Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры"
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) на тему

Харисова Зульфия Гайнутдиновна

Авторская программа по внеурочной деятельности "Подвижные народные игры" рассчитана для учащихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РТ

КАМСКО-УСТЬИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН  РТ

Авторская

      программа по внеурочной деятельности

«Подвижные народные игры»

направление: спортивно-оздоровительное.

         

подготовила учитель начальных классов 1 квалификационной категории

Харисова Зульфия Гайнутдиновна

                                               

                                                   пгт.Тенишево 2011-2012г.

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю) в 1 классе,  предусмотренной учебным планом.          

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса

    Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5. Проведение игр.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  1. активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  2. познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  3. формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  4. создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  5. развивать  сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  6. воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
  7. В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны: иметь представление:
  8.  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  9. о режиме дня и личной гигиене;
  10. о способах изменения направления и скорости движения;
  11.  о народной игре как средстве подвижной игры;
  12. об играх разных народов;
  13. о соблюдении правил игры

       уметь:

  1.  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  2.  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  3.  играть в подвижные игры;
  4.  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  5.  выполнять строевые упражнения;
  6. соблюдать правила игры

            Ожидаемый результат

  1. Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  2. Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  3. Развитие умений работать в коллективе.
  4. Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  5. Умение применять игры  самостоятельно.

Тематическое планирование

№ п/п

 Разделы

Кол-во часов

Теоретические

Практические

Всего

1.

Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

2

1

1

2.

Игры на свежем воздухе.

3

-

3

3.

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

1

4.

Игры-эстафеты.

4

-

4

5.

Подвижные игры разных народов.

9

-

9

6.

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

4

-

4

7.

Подвижные игры,  основанные на элементах гимнастики с основами акробатики,  легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивной игры.

4

-

4

8.

Зимние забавы

5

-

5

9.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

33

1

32


Основное содержание обучения

 

1 раздел (2часа)

 Основы знаний о народной  подвижной игре.

- Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.

-  Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

 Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Блуждающий мяч.

2 раздел (3 часа)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

3 раздел (1 час)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

4 раздел (4часа)

Игры-эстафеты.

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

5 раздел (9 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

-Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

-Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч» , «Отдай платочек».   
-Игры чувашского народа.  «
Хищник в море»,  «Рыбки».      

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»    

6 раздел (4часа)

 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.  

-  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.

7 раздел (4часа)

Подвижные игры,  основанные на элементах:

 - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

-  легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

-  лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки».

8 раздел (5 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

9 раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

Литература

Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.

 Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.

 Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198

 Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.

Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005

Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001

Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989

Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991

Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.

Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.

Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.

Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.

Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов

"Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3  класс...

Авторская программа курса внеурочной деятельности для 3 класса "Устное народное творчество"

Прорамма призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного воспитания обучающихся на народных традициях.   П...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Народные игры", 34 ч

Для использования при планировании внеурочной деятельности....

Программа по внеурочной деятельности. Народные игры.

Программа составлена для проведения кружка по знакомству с играми разных народов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народные игры"

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Народные игры" предназначена для учащихся начальной школы....