Применение современных образовательных технологий в начальной школе.
статья на тему

Лучинецкая Алевтина Михайловна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

       «Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».           

         В современной школе очень важно использование    современных  образовательных  технологий на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, во время устного счёта, самостоятельной работы.    В основе лежат принципы, приёмы, методы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития.

             Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны  деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения. Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником. Объяснительно-иллюстративный метод уже не годится. Так как самостоятельная деятельность учащихся ограничена, снижена мотивация и замечается некоторая пассивность детей, нет возможности нащупать творческую “жилку” ребёнка.

                Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции, я пришла к выводу, что основные из них – это интеграционные, проектные, информационные,  моделирующие.

             Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Сразу отмечу, что я использую в своей работе не только интеграцию предметных областей, но и методических приёмов. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. В классах учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому учителю важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Самостоятельная работа учащихся над разрешением поставленной проблемы, получение конкретного результата и его публичное представление – это уже характер проектной деятельности.  Считаю, что разработка   проектов – это путь к саморазвитию творческой личности через осознание собственных потребностей и реализацию в практической деятельности. Смею заметить, что в процессе творческой работы дети получают глубокое удовлетворение от сделанного, если работа ведётся по определённому плану, намечена последовательность различных этапов работы, ощущается видимый результат. Думаю, что при таком подходе определяется социальная позиция ребёнка, выясняется его эстетический вкус, развивается творческая активность. А, если проекты, разработанные учащимися, выполняются с целью улучшения или усовершенствования быта и жизнедеятельности людей – это дорогого стоит.

             В поле моей педагогической деятельности и профессиональных интересов – инновационная работа в школе, а именно: применение информационных технологий. Компьютер – один из моих помощников на уроке. И не всегда можно купить методическое пособие к той или иной теме по причине финансирования или необходимых комплектов просто нет в продаже. В таких случаях компьютер – просто находка для подготовки к урокам. Я полагаю, что применение информационных технологий позволяет мне реализовать одну из ключевых образовательных компетенций – информационную. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. То есть при помощи реализации объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Кроме того, я убедилась, что намного облегчается работа, а это ведёт к экономии времени. Кроме того, прослеживается заинтересованность учащихся при работе с компьютером. В рамках дистанционного обучения есть возможность получить домашние задания наиболее успешным или слабоуспевающим учащимся. А также дети получают тестовые задания для подготовки, например, к олимпиадам.

Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые: квест-технологии, ролевые ситуации, соревновательные элементы), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Замечу, что очень важны уроки-конференции, когда предлагаются вниманию одноклассников самостоятельно подготовленные доклады детей. Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу.  

            Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.  

           Как известно, именно в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную. Такая перемена нелегко переносится многими учащимися, которым так не хватает игровой практики. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, при этом обучение делается неформализованным и интересным. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствует развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Очевидна  необходимость применения цифровых    технологий в школьном образовании. Современные дети подчас оказываются  более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники, телефонной связи и возможностях сети Интернет.  

            Формы использования ЦОР   различны. Это работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. В рамках урока открывается перспектива использования разнообразных методов и приёмов, активизирующих  мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и аудиально: большое количество иллюстраций, художественные и «наложенные на изображение» музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения учебного материала, подающегося наглядно, динамично, зрелищно. Энциклопедичность содержания (используемого как учителем, так и обучающимся), развивающего эрудицию пользователя в различных предметных областях. Включение компьютера в процесс урока позволяет усилить индивидуализацию учебного процесса. Например, при фронтальном опросе, когда весь класс работает с сигнальными карточками, показывая безударные гласные в корне слова, к компьютерам приглашаются ученики, допускающие значительное количество ошибок на данную орфограмму. Задание, внесённое для них в компьютер учителем, аналогичное, но уровень сложности ниже, возможна опора на использование размещённых там же схем, карточек-помощников. Создаётся особая обстановка, позволяющая ученику пережить ситуацию успеха в достижении учебных целей: перед машиной ребёнок не боится допустить ошибку, не боится быть неправильно понятым.

           Система работы по использованию ЦОР  позволяет ориентировать детей на саморазвитие, умение добывать нужные им знания, применять их в жизненных ситуациях.  

             Считаю, что применение ЦОР влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность индивидуальной мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. С появлением компьютера в ежедневной практике обучения младших школьников всё многообразие школьной жизни не может и не должно быть загнано в виртуальное пространство. Компьютер – только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально. Наши дети получают с каждым днём всё больший объём информации через компьютер. Поэтому очень важно, чтобы они умели организовывать и анализировать эту информацию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

       Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

применение современных образовательных технологий в начальной школе

Применение Современных образовательных технологий...

статья "Применение современных образовательных технологий в начальной школе"

При введении ФГОС нового поколения появилась необходимость в изменении форм и методов работы в начальной школе. Самым острым вопросом стал вопрос применения современныз образовательных технологий. Име...

Статья "Применение современных образовательных технологий в начальной школе"

В данной работе раскрыто сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока приведены конкретные примеры...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...