ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРВОГО ЭТАПА УРОКА "ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ".
статья (3 класс) по теме

Людмила Владимировна Савосько

приёмы первого этапа урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРИЁМЫ16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы организации первого этапа урока ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. Организация данного этапа требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

При выборе приемов целеполагания необходимо учитывать следующие условия: учет уровня знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить детей отвечать на них.

  Рассмотрим на примерах:

  • Прием «Яркое пятно». Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, картинок, фото, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. Пример: черно-белое фото частей растения (ранее изученных на уроке 6 кл.) среди которых цветное фото цветка.

         

  • Группировка

     Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Например, по признаку «Знаю, не знаю». Пример: 8 кл. изучили дыхательную систему, следующая тема пищеварительная система. Слова: альвеола, носовая полость, кишечник, трахея, пищевод, бронхи, желудок и т.д.

  • Исключение

         Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Например, 7 кл. Изучили класс Пресмыкающиеся, следующая тема класс Птицы. На слайде фото крокодила, черепахи, змей (разные виды) и фото птицы любого вида.  Учитель предлагает прочитать слова или рассмотреть фото и выявить лишнее, обосновав причину.

  • Собери слово

Из предложенных знаков необходимо собрать слова, которое будет являться ключевым для определения темы и цели урока. Пример 6кл тема «Цветок». На слайде цепочка из различных знаков. Учитель просит собрать слово: NYЦ!4SlВWqЕ3@ТvuR9]+О?ZGК  (ЦВЕТОК). Учащиеся исключают ненужные знаки, оставляют буквы русского алфавита, складывают слово.

  • Синквейн (без темы, т.е. названия)

Учащиеся изучают характеристики синквейна и предполагают его название.

Пример: 6 кл. тема «ЦВЕТОК»

  • ?????
  • Привлекательные, разные.
  • Расцветают, пахнут, отцветают.
  • Необходимы для семенного размножения.                                
  • Лепесток.

Схема синквейна:

1строка: ТЕМА (или название) 1существительное

2 строка: два прилагательных

3 строка: три глагола

4 строка: высказывание на тему

5 строка: одно существительное, связанное с темой.

  • Просмотр фрагмента видеоролика, мультфильма и т.д., где содержится значимая информация по теме урока (не более 1 мин). После просмотра учитель выстраивает диалог, в результате которого ученики определяют тему и цель урока.

Пример: 6 кл. тема «Грибы». Учитель демонстрирует видеоролик (возможно без звукового сопровождения). Далее  строится диалог, который подводит к определению темы и цели урока.

 

Данная работа может организовываться в парах, группах. Для этого задания печатаются на карточках. Устно оговаривается время выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Подведение первых итогов работы по ФГОС, описание проблем, возникших перед учителем начальных классов....

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу

Входная диагностика 1 класс таблица к первому этапу...

Приёмы работы на этапе самоопределения к деятельности, в рамках деятельностного подхода.

Эти приёмы помогают детям настроиться на учебную деятельность. Могут использоваться на уроках по любому предмету....

Олимпиада по математике в первом классе. Первый этап.(В классе)

Часто дети в первом классе очень хорошо решают логические задачи, но чтобы понять, кто из детей впоследствии станет учстником олимпиад, я провожу мини-олимпиады в классе. Запущенный "пробный шар" прин...

«Методы и приёмы работы на этапе УОНЗ «Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии» (из опыта работы).

Выступление учителя начальных классов Деменковой Ю.Л. на  педагогическом совете «Современные подходы  к преподаванию в условиях   реализации ФГОС».26.10.2017г.Тема &laq...

Буклет. Методические приёмы на организационном этапе урока

Методические приёмы на организационно этапе урока в виде буклета....

Буклеты "Методические приёмы организации этапов урока"

Методические приёмы организации этапов урока в виде буклетов....