«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе»
учебно-методический материал
Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть те компетенции, которые определяют современное качество содержания образования».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.77 КБ | |
| 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
«Повышение эффективности уроков через применение и использование современных образовательных технологий в начальной школе»
Современная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть те компетенции, которые определяют современное качество содержания образования».
От меня, как учитель, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, но еще и развивать познавательные и творческие возможности учеников. Следовательно, я должна изменить атмосферу занятий, содержание и методику преподавания. Конкретно в методике, изменить ту часть, которая отвечает за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка.
Обобщив вышесказанное, поставила цель свое работы: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задачи:
- добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком.
- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить
- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах
- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка.
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.
Моя задача - не преподносить готовые знания ученику, организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используются мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке: удивление, затруднение. Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления, внимания использую разноуровневые задания на ПК. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
- Технология проблемного обучения
Существует 2 типа проблемных ситуаций:
• Проблемная ситуация с удивлением;
• Проблемная ситуация с затруднением.
Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей.
1) 2 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова»
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
-Мяч будет,- сказал товарищам Дима.
-Коля принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол.
-Почему так получилось?
-Как правильно записать это слово?
С м…чом.
-Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
2) Введение математических понятий представляет также много возможностей для организации проблемных ситуаций в классе.
Математика, 2 класс.
Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какова же будет тема нашего урока?
Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
- Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос?
2. Исследовательская работа.
Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.
Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.
3. Здоровьесберегающие технологии.
В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы, проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
Математика
Решите задачу.
Лиза на празднике съела 6 шоколадок, а Вера на 2 меньше. Сколько пирожных съели обе девочки?
( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)
– Можно съедать так много шоколадок? Почему?
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Литературное чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
4. Игровые технологии
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок – это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
Многие уроки провожу с использованием компьютерных презентаций, Применяю на уроке компьютерные тесты и диагностические комплексы, что позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Учительская династия… Строго и благородно звучат эти слова. Они подчеркивают талант и образованность людей, избравших своей профессией обучение и воспитание подрастающего поколения.
Я горжусь тем, что являюсь продолжателем учительской династии, продолжением дела моих предков, дела, которому они посвятили всю свою жизнь. Они преподавали разные предметы, но их объединяли профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. Из поколения в поколение члены моей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии.
Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймет:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести Ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.
Бессмертными идеями очерчен
Пусть будет труд Ваш честен до конца!
И Вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца!
И пронесут они как эстафету,
Как память об учителе своём
Стремленье краше сделать землю эту,
Планету, на которой мы живём!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный учитель развивает познавательные и творческие возможности учеников
Современный учитель изменить атмосферу занятий, учебное содержание и методику преподавания Современные ученики должны открывать знания самостоятельно
Повышение педагогического мастерства учителя, путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания, является одной из главных задач образования.
Цель современного учителя развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Задача современного учителя - добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком. - развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить - сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах - развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребенка.
Личностно-ориентированный подход здоровьесберегающий подход компетентностно – ориентированное обучение игровые технологии развивающее обученияе
Технология проблемного обучения
Использую разноуровневые задания Создаю проблемную ситуацию на уроке: удивление, затруднение .
2 класс. Тема : «Безударные гласные в корне слова» « Дима написал своему другу Коле записку : «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем» . Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. -Мяч будет,- сказал товарищам Дима. -Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол. -Почему так получилось? -Как правильно записать это слово? С м…чом. -Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
Математика, 2 класс . Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.) Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. (Обучающиеся испытывают затруднение.) Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.) -Какова же будет тема нашего урока? Урок математики во 2 классе по теме «Метр» - Какие единицы измерения длины вы знаете? (сантиметр, дециметр) Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения. -Что вас удивило? - Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно) -Какой возникает вопрос?
Математика Решите задачу. Лиза на празднике съела 6 шоколадок, а Вера на 2 меньше. Сколько шоколадок съели обе девочки? ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать так много шоколадок? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться ) Литературное чтение .« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить. Если вода прозрачная, красивая, она чистая? Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
.
новые педагогические технологии Качественные результаты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий в начальной школе.
Педагогические технологии вначальной школе....
Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе»
В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта...

Использование современных образовательных технологий в начальной школе
Использование современных бразовательных технологий в начальной школе ( конспекты уроков и внеклассных мероприятий)....
«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.
«Достоинство преподавания каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...

Использование современных образовательных технологий в начальной школе для повышения качества образования
По данной теме на заседании ШМО учителей начальных классов были рассмотрены основные педагогические образовательные технологии, их признаки и классификация, использование в урочной и во внеурочной дея...

Использование современных образовательных технологий в начальной школе, как средство повышения работы учителя
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегод...
