Оценивание по ФГОС
учебно-методический материал на тему

Балаганская Ольга Николаевна

Система оценивания в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_po_fgos.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Главная  задача учителей нач. классов - создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение учащимися системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.

Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает их в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования. реализация системы оценивания – самый сложный и неоднозначный компонент стандарта

Традиционная «пятибалльная» система:

  • не даёт полноценной возможности для формирования у школьников оценочной самостоятельности.
  • затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно   оценить реальные достижения каждого конкретного ребёнка;
  • является малоинформативной ;
  • часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается  орудием манипуляции и психологического давления.

Необходима новая система оценивания, которая:

  • не имеет травмирующего характера;  
  • сохраняет интерес к обучению;
  • снижает  психологический дискомфорт, тревожность;
  • создает возможность для формирования у школьников оценочной самостоятельности;

Новая система оценивания должна:

должна быть организована так, чтобы с ее помощью можно было:

 -устанавливать, что знают и понимают учащиеся;

- давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

 -отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

 -обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

 -отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Как устроена система оценки образовательных достижений?  

Технология оценивания образовательных достижений.  

представляет собой семь правил, определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.

Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС

Правило  1. Что оцениваем?
Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.

Правило  2. Кто оценивает?

Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Правило  3. Сколько ставить отметок?
По числу решённых задач

Правило  4. Где накапливать оценки и отметки?
В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)

Правило  5. Когда ставить оценки?
Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.

Правило 6. По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности:
1) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации);
2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний);
3) максимальный уровень (НЕобязательный) -  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).

Правило  7. Как определять итоговые оценки/отметки?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Оценивание разделяют на :

Фомирующее оценивание

Итоговое оценивание

 Фомирующее (применяется для получения  данных о текущем состоянии. В центре внимания то, как ученики применяют знания. Помогает ученикам понять, как можно улучшить свой результат, развивает способность самооценке и взаимооценке)

для определения шагов направлении улучшения)

Итоговое оценивание (применяется для количества изученного материала за пройденный материал).

Техники и приемы организации контрольно-оценочной деятельности в начальных классах.

Приёмы самооценки:

В своей практике использую рисунки, символы, таблицы, словесные приёмы оценивания.

1. Инструментом для оценивания  в 1 классе использую  шкалу Цукерман. С ее помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и т.д.). Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, непосредственно рядом с работой.

 (показать в тетради).

Уровни : высокий, средний, ниже среднего, выше среднего.

2. Наряду с оценочной шкалой использую   трехцветный индикатор.

 (красный  кружок)«Знаю, умею»

(  жёлтый)) «Сомневаюсь, не уверен  

(зелёный)«Я не знаю, прошу помощи».

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

что нужно оценивать,

как оценивать,

зачем оценивать,

какие формы оценок существуют.

Алгоритм самооценки:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Рассмотрим на конкретном учебном задании. Она строится в соответствии с универсальным алгоритмом.

Детям предложено написать строчную букву я в соответствии с образцом.

  1. Первым шагом алгоритма является определение цели работы.

Для детей данный шаг формулируется в форме вопроса: Какое было задание?

На данном этапе дети учатся вспоминать цель работы. Учащиеся могут оценивать себя только в том случае, если они достаточно чётко представляют цели, которых необходимо достичь в ходе обучения.

  1. Второй шаг – разработка критериев.

Задаем вопрос: Что нужно сделать чтобы выполнить задание?

Дети предлагают возможные варианты.

Фиксируем варианты ответов на доске:

наклон, высота буквы, ширина буквы,аккуратность

Ответы детей и представляют собой ничто иное, как критерии оценивания. А критерий - это признак, который позволяет оценить соответствие работы предъявленным требованиям. Критерии должны быть четкими, однозначными.

  1. Следующий шаг – оценочная деятельность по инструментарию . Как оценим работу?

Это могут быть Знаковая символика, Оценочная лесенка, Светофор. В нашем случае – это волшебная линеечка. Чертятся четыре шкалы на доске и в ученических тетрадях. Над каждой шкалой ставится первая буква обозначенного критерия (В – высота, Ш – ширина, А - аккуратность, Н - наклон) и наносятся деления, соответствующие уровню выполненного задания (не выполнил, выполнил с ошибками, выполнил): на доске. Идет оценочная деятельность по инструментарию.

  1. Заключительный шаг алгоритма – рефлексия оценочной деятельности.

Удалось ли выполнить задание?

Учитель предлагает посмотреть на какой части школы расположился крестик каждого ученика. Дети делают выводы по своей оценочной шкале. Идет определение границ своего «знания и незнания».

Что нужно сделать, чтобы количество ошибок уменьшилось и ваши крестики оказались на вершине?

Одновременно с самооцениванием обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче увидеть недостатки в чужой работе, чем в своей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценивание и ФГОС

Данная презентация содержит материал, который позволяет  познакомиться учителю с системой оценивания, с формами оцен...

Урок математики 3 класс c использованием методик формирующего оценивания по ФГОС

Урок математики в 3 классе по теме "Деление суммы на число" с использованием методик формирующего оценивания...

Система оценивания по ФГОС.

С внедрением ФГОС в систему образования изменилась и система оценивания. Стали оцениваться не только знания, умения и навыки, приобретаемые в процессе обучения, но и личностные качества обучаемых....

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОГЛАСНО ФГОС

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и...

Нормы оценивания по ФГОС

Нормы оценивания по ФГОС...

Система оценивания по ФГОС

Новый подход в системе оценивания в начальной школе по ФГОС...

Выступление на МО учителей начальных классов "Система оценивания по ФГОС"

В соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание об...