Приёмы целеполагания
презентация к уроку на тему

Яковлева Надежда Павловна


Рассматриваются приёмы формирования умений целеполагания у младших школьников на уроках по ФГОС. Даётся практический материал для использования при организации деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt2.51 МБ
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

/Л.А.Сенека/ Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.

Слайд 2

Приёмы целеполагания ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОВРЕМЕННЫМИ ПРИ Ё МАМИ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И РАССМОТРЕТЬ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ.

Слайд 3

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Слайд 4

Развитие ученика как субъекта деятельности идет по пути “выращивания” у него цели собственной деятельности в такой последовательности: потребность мотив цель

Слайд 6

ГРУППЫ ЦЕЛЕЙ: ЛИЧНОСТНЫЕ (ПРОЯВИТЬ, РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ) ПРЕДМЕТНЫЕ (ИЗУЧИТЬ МАТЕРИАЛ, УСВОИТЬ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ ) КРЕАТИВНЫЕ (СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМ, СХЕМУ, РАССКАЗ) КОГНИТИВНЫЕ (НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОПЫТЫ, РАБОТАТЬ С ПРИБОРАМИ ) ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ, ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН, ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Слайд 7

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Тема в виде вопроса: «Кто такие насекомые?» (план действий)

Слайд 8

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Работа над понятием « Мест о имен ие» Я, ТЫ, ОН, МЫ (анализ значения основ)

Слайд 9

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Подводящий диалог Ведётся беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения

Слайд 10

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Ситуация «Яркого пятна» 12, 56, 78, 219 , 45, 64 - Почему выделено это число?

Слайд 11

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Группировка (признаки деления на группы)

Слайд 12

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Исключение (через зрительное или слуховое восприятие)

Слайд 13

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Домысливание слова "помощники": повторить, изучить, узнать… Продолжите: Играть – играл – играю –… Читать – читал – читаю –…

Слайд 14

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Проблемная ситуация Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным Самостоятельное решение. Коллективная проверка результатов. Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения. Постановка цели урока

Слайд 15

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Проблема предыдущего урока в конце урока даётся задание с «трудностью»

Слайд 16

ПРИ Ё МЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Приём постановки целей урока на основе самооценки «+» — знаю, могу, умею «—» — трудно, сложно «?» — сомневаюсь

Слайд 17

Повышение интереса к познанию Приём «удивления»; Задание с «ловушкой»; Практическая задача; Приём фантастики; Коллизии – проблемные ситуации

Слайд 18

Обязательные условия использования приемов: – учет уровня знаний и опыта детей, – доступность, т.е. разрешимая степень трудности, – толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, – вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность .



Предварительный просмотр:

Слайд 1) Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Приступая к планированию системы уроков по теме или отдельного урока, учитель в первую очередь продумывает цель обучения. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Слайд 2) Давайте, и мы задумаемся о цели нашего занятия. Попрошу Вас заполнить две колонки таблицы, которые находятся на партах. Запишите, пожалуйста, что Вы знаете о приемах активного целеполагания и что бы Вы хотели узнать. Колонку что Вас заинтересовало на занятии я попрошу заполнять в процессе нашей с вами работы. Давайте обсудим, что же у Вас получилось. (обсуждение, записать основные цели на доске). Давайте теперь попробуем сформулировать общую цель нашего занятия.

Слайд 3)

Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Слайд 4)

Вам известно, что развитие ученика как субъекта деятельности идет по пути “выращивания” у него цели собственной деятельности в такой последовательности: потребность → мотив → цель

Слайд 5)

Лестница целеполагания

  • создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
  •  актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
  •  установить тематические рамки учебной деятельности («могу»)

Слайд 6)                          Группы целей

  • ЛИЧНОСТНЫЕ (ПРОЯВИТЬ, РАЗВИТЬ СПОСОБНОСТИ, ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ ОЦЕНКУ)
  • ПРЕДМЕТНЫЕ (ИЗУЧИТЬ МАТЕРИАЛ, УСВОИТЬ ПОНЯТИЯ, ЗАКОНЫ)
  • КРЕАТИВНЫЕ (СОСТАВИТЬ АЛГОРИТМ, СХЕМУ, РАССКАЗ)
  • КОГНИТИВНЫЕ (НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОПЫТЫ, РАБОТАТЬ С ПРИБОРАМИ)
  • ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ (ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ, ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН, ОЦЕНИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ)

Слайд 7)              ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Тема в виде вопроса:

«Кто такие насекомые?»

(план действий)

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.

Слайд 8)                            Работа над понятием

«Местоимение»   Я, ТЫ, ОН, МЫ

(анализ значения основ)

Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

   Слайд 9)     Подводящий диалог     На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока

 Слайд 10)  Яркое пятно

  Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели

Слайд 11)  Группировка

Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаем детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Слайд 12) Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах

Слайд 13) Домысливание

1. Предлагаем тему урока и слова "помощники":

Повторить…..
Изучить….
Узнать…
Проверить…

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени.

Слайд 14)   Проблемная ситуация 

Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:

  • Самостоятельное решение.
  • Коллективная проверка результатов.
  • Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения.
  • Постановка цели урока

Слайд 15)   Проблема предыдущего урока

В конце урока детям предлагается задание, в ходе выполнения которого должны возникнуть трудности из-за недостаточности знаний, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, цель урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

Слайд 16)   Приём постановки целей урока на основе самооценки

Каждый ребёнок получает оценочный лист, на котором перечислены  основные знания и умения по теме урока. Учитель называть их, а обучающиеся оценивают свои возможности по каждому пункту, используя условные знаки:

«+» — знаю, могу, умею

«—» —  трудно, сложно

«?» — сомневаюсь

Затем дети формулируют задачи урока на основании тех пунктов, где у них оказались знаки «—» и «?».

Слайд 17)   Повышение интереса к познанию

  • Привлекательная цель (введение персонажей; игра и др.);
  • Приём «удивления»;
  • Задание с «ловушкой»;
  • Практическая задача;
  • Приём фантастики;
  • Коллизии – проблемные ситуации и др.

Слайд 18)  

Обязательные условия использования приемов:

– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на уроках в начальных классах разнообразных приёмов (этап актуализации, проблематизации и целеполагания).

Использование разнообразных приёмов   на этапе актуализации, проблематизации и целеполагания.        Урок – главная составляющая часть образовательно...

Приёмы активного целеполагания на уроке

Приёмы активного целеполагания на уроке...

Приёмы по формированию действий целеполагания на уроках в начальных классах

Целеполагание является проблемой современного урока. В чём суть проблемы? Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем заним...

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов по формированию действия целеполагания на уроках в начальной школе»

Познакомить с понятием «целеполагание».Познакомить с видами целеполагания.Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.Создать условия для активного взаимодействия ведущег...

Создание проблемных ситуаций и приёмы целеполагания на уроках в начальной школе.

В материале описаны возможные варианты начала урока, создания проблемной ситуации, выхода на тему урока, постановка детьми целей урока. Поможет учителю начальных классов в подготовке к уроку....