Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу" Финансовая грамотность" (социальное направление) (уровень начального общего образования)
рабочая программа (3 класс)

Медведева Оксана Викторовна

Данная программа разработана для обучающихся 3-4 классов по курсу "Финансовая грамотность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_3-4.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №2 г. Щигры Курской области"

Утверждено:                                                                                   Введено в действие:        

Педагогическим советом                                                                      Приказом директора школы

                                                                                                                                           "_____"_____________20___г.                                           от "____"____________20___г. №____

Протокол №___________                                                            ___________М.В. Булгакова                                                                  

        

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу" Финансовая грамотность"

(социальное направление)

(уровень начального общего образования)

Разработчик:

Усачева Ю.Ю.

Разработчик: Медведева О.В.

Содержание

1.Пояснительная записка                                                                                        3

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности                                    4

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности                                                                                              6

4.Тематическое планирование                                                                                8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность" составлена  для обучающихся 3,4 классов, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы И.А.Сасовой, Е.Н.Землянской « Экономика для младших школьников» и основании следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241"О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011г.).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. N373" (зарегистрирован в Минюсте России  от 12.12.2011г. N 2357).

- Санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (постановление Главного санитарного врача России от 29.12.2010 №189, зарегистрированное в Минюсте России 03.03.2011 г. №189).

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106).

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N03-255 "О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".

- Устав МБОУ "СОШ №2 г. Щигры Курской области".

Программа «Финансовая грамотность» предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности,  учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность.

         Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

ЗАДАЧИ КУРСА

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Место курса  в  учебном плане.

3класс, 4 класс – по 1 часу  в неделю (34 часа).

Результаты освоения  курса внеурочной деятельности

3 класс

Предметные результаты

Обучающийся научится:

-понимать экономические термины;

-иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-знать источники доходов и расходов семьи;

-уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

-проводить элементарные финансовые расчеты.

Личностные результаты

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных (игровых и   реальных) экономических ситуациях, умение находить выходы из конфликтных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;

-понимание, что ребенок – это  член семьи, общества и государства;

-развитие самостоятельности и осознание  ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты

Регулятивные.

Обучающийся научится:

-составлять простые планы;

-проявлять инициативу;

-оценивать правильность выполнения действий;

-правильно воспринимать предложения друзей, знакомых, учителей, родителей.

Познавательные.

Обучающийся  научится:

- решению проблем творческого и поискового характера;

-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения;

-овладеет базовыми предметными и метапредметными понятиями.

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

-составлять текст;

- вести диалог;

-излагать свое мнение;

-договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник научиться:

Объяснять причины появления монет.

Описывать купюры и монеты.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять происхождение названий денег.

Описывать современные деньги.

Решать задачи с элементарными денежными расчетами.

Объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта.

Приводить примеры иностранных валют.

Получит возможность научиться:

Отличать настоящие купюры от подделок.

Составлять план доходов и расходов семьи, не имея наличных денег, помогая родителям избежать финансовых проблем.

Делать сбережения.

4 класс

Предметные результаты

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Личностные результаты

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты

Познавательные.

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Выпускник научиться:

Объяснять причины появления бумажных денег.

Описывать первые российские бумажные деньги.

Сравнивать металлические и бумажные деньги.

Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.

Описывать современные деньги.

Решать задачи с элементарными денежными расчетами.

Объяснять, что такое безналичный расчет и пластиковая карта.

Приводить примеры иностранных валют.

Объяснять, как связаны профессии и образование.

Получит возможность научиться:

Отличать настоящие купюры от подделок.

Составлять план доходов и расходов семьи, не имея наличных денег, помогая родителям избежать финансовых проблем.

Изучить принцип работы пластиковой карты

Содержание курса внеурочной деятельности

                                                        3 класс

. Труд(8часов)

     Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары и услуги.

     Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.

Собственность( 7 часов)

     Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Понятие «имущество». Школьное имущество. Богатство. Источники богатства.

     Природные богатства. Богатства, созданные трудом человека. Взаимосвязь богатства и культуры. Представление о роли предпринимательства.

    Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.

Домашнее хозяйство (8 часов)

     Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние  семьи.

       Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов при удовлетворении потребностей, благосостояние.

Школьное хозяйство ( 10 часов)

       Что такое школьное хозяйство. Здание. Оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, литературы, инвентаря, мебели и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Учебно-опытный участок. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг.  Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономичность.

       Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.

Итоговое занятие (1 час)

Учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.

Учащиеся должны уметь приводить примеры :необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.

Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги ( из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности ( из предложенного перечня); личного и школьного имущества.

Учащиеся должны продемонстрировать умения: анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному имуществу.

 4 класс

    Местное хозяйство(11 часов)

     

Твой родной край , его достопримечательности, обычаи, традиции. Что такое местное хозяйство. Какие ресурсы есть в нашей местности. Трудовые ресурсы. Капитальные ресурсы. Природные ресурсы.

      Местная промышленность, её основная продукция. Какие потребности в товарах и услугах можно удовлетворить продукцией , производимой в нашей местности. Какие потребности трудно удовлетворить продукцией, производимой в нашей местности. Местная сфера услуг. Личное подсобное хозяйство. Какие существуют средства связи в нашей местности. Транспорт в нашей местности.

       

       Управление местным хозяйством           (7 часов)

       Что такое управление. Общие представления о системе управления в нашей местности и бюджете местного хозяйства. Собственность. Какие ресурсы в нашей местности ограниченны и избыточны Торговля и бартер местного хозяйства. Доходы из отходов.

         Возможности транспорта, связей в удовлетворении потребностей жителей. Предложения по совершенствованию местного хозяйства. Обобщающий урок.

         Мир труда (6 часов)

         Люди каких профессий нужны нашему региону. Какие профессии распространены в местном хозяйстве. Что такое предпринимательство и кто им занимается в нашей местности. Какими качествами личности должны обладать предприниматели. Организованность и трудолюбие. Коммуникативные умения. Понятие о классификации профессий. Итоговое занятие.

           Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей. Проекты.  ( 10 часов)

           

            Удовлетворения потребностей населения нашей местности: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и сохранении здоровья, потребности в образовании, в проявлении способностей и интересов, в удовлетворении культурных запросов и потребности в информации, проект.

Тематическое планирование

                                                  (3 класс)

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности

Труд (8 часов)

 

Объяснение, что такое «труд».

Выявление социальной значимости труда в жизни общества.

Определение разнообразных видов домашнего хозяйства.

Определение материального и нематериального труда.

Нахождение взаимосвязи между учебной деятельностью и профессиональным мастерством.

Определение факторов, влияющих на оценку труда.

Определение ресурсов: природные, капитальные и трудовые.

Анализ различных видов производств.

Знакомство с правилами поведения при посещении предприятий, оказывающих услуги.

1

Почему все должны трудиться?

2

Труд в семье.

3

Труд на производстве.

4

Почему труд по-разному ценится?

5

Продукция. Товары. Услуги.

6

Где производят товары?

7

Где производят услуги?

8

Закрепление.

Собственность ( 7 часов)

Анализ различных видов собственности.

Определение взаимосвязи между личной и семейной собственностью.

Объяснение, что такое государственная и общественная собственность.

Формирование представления о школе, как о самостоятельной хозяйственной единице.

Анализ источников богатства: природные и результаты трудовой деятельности.

Определение  взаимосвязи между богатством и культурой.

Составление рассказа о значении меценатства в развитии культуры

Проверка знания и умения по данной теме.

9

 Что такое собственность?

10

Личная собственность. Семейная собственность.

11

Общественная собственность. Государственная собственность.

12

Школьное имущество.

13

Богатство. Источники богатства. Природные богатства. Результаты трудовой деятельности

14

Богатство и культура.

15

Проверочная работа по теме «Собственность»

Домашнее хозяйство (8 часов)

Определение составных  частей домашнего хозяйства.

Составление рассказf о том, что домашнее хозяйство является частью экономики.

Распределение обязанностей членов семьи.

Определение взаимосвязи между членами семьи при ведении домашнего хозяйства.

Определение источников формирования бюджета семьи.

Анализ бытовых экономических проблем семьи.

Корректирование знаний по данной теме.

16

Что такое домашнее хозяйство?

17

Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства

18

Твой вклад в домашнее хозяйство

19

Управление домашним хозяйством.

20

Бюджет семьи.

21

Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи.

22

Благосостояние семьи.

23

Проверочная работа по теме «Домашнее хозяйство».

Школьное хозяйство  ( 10 часов)

Определение структуры школьного хозяйства.

Анализ экономических потребностей школы.

Определение статей бюджета школы.

Ведение несложных экономических расчетов.

Определение значимости работы библиотеки в организации учебного процесса школы.

Решение проблемы школьной библиотеки.

Определение значимости работы столовой в организации учебного процесса школы.

Решение проблемы школьной столовой.

Определение основных статей расходов школы и их оплату.

Ведение несложных экономических расчетов.

Анализ видов деятельности, выполняя которые они могут оказать реальную экономическую помощь школе.

Проверка знаний и умений по данной теме.

Закрепление знаний об экономике школьного хозяйства.

24

Что такое школьное хозяйство?

25

Школьное здание, оборудование.

26

Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, книг и другого имущества.

27

Экономика школьной библиотеки.

28

Школьная столовая: доходы и расходы.

29

Стоимость коммунальных услуг.

30

Твой вклад в школьную экономику.

31

Бережливость и экономность.

32

Проверочная работа по теме «Школьное хозяйство».

33

Игра – путешествие в страну «Школярия».

34

Итоговое занятие за курс экономики 3-го класса.

Закрепление знаний по экономике.

Тематическое планирование

(4 класс)

№ п/п

Тема

Основные виды деятельности

Местное хозяйство(11 часов)

 

Формирование знаний о хозяйстве города и его особенностях.

Знакомство с особенностями местного хозяйства с географической точки зрения.

Знакомство с понятиями- « производство», «сельское хозяйство», «строительство», «сфера услуг», «трудовые ресурсы», «миграция», «производительность».

Чтение диаграммы.

Прогнозирование результатов деятельности , оценка деятельности промышленных предприятий города.

Знакомство с промышленность города, классификация предприятий города.

Знакомство с основными предприятиями сферы услуг города.

Знакомство с сельским хозяйством своего края.

Проверка знания и умения по данной теме.

1

Твой родной край, его достопримечательности и традиции.

2

Особенности местного хозяйства твоего края.

3

Местное хозяйство твоего края.

4

Природные ресурсы местности

5

Трудовые ресурсы твоей местности.

6

Экономические ресурсы твоей местности.

7

Местная промышленность твоего края, её основная продукция.

8

Местная сфера услуг.

9

Транспорт , связь.

10

Сельское хозяйство и личные подсобные хозяйства.

11

Что ты знаешь о местном хозяйстве?

(Контрольная работа)

Управление местным хозяйством           (7 часов)

Формирование начальных представлений об управлении.

Знакомство с понятиями - «управление», «менеджмент».

Знакомство с основными этапами управления: планирование, организация, руководство, контроль.

Знакомство с системой управления города.

Использование полученных знаний в учебной деятельности при решении практических задач.

Проверка знания и умения по данной теме.

12

 Что такое управление.

13

Система управления в моём городе.

14

Бюджет местного хозяйства моего края.

15

Ограниченные и избыточные ресурсы в моём городе.

16

Торговые отношения с другими регионами.

17

Деловая игра «Если бы руководителем нашего города был я…».

18

Проверочная работа по теме «Что ты знаешь об управлении»

Мир труда (6 часов)

Знакомство с понятием «профессия», основными требованиями к профессионалам, видами профессий, с самыми популярными профессиями современного мира.

Оценивание результатов своей деятельности.

Корректирование знаний по данной теме.

19

Люди каких профессий нужны твоему городу.

20

Путешествие по городу мастеров.

21

Предпринимательство.

22

Хочу. Могу. Надо.

23

Путь в профессию. (Я через 19 лет)

24

Турнир юных знатоков.(Обобщающий урок)

Возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей. Проекты.  ( 10 часов)

Повторение основных видов потребностей, выявление основных потребностей семьи, местного населения, одноклассников.

Знакомство с понятием «социологический опрос».

Обучение работы над проектом.

Составление плана своего проекта.

Представление своих проектов, оценивание их одноклассниками, проведение самооценки своих проектов.

Выполнение разноуровневых заданий различного типа.

Выполнение интерактивных заданий.

25

Потребности и способы их удовлетворения.

26

Что такое проект?

27

Выборы темы проекта и краткая формулировка задачи проекта.

28

Требования , предъявленные к изделиям.

29

Выдвижение идей и выбор лучшей.

30

 Планирование проекта.

31

Оценка проекта

32

Защита проекта

33

Итоговая контрольная работа.

34

Обобщение материала.