Работа с детьми с ТНР в малой группе (из опыта работы)
статья (1 класс) на тему

Ильина О.С.

Учитель  начальных классов

ГБОУ школа № 217 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

 

Работа с детьми с ТНР в малой группе (из опыта работы)

 

      Мой опыт работы учителем-логопедом более 4 лет.  С 01.2017 г. пришла в среднею школу   речевой 1 класс. В речевом  классе дети с разными речевыми проблемами: заикающихся детей, с дизартрией, то есть с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи), у детей есть  еще сопутствующие диагнозы. Так вот, при планировании коррекционной работе в данных группах с этими проблемами, мне надо было учитывать все рекомендации специалистов и не забывать о том, что главная моя задача – это  развитие коммуникативных умений у младших школьников и высокая познавательная  и учебная мотивация.

          Работа в малых группах - это одна из самых популярных способов, так как она дает  

     всем ученикам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе,  

     практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение

     активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все

     это часто бывает невозможно сделать с целым классом. Кроме того, работу в малой

     группе можно использовать на любом уроке.

          На первом этапе работы группы малочисленные и  детям  даю больше времени, чтобы  

      решить проблему.

          У моих  учащихся никогда не было опыта работы в малых группах, и поэтому я   

     организовываю сначала пары - группы из двух учащихся. Уделяю особое внимание   

     учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда

     учащиеся научатся работать в такой маленькой группе, перейдем к работе в группе,

     которая состоит из трех учащихся. Как только я увижу, что эта группа способна

    функционировать самостоятельно, постепенно добавляйте новых учащихся.  В итоге к     

     концу года достигнут:

    - Все учащиеся будут участвовать в процессе;

    - Будут правильно все учащиеся высказать свое;

    - Совместная работа.

    - Воспитают уверенность в себе.

    - Воспитают чувства ответственности.

    - Научатся обмениваться  знаниями, мнениями и опытом.

    - Более полно осмыслят проблемы и пути их решения.

    - Научатся разрабатывать планы  действий.

    В работу в группах я  планирую включать в коррекционно - развивающие занятия дыхательную гимнастику на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении, которая помогает помимо оздоровления, ещё и решению многих   проблем детей,  ежедневный самомассаж, упражнения на мелкую моторику. Эти моменты будут способствовать эмоциональному комфорту в совместной работе.

     С первых дней я начинаю учить детей технике выполнения  точечного самомассаж рук, дыхательной гимнастики и игры на дыхания. Эти упражнения дают прекрасные результаты. Но при этом нужно очень большое терпение, потому что скорых результатов с помощью дыхательной гимнастики не бывает.

    Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет назначения невролога, развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

    Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей заключается в следующем:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох должен быть длительным и плавным;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Непосредственно, саму дыхательную гимнастику Стрельниковой, начинаем осваивать с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага.

«Ладошки» (упражнение для разминки)

Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.

При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.

Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 32 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 8 раз по 4 вдоха.

«Погончики»

Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.

Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

«Насос»

Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.

Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).

Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями

«Ладошки» и «Погончики».

Весь базовый комплекс состоит из 14 упражнений («Кошка», «Обними плечи», «Ушки», «Повороты головой», «Маятник» и т.д.).

       Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело,  между делом развивают мелкую моторику рук и с пользой для здоровья. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Самомассаж для детей от 7 лет уже должен быть более точечным и правильным, таким образом, дети будет приучаться следить за мелкими движениями своих рук.

Самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней для младших школьников с ТНР.

    Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие детей.

«Растирание ладоней» — трем правую руку о левую, пока не почувствуется тепло. Этот самомассаж ладоней и пальцев рук для детей является подготовительным этапом, нужно чтобы ребенок почувствовал тепло.

«Браслетик» — растирание запястья одной руки другой.

Самомассаж кистей рук для детей продолжается работой с каждым пальчиком отдельно, что активирует работу головного мозга.

«Снятие перчатки» — указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.

Со стопами делаем то же самое: растираем, поглаживаем, массируем каждый пальчик, стучим кулачком по пяточке (предложить это упражнение делать дома).

Перед занятиями для концентрации внимания предложите детям помассировать «точку ума» — указательным пальцем массировать между бровей над носом (9 раз — в одну сторону, 9 — в другую).

    А по окончании какого-либо занятия предложите указательным пальцем помассировать кончик носа «точку веселья» (9 раз в одну сторону, 9 в другую).

     О результатах говорить еще рано, так как сейчас работаю с первым классом и мы в этом направлении делаем только первые шаги.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_s_tnr_v_maloy_gruppe_iz_opyta_raboty.doc0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.

В  наше время одной из самых распространенных проблем, связанных со здоровьем детей младшего школьного возраста, является нарушение осанки. В представленном материале рассматривается опыт р...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Опыт работы с детьми ЗПР....

Из опыта работы с детьми - иностранцами

Методические приемы, используемые при работе с детьми....

Из опыта работы с детьми ОВЗ

Из опыта работы с детьми ОВЗ...

Из опыта работы с детьми с ОВЗ

Каждый учитель начальных классов встречается   с детьми, кому нужен особый подход в обучении. Из опыта моей работы с детьми с ОВЗ....

Практические методы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) из опыта работы учителя – логопеда Асеевой И.И.

В последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. Учителям все чаще приходиться сталкиваться с проблемой разрозненности состава класса. В одном классе учатся дети...

Работа с одаренными детьми в начальной школе /по материал из опыта работы/

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.Главная цель сейч...