Главные вкладки

    Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"
    календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) на тему

    Харисова Зульфия Гайнутдиновна

    Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc75 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РТ

    КАМСКО-УСТЬИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  РТ

    Авторская

          программа по внеурочной деятельности

    «Подвижные народные игры»

    направление: спортивно-оздоровительное.

             

    подготовила учитель начальных классов 1 квалификационной категории

    Харисова Зульфия Гайнутдиновна

                                                   

                                                       пгт.Тенишево 2011-2012г.

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1 классе,  предусмотренной учебным планом.          

    Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

    Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

    Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

    Игра как средство воспитания.

    Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

    Оздоровительное значение подвижных игр.

    Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

    Роль и место данного курса

        Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

    Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

    Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

    Алгоритм работы с играми.

    1. Знакомство с содержанием игры.
    2. Объяснение содержания игры.
    3. Объяснение  правил игры.
    4. Разучивание игр.
    5. Проведение игр.

    Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

    Задачи, решаемые в рамках данной программы:

    1. активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
    2. познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
    3. формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
    4. создавать условия для проявления чувства коллективизма;
    5. развивать  сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
    6. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
    7. В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны: иметь представление:
    8.  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
    9. о режиме дня и личной гигиене;
    10. о способах изменения направления и скорости движения;
    11.  о народной игре как средстве подвижной игры;
    12. об играх разных народов;
    13. о соблюдении правил игры

           уметь:

    1.  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
    2.  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
    3.  играть в подвижные игры;
    4.  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
    5.  выполнять строевые упражнения;
    6. соблюдать правила игры

                Ожидаемый результат

    1. Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
    2. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
    3. Развитие умений работать в коллективе.
    4. Формирование у детей  уверенности в своих силах.
    5. Умение применять игры  самостоятельно.

    Тематическое планирование

    № п/п

     Разделы

    Кол-во часов

    Теоретические

    Практические

    Всего

    1.

    Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

    2

    1

    1

    2.

    Игры на свежем воздухе.

    3

    -

    3

    3.

    Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

    1

    1

    4.

    Игры-эстафеты.

    4

    -

    4

    5.

    Подвижные игры разных народов.

    9

    -

    9

    6.

    Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

    4

    -

    4

    7.

    Подвижные игры,  основанные на элементах гимнастики с основами акробатики,  легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

    4

    -

    4

    8.

    Зимние забавы

    5

    -

    5

    9.

    Итоговое занятие

    1

    -

    1

    Итого:

    33

    1

    32


    Основное содержание обучения

     

    1 раздел (2часа)

     Основы знаний о народной  подвижной игре.

    - Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.

    -  Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

     Выработка правил.

    - Пятнашки.

    - Фанты.

    - Горелки.

    - Лапта.

    - Блуждающий мяч.

    2 раздел (3 часа)

    Игры на свежем воздухе.

    - Русские народные игры. «Ловушка».

    - Групповые игры. «Охотник и сторож».

    - Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

    3 раздел (1 час)

    Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

    - Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

    Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

    4 раздел (4часа)

    Игры-эстафеты.

    -   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

    -    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

    -   Эстафеты с бегом и прыжками.

    -   Эстафеты с преодолением препятствий.

    5 раздел (9 часов)

    Подвижные игры разных народов.

    -Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки».

    -Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

    -Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

    -Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

    -Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

    -Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

    -Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».   
    -Игры чувашского народа.  «
    Хищник в море»,  «Рыбки».      

    -Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»    

    6 раздел (4часа)

     Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.  

    -  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

    - Упражнения со скакалками.

    - Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

    - Упражнения со скалками.

    7 раздел (4часа)

    Подвижные игры,  основанные на элементах:

     - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

    -  легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

    -  лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»;

    - спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки».

    8 раздел (5 часов)

    Зимние забавы

    -Зимой на воздухе. «Городки».

    - Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

    - Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

    - Эстафета на санках.

    - Лыжные гонки.

    9 раздел (1 час)

    Итоговое занятие

    -Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

    Литература

    Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.

     Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

     Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

     Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

    Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005

    Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

    Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

    Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989

    Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

    Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.

    Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

    Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

    Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

    Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

    Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

    Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов

    "Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3  класс...

    Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"

    Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.   П...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч

    Для использования при планировании внеурочной деятельности....

    Программа по внеурочной деятельности. Народные игры.

    Программа составлена для проведения кружка по знакомству с играми разных народов....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"

    Рабочая программа внеурочной деятельности  "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....