Формирование навыка выразительного чтения у детей младших классов и детского сада.
учебно-методическое пособие на тему

Москальцова Елена Викторовна

Обобщения опыта по формированию навыка выразительного чтения. Упражнения для развития этих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_2.docx41.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка выразительного чтения у учащихся.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

Однако первые дни работы с первоклассниками показали, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявила также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень не выразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения. Все это подтолкнуло меня к теме семинара.

Я на речевой разминке (пятиминутке) даю ребятам специальные задания на дыхание, звукоподражание, повторяем скороговорки и чистоговорки, выполняем артикуляционную  гимнастику, хоровое чтение отдельных фрагментов текста и т.п.

Обучение выразительному чтению следует проводить в системе. Для того, чтобы работа носила систематический, а не эпизодический характер, я включаю в каждый урок чтения речевые разминки или речевые пятиминутки. Речевая разминка может проходить в интересной, игровой форме, например, в форме соревнования. Речевой материал для разминки подбираю в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями учеников.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений. Приведем примеры:

 УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ:

 «Ответь на вопрос»

Цель: развитие логического ударения

Рекомендованный возраст: 5-6 лет

Описание: Последовательно измените логическое ударение в вопросительном предложении и ответьте на вопросы проследите как изменится ответ.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, завтра.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, я встречаю.

Ты завтра встречаешь сестру? – Да, сестру.

«Ходит Леночка»      

Цель: формирование навыков воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Описание: Я вам предлагаю прочитать стихотворение, выделяя слова интонировать логическим ударением.

Ходит Леночка, вздыхая.        (повествовательно)
Что с тобою?                (вопросительно)
– Я плохая!                         (с сожалением)
Я ногой толкнула кошку,        (с сожалением)
На пол бросила картошку, (с сожалением)
Кашу манную не ела        (с сожалением)
Быть хорошей надоело!         (восклицательно)

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

  1. Дети завтра пойдут в кино.
  2. Дети завтра пойдут в кино.
  3. Дети завтра пойдут в кино.
  4. Дети завтра пойдут в кино.

- С какой интонацией следует прочитать предложения? Прочитайте по очереди предложения, стараясь сделать акцент на выделенном слове. - -- Скажите, о чем спрашивается в предложении?

-Предположите, почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые слова и знак препинания в конце.

Итак, мы с Вами установили, что выделение важного по значению слова в предложении происходит посредством усиления, протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

Учитель раздает учащимся карточки, на которых написан текст из нескольких предложений, либо предлагает уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения. Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым учащимся дается меньшее количество предложений или уже указываются слова для логического ударения. После прочтения предложений учеником класс обсуждает, правильно ли расставлены логические ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.
Наша Таня громко плачет.

Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия.
Произнося фразу «Миша умеет танцевать»
- удивите;
- огорчите;
- иронизируйте;
- восхитите;
- разгневайте;
- констатируйте факт.

Мобильность таких тренировочных текстов  позволяет говорящему сосредоточить свои волевые усилия на небольшом словесном материале, энергичнее воздействовать на слушателей, лично каждому испытать радость удачи или огорчение неудачи. Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор.

 Чтение по ролям, инсценирование также способствует развитию выразительного чтения. И как показала моя практика, дети очень любят читать по ролям.
Работа со стихотворениями-картинами.
Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.

Луна на дереве висела,
Ей было весело висеть,
Она, как рыба, там блестела,
И было дерево как сеть!
Н. Глазков
- Закройте глаза, а я прочту вам стихотворение. Какую картину вы представили? Опишите ее. Сможете нарисовать на бумаге? Это будет трудно сделать? Какие слова вам помогут?

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность.


Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.

Приведем примеры:


Стихи // – не ноги футболиста, /
Не первоклассника тетрадь.//
Стихи читать не надо быстро: /
Их надо медленно читать.//

Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

  1. Как удивили | его слова | брата!
  2. Как удивили его | слова брата!

Учитель выразительно читает несколько пословиц, подобранных к изучаемому художественному произведению. Учащиеся внимательно слушают и по окончании чтения учителем каждой пословицы указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют смысл пословицы. После этого учащимся предлагается самим прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых пауз и логических ударений.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

Доброе братство | лучше богатства.

Один в поле | не воин.

Согласье | крепче каменных стен.

Одна пчела | не много меду натаскает.

Учитель раздает учащимся карточки с написанными на них пословицами. Учащиеся внимательно прочитывают про себя пословицы, выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По вызову учителя выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее смысл.

Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.

Приведем примеры:

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

http://shishkova.ru/assets/article03_int.gif

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход
По тропинке узкой горной
Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,
За горой нас солнце ждет,
Наш подъем все выше, круче,
Вот шагаем мы по тучам,
За последним перевалом
Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

Сейчас я хочу привести пример как я работаю над повествовательным предложением.

Я записывает на доске предложение: В нашем классе сегодня будет чаепитие. Учащиеся читают предложение с логическим ударением на слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз читают предложение и устанавливают, что это предложение повествовательное. Повторно предложение читаю я, а школьникам предлагается внимательно послушать и проследить за движением (повышением и понижением) голоса . При чтении мой голос сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса обозначаем стрелками:

http://shishkova.ru/assets/article03_01.gif

Далее я прошу прочитать предложение еще раз, но уже с логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается логическое ударение и пауза. В нашем классе сегодня | будет чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением, паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение голоса обозначаются стрелками. После этого два предложения сравниваются:

http://shishkova.ru/assets/article03_02.gif

Давайте совместно сделаем  вывод о том, что в повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует обратить внимание  на то, что перелом в движении голоса происходит на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано с логическим ударением и с паузой.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТЕМПА РЕЧИ:

«Дует ветер»

Цель: регулирование темпа голоса

Рекомендуемый возраст: 4-5 лет

Описание: Приготовить 2 картинки: на одной ветер качает травку, на другой - раскачивает деревья. Ребенку, сидящему на стуле, показывать картинки со словами: «Дует легкий ветерок, колышет траву. Он дует тихо: «У-у-у» (произносите тихо и длительно). А вот подул сильный ветер: «у-У-У» (произносите громко и длительно). Ребенок повторяет за вами, как гудит легкий и как сильный ветер, соблюдая ту же силу голоса

«Говори быстро»

Цель: развитие темпа речи

Рекомендуемый возраст: 5-6 лет

Описание: Произнести слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

«Осенние листочки»

Цель: формирование  представлений о темпе ("быстро", "умеренно", "медленно").

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение. Красные ("медленно"), желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Листопад, листопад,

Листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом.

Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна,

Значит, осень - не весна.

«Произнеси правильно»

Цель: развитие темпа речи

Рекомендованный возраст: 6 лет.

Описание: Детям предлагается произнести следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА:

«Дождик»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 7-8 лет

Описание:

-Прочитайте текст, меняя в зависимости от содержания силу голоса:
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она!
И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —
Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит! Уже барабанит!

«Гудок паровоза»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 6-7 лет

Описание:

Изобразите голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произнесите очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

«Посчитай»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендуемый возраст: 5-6 лет

Описание: 

-Посчитайте прямым счетом от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:     12345

И обратным от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

«Дни недели»

Цель: развитие силы голоса

Рекомендованный возраст: 6 лет

Описание: 

-Предлагаю Вам назвать  дни  недели  с  постепенным  усилением  и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;

среда, четверг - шепот;

пятница, суббота - голосом средней силы;

воскресенье - громко;

суббота, пятница - голосом средней силы;

четверг, среда - шепот;

вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛОДИКИ:

«Скажи по-другому»

Цель: развитие умения произвольно изменять интонацию высказывания.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Материал: Карточки с изображением сюжетов (звери строят дом, лето и т.п.).

Описание: 

-Замените вопросительные предложения восклицательными.

Звери все построили сами? – Звери все построили сами!

Они дружно работали?         – Они дружно работали!

Дом красивый?                 – Дом красивый!

Произнесите данное предложение с вопросительной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило?

На улице тепло. – На улице тепло?  

Произнесите данное предложение с восклицательной интонацией.

Лето наступило. – Лето наступило!

На улице тепло. – На улице тепло!  

«Назови ласково»

Цель: закрепление  умения передавать мелодику интонации завершенности в экспрессивной речи.

Рекомендованный возраст: 6-7 лет

Описание: 

-Повторите за мной фразу с интонацией завершенности, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые».

У лисы пушистый хвост. – У лисички пушистый хвостик.

Мама пошла в магазин. –Мамочка пошла в магазин.

У цветка красивые листья. – У цветочка красивые листочки.

У девочки красивая сумка. -У девочки красивая сумочка.

«Громко-тихо»

Цель: учить дифференцировать на слух два вида мелодики: с понижением и повышением основного тона голоса.

Рекомендованный возраст: 6 лет

Описание: 

-Прочитайте стихотворение, обратите внимание, как движется голос при произнесении повествовательных и вопросительный предложений.

Почему смеётся лето?

Потому, что много света.
Почему с грибами осень?
Потому, что дождь и просинь.
Почему зима, как злюка?
Потому, что хлещет вьюга.

«Качели»

Цель: Формирование навыки восприятия повышения и понижения основного тона (мелодики), развивать речевой слух.

Рекомендованный возраст: 5 лет

Описание: 

-Представьте, что вы качаетесь на качелях. Качели движутся то вверх, то вниз. -Изобразите движение качелей, поочередно поднимая и опуская прямые руки со словами: “И вверх, (голос повышается), и вниз (голос понижается).

Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и нужно обучать школьников не только в начальной школе, но и в детском саду, развивая речевой слух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы формирования навыка динамического чтения у учащихся младших классов

Приёмы формированиянавыка динамического чтенияу учащихся младших классов...

Формирование навыков выразительного чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овла...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 «А» КЛАССЕ

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. «Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может воздействовать как н...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В 4 «А» КЛАССЕ

Чтение является одним из базовых навыков, развитость которого во многом определяет успешность обучения школьника. «Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может воздействовать как н...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»

Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...