Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"
рабочая программа (3 класс) на тему

          Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.

 

 

 

П

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_unt.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАПАДНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 г. о. Сызрань

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

курса

Устное народное творчество

Класс 3

Программу разработала

учитель первой категории

ГБОУ СОШ № 12 г.о. Сызрань

Егорова Светлана Павловна

Сызрань

2015

Пояснительная записка 

авторской программы

для третьих классов

«Устное народное творчество»

Программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Актуальность темы.

Сегодня наше общество пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей. Социологи объясняют это научно-техническим прогрессом и урбанизацией, которые разрушают нравственные устои общества и первыми от этого страдают дети, как наименее психологически и социально не защищённые.

А. И. Солженицын заметил, что «источник силы или бессилия общества – духовный уровень жизнь, а уже потом – уровень промышленности. Одна рыночная экономика и даже всеобщее изобилие – не могут быть венцом человечества… Если в нации иссякли духовные силы – никакое улучшенное промышленное развитие не спасёт её от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит».

Общество нуждается в нравственной эволюции.

Чтобы направить усилия в решении этой проблемы в нужное русло, необходимо обратить взоры на народные традиции, используя их, прежде всего, в воспитании подрастающего поколения,

По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок. Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Программа призвана обеспечить ценностно–смысловую определённость нравственного воспитания учащихся на народных традициях.

Цели и задачи программы.

ЦЕЛИ КУРСА:

  • создание условий социальной адаптации личности ребёнка средствами этнокультурного воспитания, которое способствует формированию национального самосознания и высокого уровня гражданственности.
  • освоение нравственных и эстетических ценностей народа;
  • развитие проектных способностей детей;
  • развитие аналитических способностей и воображения.

ЗАДАЧИ:

  •  Образовательная: формирование патриотического сознания детей младшего  школьного возраста на основе близких образов народной культуры; формирование целостного восприятия народной культуры.
  • Развивающая: способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.
  • Воспитывающая: воспитание ценностного отношения к национальной культуре.

Планируемый результат: приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе, расширение общекультурной компетентности, осознанный выбор большинством учащихся сохранения и умножения народной культуры.

По окончании курса обучающийся характеризуется:

– развитым интересом к дополнительным источникам знаний для дальнейшего самообразования;

– умением трудом добиваться своей цели;

– способностью работать в едином темпе со всем коллективом;

– эмоционально-положительным восприятием системы своих отношений со     сверстниками и взрослыми;

– способностью к ответственному поведению;

– принятием и соблюдением социальных этических норм.

Программа включает 34 часа на 1 год обучения, 1 час в неделю.

Участники программы: группа обучающихся 3 класса.

Формы организации занятий.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной  для обучающихся форме с целью формирования  устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Содержание курса предусматривает экскурсии, выставки, проведение праздников, народных игр, конкурсов.

Значительное место занимает игра и творческая деятельность разного плана: сочинение рассказов-эссе, считалок, частушек, стихов; рисование, лепка, изготовление моделей. Разучиваются народные песни и танцы. Идёт знакомство учащихся с народным календарём, народными праздниками, народными промыслами.

Программа включает три основных раздела:

«Вводные занятия» – 2 часа, 

«Понятие о детском фольклоре – 20 часов;

«Труд и развлечения – нравственная норма народной жизни – 12 часов.

Формы работы:

  • групповые;
  • индивидуальные: с наиболее заинтересованными детьми;
  • работа в парах;
  • работа микрогруппах;
  • самостоятельная форма работы.

Форма подведения итогов реализации программы – составление творческого альбома (по народному календарю, народным приметам, народным художественным промыслам, народным праздникам).

Учебный план

Название раздела,

темы

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теор.

Практ.

1.

Вводные занятия.

2

1        1

2.

Понятие о детском фольклоре.

20

5        15

– Оформление страниц для творческого альбома,

–конкурс рисунков, поделок,

– презентация проекта.

3.

Труд

и развлечения – нравственная норма народной жизни.

12

3        9

– конкурс рисунков, поделок,

– презентация творческого альбома.

Содержание программы.

I. Вводные занятия. (2 ч.)

Кто мы, откуда мы? Чем живы? (понятие о народе, народной культуре). Кто мы, откуда мы? Чем живы? Экскурсия по городу.

II. Понятие о детском фольклоре. (20 ч.)

Занятие с детьми по знакомству с детским фольклором, обрядовой куль турой и праздниками. Сбор материала для составления творческого альбома. Изготовление атрибутов. Разучивание песен и прибауток. Мастерим и вешаем кормушки для птиц. Сочинение загадок. Экскурсия в театр. Составление проекта. Иллюстрирование русских народных сказок. Конкурс рисунков.

III. Труд и развлечения – нравственная норма народной жизни. (12 ч.)

Календарная обрядовая культура народа. Учим и играем в старинные народные игры. Символика народного костюма. Создание модели костюма.

Готовимся украсить наш Пасхальный стол! Изготовление цветов, узорных салфеток, бумажных фигурок. Составление творческого альбома.

«Прощай, весна! Здравствуй, лето! Весенний праздник, завершающий школьный год. Презентация родителям творческого альбома.

Этапы

Формы работы с детьми и родителями

Задачи

Время

I.

Занятие с детьми по знакомству с детским фольклором, обрядовой культурой

и праздниками.

Формировать представление о любви к родине воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

В течение

года

II.

Сказкотерапия.

Способствовать формированию эмоциональных чувств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать навыки доброжелательного, заботливого поведения.

В течение

года

III.

Изготовление атрибутов

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.

В течение

года

IV.

Театрализованные представления

Побуждать детей к творческой самореализации.

1 раз в

полугодие

V.

Работа с родителями

Привлечь родителей к созданию экспонатов.

В течение

 года

I. Вводные занятия. (2 ч.)

  1. Кто мы, откуда мы? Чем живы? (понятие о народе, народной культуре). Т. З.
  2. Кто мы, откуда мы? Чем живы? Экскурсия по городу.

II. Понятие о детском фольклоре. (20 ч.)

  1. Малые жанры. Колыбельные песни. Потешки. Прибаутки. Сбор материала для составления творческого альбома. Т.З.
  2. Сегодня капустник. (Учимся рубить и солить капусту. Прибаутка «Коза, коза, где была?», сказка-песня «Пошла коза по орехи».) Разучивание песен и прибауток. П. З.
  3. Малые жанры. Календарный детский фольклор. Скороговорки. Считалки. Дразнилки. Сбор материала для составления творческого альбома. Работа в группах. П. З.

6. Малые жанры. Русские народные песни. Знакомство и разучивание.

Т. З.

7. Старинная пословица не мимо молвится. Классификация пословиц. Т. З.

8. Пословицы об учении, труде, семье. Оформление страницы для творческого альбома. П. З.

   9. 12 ноября – синичкин день. Мастерим и вешаем кормушки для птиц.

П. З.

10. Загадывается загадка – ломаем голову над отгадкой. Сочинение загадок. П. З.

  1. Оформление страницы для творческого альбома с загадками собственного сочинения. П. З.
  2. Сказка, сказка, открой свою тайну! Русские народные сказки. Виды сказок. Т. З.
  3.  Экскурсия в театр.
  4. Русские народные сказки о животных. Инсценирование сказки «Лиса и журавль». Работа в группах. П.З.  Совместная продуктивная деятельность.
  5. Бытовые сказки. Дом вести – не лапти плести. Слушание сказки «Как старик домовничал». Беседа по содержанию. Т. З.
  6. Волшебные сказки. Сказка «Иван-царевич и серый волк». Слушание сказки.
  7. Волшебные предметы в русских народных сказках. Мастерим своими руками. П. З.
  8. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Составление проекта. Работа с использование ресурсов Интернет. П. З.  Совместная продуктивная деятельность.

  1. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Составление проекта. Работа с использование ресурсов Интернет. П. З. Оформление.

П.З.  Совместная продуктивная деятельность.

  1. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Презентация проекта. К. З.
  2. Иллюстрирование русских народных сказок. Конкурс рисунков.
  3. Посещение драматического театра совместно с родителями.

III. Труд и развлечения – нравственная норма народной жизни. (12 ч.)

  1. Календарная обрядовая культура народа. Т. З.
  2. Что сегодня за день. Как по нему можно судить о предстоящей погоде? (Народные приметы о временах года и о погоде). Экскурсия.
  3. Игровые припевы, приговоры. Воспроизведение быта и серьёзных жизненных дел в строгой последовательности. Игра – подготовка к жизненной борьбе и труду. Учим и играем в старинные народные игры. Игры «Волк и овцы», «Волк и гуси». Занятие-игра.
  4. Учим и играем в старинные народные игры. Игры.
  5. О чём рассказывает народный костюм? Символика народного костюма. Т. З.
  6. Создание модели костюма. П. З. Работа в парах. Выставка.
  7. Обряды и обычаи Великого поста. Великий пост – приготовление к Пасхе. Значение праздника в христианской традиции. Т. З.
  8.  Готовимся украсить наш Пасхальный стол! Изготовление цветов, узорных салфеток, бумажных фигурок. П. З.
  9. Готовимся украсить наш Пасхальный стол! Изготовление цветов, узорных салфеток, бумажных фигурок. Выставка поделок. К. З.
  1.  Составление творческого альбома. Работа в группах. П. Р. Работа в группах. Совместная продуктивная деятельность.
  1.  «Прощай, весна! Здравствуй, лето! Весенний праздник, завершающий школьный год. Презентация родителям творческого альбома. К. З.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Всего

часов

Из них

УУД

Форма занятия

Теорет.

Практич.

I.

Вводные занятия

1.Кто мы, откуда мы? Чем живы? (понятие о народе, народной культуре). Т. З.

2.Кто мы, откуда мы? Чем живы? Экскурсия по городу.

2

1        1

Развитие познавательных процессов и интересов.

Знание основ традиционной культуры.

Развитие чувства прекрасного и других эстетических чувств.

Теоретическое занятие

Занятие-повторение.

Экскурсия по городу.

II.

Понятие о детском фольклоре.

3. Малые жанры. Колыбельные песни. Потешки. Прибаутки. Сбор материала для составления творческого альбома. Т.З.

4. Сегодня капустник. (Учимся рубить и солить капусту. Прибаутка «Коза, коза, где была?», сказка-песня «Пошла коза по орехи».) Разучивание песен и прибауток. П. З.

5. Малые жанры. Календарный детский фольклор. Скороговорки. Считалки. Дразнилки. Сбор материала для составления творческого альбома. Работа в группах. П. З.

6. Малые жанры. Русские народные песни. Знакомство и разучивание.

Т. З.

7. Старинная пословица не мимо молвится. Классификация пословиц. Т. З.

8. Пословицы об учении, труде, семье. Оформление страницы для творческого альбома.

П. З.

9. 12 ноября – синичкин день. Мастерим и вешаем кормушки для птиц.

П. З.

10.Загадывается загадка – ломаем голову над отгадкой. Сочинение загадок. П. З.

11.Оформление страницы для творческого альбома с загадками собственного сочинения. П. З.

12. Сказка, сказка, открой свою тайну! Русские народные сказки. Виды сказок. Т. З.

13. Экскурсия в театр.

14. Русские народные сказки о животных. Инсценирование сказки «Лиса и журавль». Работа в группах.

15. Бытовые сказки. Дом вести – не лапти плести. Слушание сказки «Как старик домовничал». Беседа по содержанию. Т. З.

16.Волшебные сказки. Сказка «Иван-царевич и серый волк». Слушание сказки.

17.Волшебные предметы в русских народных сказках. Мастерим своими руками. П. З.

18. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Составление проекта. Работа с использование ресурсов Интернет. П. З., дополнительной литературой.

19. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Составление проекта. Работа с использование ресурсов Интернет. П. З. Оформление.

20. Роль волшебных предметов в русских народных сказках. Презентация проекта. К. З.

21. Иллюстрирование русских народных сказок. Конкурс рисунков.

22. Посещение драматического театра совместно с родителями.

20

5                15

Побуждать детей к творческой самореализации.

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.

Формирование познавательного интереса к изучению и сохранению национальных традиций. Формирование первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками.

Формирование познавательного интереса к изучению и сохранению национальных традиций.

Развитие познавательных процессов и интересов.

Знание основ традиционной культуры.

Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на занятиях.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Иметь представление о структуре загадки. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Получить представление о видах сказок.

Развитие чувства прекрасного.

Применение игр-драматизаций направлено на умении детей передавать настроение героев, отражать их поступки, владеть мимикой пантомимикой, интонацией. Исполняя роли, дети должны передавать настроение героев, отражать их поступки.

Научиться понимать эмоции сказочных персонажей, анализировать их ошибки.

Воспитание потребности и начальных умений выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности

Формирование первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

Развитие познавательных процессов и интересов.

Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.

Развитие чувства прекрасного.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие.

Работа в группах.

Теоретическое занятие

Теоретическое занятие

Занятие-повторение

Практическое занятие.

Практическое занятие.

Практическое занятие.

Занятие-повторение

Практическое занятие.

Теоретическое занятие.

Экскурсия.

Работа в группах.

СПД

Теоретическое занятие

Практическое занятие

Занятие-повторение

Работа с использование ресурсов Интернет

 СПД

Презентация проекта.

Конкурс рисунков.

Экскурсия в театр.

III.

23.Календарная обрядовая культура народа. Т. З.

24. Что сегодня за день. Как по нему можно судить о предстоящей погоде? (Народные приметы о временах года и о погоде). Экскурсия.

25. Игровые припевы, приговоры. Воспроизведение быта и серьёзных жизненных дел в строгой последовательности. Игра – подготовка к жизненной борьбе и труду. Учим и играем в старинные народные игры. Игры «Волк и овцы», «Волк и гуси». Занятие-игра.

26. Учим и играем в старинные народные игры. Игры.

27. О чём рассказывает народный костюм? Символика народного костюма. Т. З.

28. Создание модели костюма. П. З. Работа в парах.

29. Обряды и обычаи Великого поста. Великий пост – приготовление к Пасхе. Значение праздника в христианской традиции.

30.  Готовимся украсить наш Пасхальный стол! Изготовление цветов, узорных салфеток, бумажных фигурок. П. З.

31. Готовимся украсить наш Пасхальный стол! Изготовление цветов, узорных салфеток, бумажных фигурок. Выставка поделок. К. З.

32-33 Составление творческого альбома. Работа в группах.

 34. «Прощай, весна! Здравствуй, лето! Весенний праздник, завершающий школьный год. Презентация родителям творческого альбома.

12

3                          9

Формирование познавательного интереса к изучению и сохранению национальных традиций.

Развитие познавательных процессов и интересов.

Развитие познавательных процессов и интересов, ,двигательной активности.

Развитие познавательных процессов и интересов, двигательной активности.

Развитие чувства прекрасного. Побуждать детей к творческой самореализации.

Развитие познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности.

Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности

Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность.

Формирование навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

.

Теоретическое занятие

Экскурсия на природу.

Занятие-игра.

 

Занятие-повторение

Занятие-игра.

Теоретическое занятие

Занятие-повторение

Практическое занятие

Выставка поделок

Работа в группах.

СПД

Практическое занятие

Работа в группах. СПД

Праздничное мероприятие

Учебно-методические средства обучения

(дидактическое сопровождение)

Для учителя

  1. Александрова Л. А.  Народный календарь. – М.: Белый город, 2005.

  1. Асмолов А. Г., Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Бронштейн М. Н., Жуковская Н. Л.  Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.

  1. Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С-Пб: «Детство-Пресс», 2004.

  1. Волков В. М.  Русская деревня. – М.: Белый город, 2005.

  1. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

  1. Калашников В. Славянская мифология. – М.: Белый город, 2005.

  1. Молокова А. В.; Актуальные направления развития начального образования Книга для учителя: Методические рекомендации Новосибирский  ИПКиПРО. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2010.

  1.  Новицкая М. Ю. Введение в народоведение Программы общеобразовательных учреждений Начальные классы Часть II Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации М.: Просвещение, 2002.

  1.  Савинов Е. С Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2010.

Для учащихся

  1. Александрова Л. А.  Народный календарь. – М.: Белый город, 2005.

  1. Бронштейн М. Н., Жуковская Н.Л.  Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2008.

  1. Волков В. М.  Русская деревня. – М.: Белый город, 2005.

  1. Дайн Г. Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Детская литература, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса....

Авторская программа по внеурочной деятельности курса" Умники и умницы "для 2 класса

В данной разработке предложена пояснительная записка, цели  и задачи, место курса в учебном плане, общая характеристика, планируемые результаты изучения учебного курса и тематическое планирование...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Бумажное творчество", 3 класс ФГОС

Программа поможет в организации  внеурочной деятельности учащихся 3 класса. Составлена в соответствии с ФГОС....

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество"

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное творчество" для 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Народное искусство и художественное творчество" (1 - 4 класс)

Программа внеурочной деятельности «Народное искусство и художественное творчество» является логическим продолжением Учебно-методических комплектов «Изобразительное искусство. 1-4 кла...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Радуга творчества" 4 класс

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требования ФГОС , содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Программа направлена на формирование творческих способност...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Речевое творчество

Программа составлена по курсу Каландаровой Н "Уроки речевого творчества"...