Использование педагогических технологий на уроках
статья на тему

Светлана Андреевна Сайко

 Современный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования   к   учителю:

 необходимо  осваивать  и  внедрять  различные   педагогические технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pedagogicheskih_tehnologiy_na_urokah.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование педагогических технологий на уроках

 Современный образовательный   процесс   предъявляет   новые   требования   к   учителю:

 необходимо  осваивать  и  внедрять  различные   педагогические технологии.  

Информационно – коммуникационная технология

Использование в своей работе ИКТ, и видеопрезентаций на различных этапах урока, облегчает для меня отслеживание, накопление, систематизацию, анализ конкретных результатов; позволяет экономить время и иметь свободный доступ к необходимым материалам, помогает повышать уровень педагогического мастерства в условиях современной школы. Ведь XXI век требует от людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, могут быть организованы математические разминки и самопроверка, может осуществляться демонстрация примеров, цепочек для устного счета, решение задач по готовым схемам. С  помощью компьютерной анимации можно создавать на уроке ситуацию учебной игры, при которой  у детей повышается мотивация к учению. При проведении таких уроков реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Использование Интернет – ресурсов позволяет учащимся:          проверять и оценивать свои возможности, выполняя тестовые задания в режиме онлайн как в школе, так и в домашних условиях. А для меня Интернет открывает возможность пополнять банк материалов для проведения уроков.           При подготовке и проведении уроков я использую материалы единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕКЦОР), размещённых на сайтах Интернет.

  http://collection.edu.ru/

 

 http://nachalka.info

 

 http://openclass.ru

 

 http://fcior.edu.ru  

http://nachalka.seminfo.ru  

www.maths-whizz.ru

 

Технологии проблемного обучения

 Как   сегодня   обычный   урок   сделать   необычным,   как   неинтересный   материал представить интересным? Такие вопросы мы задаём себе, приходя в класс. Любой современный урок невозможно провести   без технологии проблемного обучения или без  его элементов. Применение    данной  технологии  определяется  высоким  уровнем мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.  Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, развития их индивидуальности и творческого мышления, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей. Кроме того, работать с текстом, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.

 Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

 Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проектные технологии

 Применяю и приемы проектной технологии, так как данный метод стимулирует самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает коммуникативные качества. При выполнении любого нового проекта, мы решаем несколько полезных, интересных, связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

 - умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей, - объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей, умение презентовать себя.                    

Технология развития критического мышления.

 Цель данной технологии- развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.)

 Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

 На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.  

На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся  вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся   закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.  

           В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Основные методические приемы развития критического мышления:

1.    Прием «Кластер»

2.    Учебно- мозговой штурм

3.     Интеллектуальная разминка

4.     Прием «Инсерт»

5.     Приём «Корзина идей»

6      Приём «Составление синквейнов»  

7.     Приём «Перепутанные логические цепочки»

8.    Приём «Зигзаг-2»  

 9.     Приём «Чтение с остановками».

 

Игровые технологии

 В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности.   Игра

 - сильнейшее средство социализации ребенка, она дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход. Игра важна как сфера реализации себя как личности, это деятельность коммуникативная.

Формирование и развитие самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

 Первое задание Мачехи: прополоть грядки на её огороде с морковью, свёклой и помидорами. Чтобы помочь в прополке, мы решим примеры и весёлые задачки. Итак, как я называю произведение, а вы множители: 12 ,14,16,18,24,36. И т.д. Здоровьесберегающие технологии

 

Здоровьесберегающие технологии

применяю как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Я считаю, что формирование ответственного отношения к своему здоровью – это необходимое условие успешности современного человека. Для здоровьесбережения, я на всех этапах своего урока предусматриваю чёткое чередование видов деятельности.

 Комплексно применение здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, позволяет снизить утомляемость, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Технология разноуровневого обучения

 

Одной из эффективных форм индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего, благоприятные условия для ребенка является дифференцированное обучение.

 Система работы по этой технологии включает следующие ступени:

 - Выявление отставаний;

 -Ликвидацию их пробелов

 - Устранение причин неуспеваемости;  

 - Формирование интереса и мотивация к учебе;  

 

-Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет мне сделать учебный процесс более эффективным.

 

Организуя разноуровневое обучение, я учитываю интеллектуальные способности детей и на конец 4 класса они выходят на уровень возрастной нормы, это говорит о положительном влиянии разноуровневого обучения на развитие ребенка. Эта технология применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе"

Это материал я подготовила для защиты на подтверждение первой категории...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...

Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе

Методика использования педагогических технологий по ФГОС в начальной школе....

"Использование педагогических технологий на уроках физической культуры"

Полное описание использования педагогических технологий на уроках физической культуры....

Использование педагогических технологий на уроках чтения для привития интереса у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время чтение находится на низшей ступени интересов. Как же добиться, чтобы чтение приносило ученикам удовольствие? Как добиться, чтобы школьники любили уроки чтения и с удовольствием готов...