Главные вкладки

    Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках математики
    статья на тему

    Никитина  Елена  Викторовна

    В  статье  рассматирваются   способы   формирования коммуникативных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках математики

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Специальная (коррекционная) школа-интернат №3» города Магнитогорска

    Статья

    Из опыта работы

    «Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников с ОВЗ на уроках математики»

    Подготовила:

    Учитель начальных классов МОУ С(К)ОШИ №3

     Никитина Елена Викторовна

    Сегодня возрастает потребность социума в людях коммуникабельных,  с хорошо развитой грамотной речью, умеющих организовать сотрудничество в любой сфере деятельности.  Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности: непрерывно идет запрос, передача и хранение самой разной информации.  Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебной деятельности  является  актуальной социальной, педагогической и практической проблемой  в работе учителя начальных классов.  Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС НОО) требует от педагогов таких  подходов в обучении детей, которые будут способствовать формированию необходимых  умений, соответствующих запросам современного общества.  

    В образовательном процессе  компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения, и проявляемых, как способность и готовность личности к самостоятельным выборочным и проектировочным действиям при решении различных поведенческих и действенно-практических задач.

    Коммуникативная компетентность одна из важнейших характеристик личности, отражающая достижения человека в сфере отношений с другими людьми,   позволяющая  адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

    Младший школьный возраст является наиболее оптимальным периодом для  активного обучения социальному поведению, искусству общения с окружающими, для усвоения речевых умений, способов  коммуникативного поведения  в различных ситуациях. В практике начальной школы работе по формированию  этих умений чаще всего уделяется внимание на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, где есть возможность активизировать устную речь школьников. И гораздо в меньшей степени используются возможности уроков математики, где акцент делается на развитии познавательной деятельности.

    Меня заинтересовала данная проблема. В уроках математики заложен огромный потенциал для формирования предметных коммуникативных компетенций. Дети выполняют следующие действия:

    - обсуждают решение примеров, задач;

    - аргументируют способы решения, способы действий;

    - формулируют математические выводы;

    - используют  математический  язык, математическую символику;

    - определяют цель, комментируют  способы действия  при выполнении математического задания;

    - ставят вопросы по теме, вопросы  к задаче;

    - объясняют задание товарищу;

    - составляют памятки, алгоритмы решения примеров, задач;

    -  делают письменные записи примеров, условий задачи;

    - работают с информацией данной в таблице,   читают таблицы, графики;

    - устно рецензируют ответы, проверяют решение задач и примеров и т.д.

    В перечисленных  коммуникативных действиях можно выделитьтри направления, которые тесно переплетаются друг с другом –  коммуникациякак взаимодействие, коммуникация как сотрудничество и коммуникация как условие интериоризации. Сформированные по трем направлениям действия являются показателями развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий  в начальной школе.

    Формирование коммуникативных компетенций осуществляется в процессе осознанной деятельности.  Речь идет  о способности на практике реализовать свою компетентность: устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них,  умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения и т.д. Успешность и интенсивность  становления  коммуникативных компетенций зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

    В работе с младшими школьниками  с ОВЗ необходимы особые подходы, учитывающие их возможности и образовательные потребности. Для себя я сформулировала их следующим образом:

    1) Организовать учебное сотрудничество и взаимодействие помогает включение детей в рациональные виды деятельности. Для младших школьников с ОВЗ такой деятельностью может стать игра, которая не теряет своего значения в начальной школе и продолжает выступать в роли активного  метода обучения.В игре можно с успехом отрабатывать коммуникативные действия и навыки социального поведения.

    2) Игровая форма занятий создается мною на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности на любом этапе урока: актуализации знаний; изучении нового материала; закреплении полученных знаний и умений; контроле знаний.

    3)  В зависимости от форм организации учащихся  можно с успехом использоватьразличные типы игровых заданий и приемов: индивидуальные, групповые и фронтальные.

    а) Индивидуальное задание выполняется письменно. Условия и инструкция выдается каждому ученику.  Далее ребенок работает самостоятельно в комфортном для себя режиме. После выполнения задания осуществляется проверка, в ходе которой я пишу свои письменные комментарии по решению.  При необходимости даю рекомендацию:  задание доработать или переделать.  Если необходимо, то решение переделывается и дорабатывается учеником.

    При такой работе развиваются навыки работы с различными источниками информации, формируется умения передавать и воспринимать письменную информацию. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.

    Например:

    Задание  «Прочитай пожелание морского льва»

    Цель: закрепление приемов сложения и вычитания в пределах 100.

    Материал: карточка – морской лев подбрасывает шарики в воздух, образовав из них 4 «букета». Каждый шарик зашифрован буквой.

    Инструкция для учащегося: «Прочитай пожелание морского льва. Для этого реши примеры. Расположи буквы по порядку решения примеров».

    В задании отрабатываются следующие коммуникативные действия: понимание многоступенчатой письменной инструкции; постановка цели, выбор способов действия  при выполнении математического задания; формулировка ответа.

    б) Групповые формы заданий (для работы в паре, в малой группе).

     Один из возможных приемов – отработка нового материала в малых группах (например, решение нового типа задачи). Каждая группа получает задание. Участникам необходимо выбрать известные данные, оформить запись, найти рациональный способ решения, найти ответ и сделать отчет о выполнении. Решения сдаются  устно.  После того, как задание готово, назначаю ученика, который будет представлять группу.  

    В такой коллективной работе отрабатываются следующие способности: отбирать нужную для передачи информацию,  воспринимать ее, выделять главное и необходимое, владеть  способами совместной деятельности в группе.

    в) Фронтальные

    Фронтальные игровые задания можно использовать, например,  для закрепления навыков устного счета. Это могут быть, например:  «Математическая эстафета», «Самый умный», «Команда внимательных», «Математический бой» и т.п.  

    Также в ходе фронтальной работы хорошо отрабатывать навыки постановки вопросов. Для этого можно использовать игровой прием  «Незнайка задает вопросы» – придумать как можно больше вопросов по заданной теме. В процессе такой работы вырабатываются такие коммуникативные умения задавать вопросы, корректно вести учебный диалог. Учащийся может выступать в позициях слушателя, оппонента, ученика. Стараюсь акцентировать внимание детей на интересных вопросах. А если вопросов от учащихся не последовало, то  сама задаю вопросы и  стимулирую учащихся к обобщению полученного результата.

    Игровую деятельность  я использую  как на отдельных этапах уроках (повторение, закрепление, работа по теме и т.д.), так и в ходе всего урока («Урок-путешествие», «Математические уроки-сказки» и др.).

    На уроках, полностью построенных на игровых технологиях, решается целый  ряд задач:  значительно обогащается словарный запас, развивается связная речь, активизируется внимание, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия и коммуникативные способности, воспитываются нравственные качества.  

    Также  игровое творческое задание может быть использовано вместо традиционного домашнего задания. Необходимо создать сказку (в прозаической или  стихотворной форме), которая будет служить иллюстрацией некоторого математического правила.         Конечно, для младших школьников с ОЗВ, творческое задание бывает очень сложно выполнить самостоятельно, поэтому я привлекаю к этому родителей учащихся.

    3) Необходимо помнить, что игровой характер материала по математике должен иметь определенную меру.  Нельзя допускать того, чтобы ученики во всем видели только игру.  Детям с ОВЗ  с трудом переключаются на решение умственной задачи,  они начинают во всем видеть только игру. Математическая сторона содержания игры должна быть на первом плане. Превышение этой меры может привести к тому, что дети будут во всем видеть только игру.

    4) Рассказывать правила игры, а также давать инструкции детям следует четко и просто. В силу особенностей восприятия и недостаточного объема оперативной памяти, дети с трудом воспринимают многоступенчатые инструкции, сложные в грамматическом отношении предложения и т.д. Формулировки должны быть, с одной стороны,  доступными  для понимания младшими школьниками с ОВЗ (математическая и логическая сторона игры), а с другой стороны, сохранять научность (точное употребление терминов, логическая последовательность и обоснованность).  Речь педагога должна быт эталоном коммуникативной культуры.

    5) В процессе игры должно быть выполнено определенное законченное действие, решено конкретное задание. Игру не следует обрывать незавершенной. По мере выполнения  игрового задания учителю необходимо осуществлять внешний контроль. У детей с ОВЗ недостаточно развита произвольность и волевая регуляция действий, поэтому необходимо приучать их четко следовать  плану  и достигать цели.

    6) Каждому ребенку с ОВЗ очень важно эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики. На начальных этапах пары и группы лучше формировать учителю в зависимости от поставленных целей.  В группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной задачи.  

    7) Особое внимание следует уделить  контролю результатов игрового задания со стороны педагога. Учет результатов должен быть открытым,  обоснованным, а также дифференцированным (с учетом возможностей каждого ребенка).  Важно увидеть даже небольшие достижения, чтобы стимулировать учащихся к дальнейшей работе. Дети с ОВЗ очень остро реагируют на неудачи, могут проявиться негативные реакции на несправедливость и т.п.

    8) Всегда следует корректировать коммуникативную деятельность учащихся с ОВЗ в процессе игры, призывать к доброжелательному диалогу, умению выслушать, а главное, услышать друг друга.

    Использование  на уроках математикиигровой деятельности ставит учащихся в принципиально новые условия, когда им приходиться активно включаться в процесс общения. Мне удалось добиться  хороших результатов и положительной динамики в формировании коммуникативных компетенций. В ходе естественного  наблюдения  на уроках математики  я отметила    следующие позитивные изменения:

    - у учеников сформировалось представление о математике, как предмете, где каждому предоставляется возможность выразиться:  задать вопрос, возразить, оценить и т.д.;

    -  дети  стали активно прислушиваться к мнению других ребят, высказывать свое собственное мнение и аргументировать его, адекватно оценивать себя и своих товарищей;

    -  у ребятпроявляется математическое мышление, они научились в достаточной мере использовать математический язык, строить понятные высказывания, рассуждать, делать логические выводы и умозаключения.

    Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что организация учебного сотрудничества и взаимодействия в процессе игровой деятельности позволяет оптимизировать проведение уроков математики, сделать их более продуктивными, запоминающимися для учащихся, а главное –  способствовать развитию  коммуникативные компетенций младших школьников.

    Список использованной литературы:

    1. Александрова, Э.И. Психолого-педагогические основы построения современного курса математики. / Э.И. Александрова. // Начальная школа. – 2013. - №1. – с.56-58.
    2. Арефьева,  О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.  / О.М. Арефьева. / Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №2. – с.3-6.
    3. Бунеев, Р.Н. Изучение школьных предметов и ФГОС. / Р.Н. Бунеев. // Начальная школа. Плюс до и после. – 2014. - №4. – с. 13-14.
    4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. / А.Г. Асмолов.  – М.: Просвещение, 2010.
    5. Козлова, С.А. Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них / С.А. Козлова. // Начальная школа.Плюс до и после. – 2013. - №10. – с. 3-9.
    6. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высших пед.учеб. заведений  / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 280с.
    7. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС : метод.пос./ Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014.
    9. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной системы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64.
    10. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 1993. – 268 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

    Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

    Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

    Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

    Статья "Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников"

    Современная жизнь устроена таким образом, что человеку постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Поэтому необходимо научить младших школьников общаться и взаимодействовать с разными л...

    Обобщение опыта работы по теме "Формирование коммуникативных компетенций у младших школьников в группе продленного дня"

    Данный материал представляет собой самообобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у первоклассников в условиях пребывания в группе продленного дня. Предлагаемые формы групповой раб...

    Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.

    Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников.Цель: Поделиться своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.Актуальность: На мой взгляд, позитивное со...