Статья "Технология личностно-ориентированного обучения"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В работе изложены основные положения личностно - ориентированного подхода в обучении.Описаны методические основы построения личностно-ориентированного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_lichnostno_orientirovannyy_urok.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология личностно-ориентированного обучения
Пудовкина Жанна Викторовна, учитель начальных классов
Разделы: Общепедагогические технологии
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В.П.Сериков, И.С.Якиманская).
По мнению И.С.Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно — ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход-ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход-выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход-распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Проведенный анализ различных подходов к пониманию личностно-ориентированного обучения позволил нам занять собственную научную позицию и под личностно- ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора
В нашем понимании модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия « учитель — ученик» От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика-от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог - учитель - ученик.
2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура - ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно - поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения «учитель - ученик». Субъектно - субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.
В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л.С.Выготского, базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы учителя.
Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями. Образовательная модель должна строится на следующих принципах.
1.Целью обучения должно быть развитие личности. Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения. Учитель, прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
2.Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания. Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях. В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться. В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний. В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.
3.Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
4.Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, русского языка как школьного предмета).
5.Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения. Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.
6.Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки - задания, дидактические тесты.
Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием школьника.
Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение в первом классе - обучение на опережение
Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...
Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...
Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).
Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»
Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...