Система работы учителя начальных классов по развитию одаренности младших школьников
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Найденко Алла Дмитриевна

Из опыта работы учителя начальных классов.Представленный материал является обобщением системы методов и приемов по развитию одаренности младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_opyta.ppt2.99 МБ
Файл opisanie_k_prezentatsii.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система сопровождения одаренности младших школьников в условиях начального общего образования Найденко Алла Дмитриевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Ейска

Слайд 2

Актуальность работы Возникла необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности

Слайд 3

Младший школьный возраст-период впитывания, накопления знаний, период усвоения знаний по преимуществу Цель моего опыта : является формирование и апробирование системы работы по эффективному развитию одаренности детей младшего школьного возраста

Слайд 4

Виды одаренности в практической деятельности в познавательной деятельности в художественно-эстетической деятельности в коммуникативной деятельности в духовно-ценностной деятельности

Слайд 5

Система работы по развитию одаренности в учебной деятельности

Слайд 7

Игровые и здоровьесберегающие технологии

Слайд 8

Личностно-ориентированная, дифференцированная технология обучения

Слайд 9

Технология коллективного способа обучения

Слайд 10

Парная и групповая работа на уроках

Слайд 11

Урок исследование в начальной школе 1.Мотивация(создание проблемной ситуации) 2.Исследование 3.Обмен информацией 4.Организация информации 5.Подведение итогов

Слайд 13

Технология критического мышления Кластеры(грозди), разбиение на смысловые единицы Инсерт(маркировка значками), при чтении делать пометки Верите ли вы (обсуждение в группах, ставят пометки + или – Чтение с остановками Работа в пара x сменного состава Синквейн

Слайд 14

Кластер(при изучении теоретического материала) Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди» Составьте кластер правила правописания разделительного мягкого знака(2 класс)

Слайд 15

Кластер по правилу правописания разделительного ь

Слайд 16

Стадия вызова Что я знаю Что хочу узнать Верите ли вы Да(+) нет(-) Ежик проживает в смешанных и лиственных лесах? Ежик хорошо видит? Ежики умеют петь?

Слайд 17

Ежик Ёжик — один из самых известных лесных жителей. Любимое место обитания ежа – лиственные и смешанные леса. Болотистых местностей и исключительно хвойных массивов этот лесной житель избегает. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у колючего – словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Рацион «колючего и сердитого жителя», как его нередко называют – насекомые, ужи, жабы, лягушки, улитки, мыши, змейки, земляника, малина. Набрав вес за лето, досыта отъевшись, всю зиму ёж спит в своём гнезде. Активную деятельность он начинает лишь при температуре воздуха свыше пятнадцати градусов. Поют ли ёжики? Да. По весне. Песня самца небогата красками. Это всего лишь монотонное пыхтение. Ёжик всегда «при параде». Никогда не снимает свой «колючий пиджак».

Слайд 18

Стадия осмысления Инсерт-маркировка текста значками по мере прочтения « V » - уже знал «+» -новое «-» -думал иначе «?» -не понял, есть вопросы

Слайд 19

Чтение с остановками

Слайд 20

Приём "Синквейн" 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Слайд 21

Работа по обратной методике Ривина Ученикам дается тема и план, необходимо план превратить в содержательное изложение. Применяется при написании сочинений, изложений Главное-иметь на руках подробный план, с несколькими напарниками ученик составляет текст

Слайд 22

Система работы по развитию одаренности во внеурочной деятельности

Слайд 23

Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования

Слайд 24

Экскурсии, поездки по району, краю, за пределы края

Слайд 25

Применение театрализации в учебной и внеурочной деятельности

Слайд 26

Социально-педагогический проект «Экологический десант»

Слайд 27

Портфолио Детские творческие работы Отзывы о посещении театра, выставки, школьного праздника, экскурсии Материалы, характеризующие достижения учащихся

Слайд 28

Сводная таблица формирования уровней воспитанности

Слайд 29

Участие в дистанционных и муниципальных олимпиадах

Слайд 30

Результативность, эффективность деятельности учителя по реализации опыта 2017-2018 год учебная деятельность Победители и призеры дистанционных конкурсов «Фактор Роста», «Снейл». 1 победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2018 4 призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2017-2018 3 призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике 2017-2018 2 призера муниципального этапа викторины по кубановедению 2017 3 призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по окружающему миру 2018 1 победитель муниципального этапа научной конференции «Мир науки глазами детей»

Слайд 31

Заключение -значительно увеличилось количество учащихся, проявляющих свои способности в ходе участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях -повысилось число призеров и победителей в различных видах конкурсов -качество знаний по учебным предметам составляет 72 %



Предварительный просмотр:

Слайд 1

Я работаю учителем начальных классов МБОУ СОШ №20 г.Ейска и стаж моей работы составляет 23 года. В течение педагогической деятельности несколько лет применяла систему Занкова, с 2011 года-работаю по УМК «Школа России» В работе любого учителя создается «эффект ножниц», чем теснее и лучше он работает с группой учащихся, попадающих под формулировку «группы риска», тем больше отдаляется эффективность работы с одаренными учащимися, поэтому важно в урочной и внеурочной деятельности создавать такие условия, чтобы положительного  результата можно было добиться у различных категорий учащихся.

Слайд 2

Многие годы российское образование ориентировалось на «среднего» ученика. Индивидуальные различия учитывались лишь в работе с отстающими детьми .В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения, возникла необходимость в таком обновлении организации образовательного процесса, чтобы каждый ученик мог проявить свои способности в учебной и внеурочной деятельности.

В настоящее время возникла необходимость смены приоритетов традиционной школы в сторону создания возможности для самореализации и развития творческой индивидуальности личности.     [1] Поэтому на современном этапе одна из главных задач педагогов-это выявление одаренных детей, организация системы работы с ними, создание условий по сохранению и развитию способностей каждого ребенка.

Слайд 3

Младший школьный возраст-период впитывания, накопления знаний, период усвоения знаний по преимуществу

Слайд 4

Цель моего опыта: формирование и апробация системы работы по эффективному развитию одаренности детей младшего школьного возраста

Слайд 5

Различают следующие виды одаренности

В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

 В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно - эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерскую  одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.Определить виды одаренности у учащихся 1 класса помогают учителю различные тесты, описанные в различных методиках

Слайд 6

Система методов по формированию одаренности представлена в таблице следующими технологиями:игровые и здоровьесберегающие,дифференцированной технологией, технологией критического мышления, проектного обучения и проблемного исследования, информационными технологиями и технологией коллективного способа обучения, которые в совокупности способствуют получению позитивного результата по формированию одаренности

Слайд 7

На каждом уроке я применяю три вида упражнений : разминку(представленную ребусами, шарадами,блицтурнирами, графические и зрительные диктанты по теме).В обязательном порядке включаю упражнения на развитие творческого мышления(выделение существенного из объектов,классификацию объектов и понятий, закономерность и анаграммы).Также обязательны упражнения на решение частично-поисковых задач(Найди ошибку,работа в парах сменного состава,обратная методика Ривина, кластеры, инстеры и сиквейны)

Слайд 8

Игровую технологию в своей педагогической деятельности я применяю  для освоения понятия, темы и раздела учебного предмета  (урок-игру «По страницам старых журналов», урок–путешествие «Полет в космос», урок-КВН по литературным произведениям изученных авторов), в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)-(игру «Загадка», игры «Сложи фигуру», «Оставь фигуру»). На уроках математики дети с удовольствием «путешествовали» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняли определённые математические задания. Данная технология  была  представлена на открытом уроке литературного чтения для учителей Ейского района «Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» во 2 классе в 2017 году

Для развития способностей  учащихся младших школьников   успешно применяла в своей педагогической деятельности здоровьесберегающие технологии. Я создаю благоприятный психологический фон на уроке, условия для самовыражения учащихся,  систематически сменяю виды учебной деятельности на уроке, предупреждаю гиподинамию, рационально использую время на уроке, строго дозирую учебную нагрузку. Вместе с тем,  систематически провожу с учащимися утреннюю зарядку, физминутки, разминки и упражнения на релаксацию, подвижные игры на переменах, динамическую паузу между урочной и внеурочной деятельностью, соблюдаю санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности.

Слайд 9

 В своей педагогической деятельности опираюсь на личностно-ориентированные технологии, обеспечиваю комфортные условия развития личности ребенка и реализации его природных возможностей. На моих уроках   учащиеся свободно высказывают свое мнение, учатся слушать своего оппонента и принимать коллективные решения.  Для эффективного развития одаренности учащихся младших школьников я в своей педагогической работе успешно применяю  дифференцированную технологию обучения. Дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач и задач повышенной сложности.  Подбор таких задания создает ситуацию успеха для «слабых» и «сильных» учащихся и  вовлекают таких детей в различные виды деятельности: подготовку сообщений, подборку стихов, пословиц по определенной теме, проведение и описание опытов (экспериментов), создание презентаций и т.д. Таким образом, каждый мой ученик  имеет возможность проявить себя в той области, которая ему интересна, раскрыть свои способности и наклонности. Для организации разноуровневой работы учитель я применяю индивидуальные задания в трех вариантах, право выбора предоставляю самим ученикам.  

Слайд 10

Немаловажную роль в развитии одаренности младших школьников занимает применение  проектной деятельности как в учебной так и во внеурочной деятельности.

При осуществлении работы над проектами я  ориентирую детей на получение конкретного результата, составляется эскиз проекта, фиксируется срок достижения результата, планируются действия учащихся в работе над проектом, я обучаю представлению продукта проектной деятельности в форме презентаций, бумажной версии и отчета о проделанной работе.

Нужно отметить, что изучение содержания программы «Школа России» включает работу над проектами «Герои Кубани в годы Великой Отечественной войны», «Нет в мире краше родины нашей», «Без прошлого нет настоящего», «Казачьему роду нет переводу» (кубановедение), «Красная книга или Возьмем под защиту», «Зеленая аптека» (окружающий мир), «Деревенский дом», «Убранство избы», «Аквариум» (технология), «Мой любимый детский журнал», «Мои стихи», «Рассказы о дружбе», «Фантазеры»(литературное чтение) «Математика вокруг нас.Узоры на посуде», «Оригами» (математика).Ежегодно мои учащиеся являются победителями школьной конференции и в этом году ученица моего класса стала победителем муниципального этапа научной конференции «Мир науки глазами детей» представив проект «Молока в достатке и мы в порядке»

Слайд 11-12

Для осуществления развития одаренности успешно применяю в своей педагогической практике технологию коллективного способа обучения. Мои ученики выступают в роли обучающего и неоднократно (до семи раз) прорабатывают учебный материал по карточкам, меняются в парах или в группах сменного состава. Данная технология способствует формированию коммуникативных умений, позволяет усвоить правила и алгоритмы действий, обучает навыкам сотрудничества и совместной деятельности. Наиболее эффективно я применяю данную технологию коллективного способа обучения при формировании навыка выразительного чтения на уроках литературного чтения, при изучении текстов познавательного характера на уроках окружающего мира и кубановедения.

Слайд 13

Применение данной технологии представляется непростой задачей.Ее решение предполагает существенное переосмысление учителем не только его исходных педагогических позиций, но даже и представлений о временных рамках урока.Мотивация к исследованию может применяться разными способами:загадка, задание с ловушкой(где действие воспринимается как выполнимое, а на самом деле является невыполнимым), погружение в проблему может быть через авторские, оригинальные высказывания.

Основная часть урока состоит в особенности организации исследования в малых группах(оптимально 4-5 человек).К

Для групп учитель готовит план исследования и дополнительные источники информации, важно иметь рабочие листы, которые помогают собирать информацию и структурировать ее.

Инструкция по теме «Перенос слов» может быть следующей:

1.По цепочке прочитайте в группе текст вслух.

2.Отметьте карандашом предложения, где сообщается об особенностях переноса текста.

3.Установите место переноса в каждом слове

4.Договоритесь о порядке выступления

На этапе представления информации дети восстанавливают целостность исследования по рабочему листу.

Более подробно с данной технологией можно познакомиться в пособии под ред Шумаковой «Урок исследование в начальной школе» М Просвещение 2014 год

Слайд 14

Для осуществления эффективной работы по развитию одаренности учащихся успешно применяю приемы технологии развития критического мышления  в учебной деятельности. Благодаря вышеназванной технологии я учу каждого ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать и критически воспринимать текстовую информацию.

Слайд 15

  • Кластеры(грозди), разбиение на смысловые единицы
  • Инсерт(маркировка значками), при чтении делать пометки
  • Верите ли вы (обсуждение в группах, ставят пометки + или –
  • Чтение с остановками
  • Работа в параx сменного состава
  • Синквейн

Слайд 16

  • Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди»
  • Составьте кластер правила правописания разделительного мягкого знака(2 класс)
  • Правило звучит так:разделительный мягкий знак пишет в корне слова, после согласных перед гласными е,ё, и,ю,я в этом случае эти гласные образуют два звука

Слайд 17

 Во время чтения текста учащиеся делают пометки «уже знал», «новое», «думал иначе», «не понял, есть вопросы», выполняют чтение с остановками, обсуждают прочитанное, демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию,  графически представляют результаты работы с текстом, составляют кластеры (выделяют смысловые единицы и графически их оформляют), придумывают синквейны.

Слайд 18

Перед чтением текста учащиеся выполняют предположения, работа происходит в группах или парах

Слайд 19

Происходит первичное восприятие текста и обсуждение результатов.

Слайд 20

При стадии осмысления  учащиеся делают пометки «уже знал», «новое», «думал иначе», «не понял, есть вопросы», выполняют чтение с остановками, обсуждают прочитанное, демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию,  графически представляют результаты работы с текстом,

Слайд 21

 составляют кластеры (выделяют смысловые единицы и графически их оформляют), придумывают синквейны.

Слайд 22

Результатом работы над текстом может быть сочинение или изложение

По  обратной методике Ривина

Ученикам дается тема и план, необходимо план превратить в содержательное изложение.

Применяется при написании сочинений, изложений

Главное-иметь на руках подробный план, с несколькими напарниками ученик составляет текст

Слайд 23

Успех окрыляет ученика, на сайтах учи ру, снейл, фактор роста можно найти значительное количество олимпиад, которые позволяют расширить рамки программного материала

Слайд 24

Немаловажную роль в развитии одаренности учащихся младшего школьного возраста занимает внеурочная деятельность Для создания условий развития одаренности и реализации планируемых результатов в рамках ФГОС с 2014 году была разработана авторская программа внеурочной деятельности «Мир глазами ребенка» в форме интенсива. Такая форма организации внеурочной деятельности актуальна в связи с жалобами родителей на перегрузку учащихся. Программа реализуется в ходе проведения экскурсий, встреч с интересными людьми, посещением достопримечательностей, мероприятий школы и района и рассчитана в большей мере на проведение внеаудиторных часов.  Планирование  является ориентировочным- оно определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ детского творчества, исследований. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка календарно-тематического планирования в течение года на усмотрение учителя  в связи с условиями усвоения учащимися пройденных тем.

      Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий  и дата работы кружка  могут быть изменены по усмотрению учителя. Индивидуальные  творческие задания  (по ряду тем ) по желанию обучающихся могут выполняться  дома,  тогда  как в классе предусмотрена  презентация выполненных работ. Для создания ситуации успеха для обучающихся в рамках реализации авторской программы «Мир глазами ребенка» мною осуществлялись различные мероприятия, направленные на создание условий для развития одаренности учащихся. Основными формами работы считаю:

Слайд 25 - тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (музеи, библиотеки, театры, эколого-биологический центр, детско-юношеский центр)-организация экскурсий, совместных мероприятий;

Слайд 26-поездки и путешествия по району, по краю, за пределы края. Совместно с родителями были осуществлены поездка в экологический музей станицы Ясенской, путешествие в зоопарки города Ростова и Краснодара, посещение природных достопримечательностей города Горячий Ключ, изучение исторического прошлого при посещении Новочеркасска и Азова. После проведения экскурсий учащиеся представляли «Дневники путешественника», фотоотчеты, участвовали в выставках рисунков по впечатлениям. В ходе таких мероприятий учащиеся получают ценный опыт общения друг с другом, каждый школьник раскрывает свои личностные качества, создается ситуация успеха, которая потом становится положительным условием для мотивации к успешному обучению;

Слайд 27-театрализация на праздниках

Слайд 28-литературно-музыкальные композиции

Слайд 29-реализация проекта «Экологический десант»

Слайд 30-оформление материалов в портфолио

Слайд 31-32 для отслеживания реальной картины формирования развития одаренности оформляю в специальных диаграммах

Слайд 33-37

В результате проведенной работы я пришла к следующим результатам.Учащиеся активно участвуют в дистанционных олимпиадах и достигают положительных результатов

Слайд 38

  • значительно увеличилось количество учащихся, проявляющих свои способности в ходе участия в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях
  • -повысилось число призеров и победителей в различных видах конкурсов
  • -качество знаний по учебным предметам составляет 72 %
  • Спасибо за внимание


[1]  Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. Психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-с.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов

Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов  МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

Система работы учителя начальных классов с одаренными детьми

Одаренные дети – весьма своеобразная, ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов. Одаренные дети – культурный и научный потенциал нашего общества. От них зависит, как буд...