донская!»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень  общеобразовательный...

Программа по внеурочной деятельности "Традиции донского казачества"

Программа предназначена для проведения занятий в 3-4 классахпериод обучения: 2 года....

Программа внеурочной деятельности "История семьи - история страны" для 3 класса

Перед школой и педагогами в соответствии с новым государ­ственным образовательным стандартом стоит задача — актуа­лизировать процесс воспитания гражданственности на уроках и во внеурочное время. Такие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ социального направления «Мир вокруг нас» НА УРОВЕНЬ начального ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1 класс

В сфере личностных УУД изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни. Изучению курса "Мир вокруг нас" способствует формированию предметных и метапредметн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Что такое хорошо» ФГОС НОО (базовый уровень) 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Что такое хорошо»ФГОС НОО(базовый уровень) 1 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества»

Рабочая программа внеурочной деятельности «История донского казачества» разработана на основе концептуальных идей обновления образования с позиции её гуманизации: максимального учета потре...