Применение современных образовательных технологий в начальной школе
статья на тему

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_obrazovatelnye_tekhnologii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий

в начальной школе.

   Концепция  модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

   Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

   Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

   Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как:(Перечень педагогических технологий, применяемых мною)

  1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
  • Педагогика сотрудничества
  • Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
  1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
  • Игровые технологии
  • Проблемное обучение
  • Проектно-исследовательская  технология
  1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
  • Технология уровневой дифференциации обучения
  • Групповые технологии
  • Информационно-компьютерные технологии
  1. Технология развивающего обучения:
  • Система развивающего обучения Л. В. Занкова
  • Общие основы технологий развивающего обучения
  1. Здоровьесберегающая технология

   В сценарий  урока  могут включаться элементы различных современных образовательных технологий: (Таблица № 1)

Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.

   Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает  положительную динамику в  обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.

   В моей практике уже сформировались основные направления применения  ИКТ:

  • подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
  • создание собственного классного блога и персонального сайта для общения с коллегами, родителями и учащимися;
  • ведение электронного  журнала, документации учителя и классного руководителя;
  • «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и  коммуникативных достижениях;
  • участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
  • электронная почта;
  • изучение основ информатики и вычислительной техники;
  • составление отчётов, графиков, диаграмм;
  • тестирование по предметам, проверка техники чтения;
  • поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной  и воспитательной работы;
  • проведение родительских собраний и лекториев;
  • воспитательные события и социальные проекты;
  • музейные уроки,  виртуальные путешествия, посещения музеев;
  • тренажёры по предметам, тестирования;
  • развивающие игры по предметам;

Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.

   Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.

   Помогает мне и опыт коллег, который я изучаю во время  курсовой переподготовки, посещая уроки в других школах по разным программам, общаясь с коллегами на форумах и чатах Интернета. Своим  кумиромсчитаю педагога с большой буквы Шалву Александровича Амонашвили с его гуманно-личностной педагогикой.

   Считаю, что процесс обучения должен строиться с применением современных образовательных технологий и сочетаться с процессом воспитания, ведь безнравственная бездуховная личность, вооружённая знаниями, может оказаться опасной для общества.

   В моей педагогической деятельности применение современных образовательных технологий и методов педагогической диагностики подняло учащихся на более качественную ступень формирования  индивидуальной личности, об этом свидетельствуют результаты:

  •  административных контрольных работ;
  • областного мониторинга – выше средних показателей района и области;
  • стабильно высокое качество знаний по предметам (89 – 93%), 100% уровень обученности учащихся в классе;
  • преобладание учебно-познавательных мотивов;
  • систематическое участие и победы в конкурсах и олимпиадах всех уровней;
  • участие и победы в научно-практических конференциях и социальных проектах

В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что  все современные технологии, а  компьютерная, в особенности, может стать в образовании и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении информационно-коммуникативной технологии существенно повышается эффективность обучения, культура урока, формируются интерес к предмету, а, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов.

Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов. 
  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.
  3. Педагогические Интернет-ресурсы.
  4. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».
  5. Программа «Перспективная начальная школа». Москва, Академкнига/Учебник, 2007 год.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  7. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

       Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

применение современных образовательных технологий в начальной школе

Применение Современных образовательных технологий...

статья "Применение современных образовательных технологий в начальной школе"

При введении ФГОС нового поколения появилась необходимость в изменении форм и методов работы в начальной школе. Самым острым вопросом стал вопрос применения современныз образовательных технологий. Име...

Статья "Применение современных образовательных технологий в начальной школе"

В данной работе раскрыто сочетание элементов современных образовательных технологий в структуре урока приведены конкретные примеры...

Применение современных педагогических технологий в начальной школе. Технология проектов.

Отличительная черта любой  проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы, всем важно донести что-то свое или...