Статья "Обучение в сотрудничестве"
статья на тему

Колесник Юлия Ивановна

В статье говорится об образовательной технологии "Обучение в сотрудничестве".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_obuchenie_v_sotrudnichestve.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в сотрудничестве

Статью подготовила Колесник Юлия Ивановна  - учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня  ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга

    Мы живём в удивительное время, когда перед учителем открывается широкий спектр современных образовательных технологий, способных превратить   обучение во  что-то более интересное и необычное.  Учитель - это вечный неугомонный искатель,  желающий превратить рутину в интересное действо. Конечно, каждый урок или занятие  не могут проходить, как праздник, исследование, проект или игра, это нереально. Но вводить современные педагогические технологии - это насущная необходимость.  Без этого уже нельзя.  Учитель, овладевший этими технологиями, становится на ступеньку выше. Во-первых:  потому что это интересно, во-вторых: повышается  качество обучения, в- третьих: у детей повышается интерес узнавать новое. Всё это в результате приносит  удовлетворение. Учитель радуется успехам своих учеников.  А те, в свою очередь, с удовольствием ходят в школу.

    Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определённую дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.  

Мне хочется остановиться  на такой технологии, как обучение в сотрудничестве, которое подразумевает командную, групповую работу. Оно относится к гуманистическому направлению и  рассматривается многими как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Под сотрудничеством подразумевают  совместную  развивающую деятельность взрослых и детей, основанной на взаимозависимости всех членов группы, личной ответственности каждого члена группы за собственные  и групповые успехи, на совместной учебно-познавательной деятельности и общей оценке работы в группе.  Нужно создать условия  для активной совместной деятельности детей в разных учебных ситуациях. Мы знаем, что ученики все очень разные. Они могут отличаться интеллектуальными способностями, психологическими особенностями. Кто-то понимает материал с первого раза, кому-то требуется больше времени, кто-то застенчив или боится спросить. Эта технология  позволяет усвоить материал всем, независимо от уровня  знаний. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Ребят соединяют в очень небольшие группы, дают общее задание, рассказывают о роли каждого в выполнении задания. Педагог помогает организовать ребятам работу в своей группе. Каждый из них отвечает не только за свой результат, но и за результат работы всей группы. «Слабенькие» стараются с помощью своих товарищей заполнить пробелы в знаниях, «сильные»- помочь им. Все работают на результат. Мне очень понравилась фраза, которая точно отражает суть этой технологии: «все обучают каждого и каждый - всех». В выигрыше остаются все.

    Существует несколько основных правил, которыми нельзя пренебрегать, используя эту технологию.

    Распределение на группы должно быть сделано заранее, до начала занятия или урока. Нужно обязательно продумать, чтобы в  группе были «разноуровневые» ученики и  ученики, способные ладить между собой.

    Группе даётся задание и есть обязательное распределение ролей между участниками.

    Когда осуществляется оценка работы, учитывается работа всей группы.

    Внедрение и использование этой технологии требует большого терпения для того, чтобы вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность, уделяя  особое внимание культуре общения. Требуется научить ребят доброжелательно взаимодействовать  в группе с любым партнёром или партнёрами, работать активно, серьёзно относиться к порученному заданию, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей или всего класса. И, конечно, полностью осознавать, что совместная работа в группах — это серьёзный и ответственный труд.

     Освоение этой технологии  может быть трудным в начале пути, но в дальнейшем  дети с большим удовольствием работают  в группах, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Интересно наблюдать, как происходит  не только улучшение качества знаний, но и объединение коллектива. Индивидуальные личностные качества одного ребёнка сплетаются  с интересами группы, команды. «Слабые» и  «забитые» начинают раскрываться, чувствовать свою значимость для коллектива. А «сильные»  с удовольствием раскрывают в себе качества наставников, организаторов, помощников, становятся терпимее к тем, кто не так скор в понимании материала или способности грамотно сформулировать мысль.

    Как учитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня, я начинаю использовать обучение в сотрудничестве уже с первого года обучения. Сначала во внеурочной деятельности,  немного в группе продлённого дня, а затем и на уроках. Опыт работы в группах во время внеурочных занятий очень помогает на уроках.  Дети, уже понявшие  принцип взаимодействия, помогают включиться тем, кто пока не участвовал в такой работе.

     Возможно, тем, кто использует эту технологию, моя статья покажется простой. Но мне хочется убедить тех, кто ещё не решился,  побаивается, не очень верит, что это  на самом деле  интересно, увлекательно, нравится детям. И, главное, работает и приносит педагогу чувство удовлетворения от своей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества на этапе рефлексии».

В выступлении раскрывается саморегуляция обучающихся по системе "Школа 2100" на этапе рефлексии ....

Сотрудничество семьи и школы

Материал посвящён методам взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя....

Методы взаимодействия и сотрудничества родителей и учителя.

Статья посвящена методам работы учителя с родителями, о необходимости сотрудничества школы и семьи....

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Доклад о сотрудничестве учителя и ученика в развивающем обучении.Дается описание характерных черт суб`екта учения. Рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и у...

Развивающее обучение: сотрудничество учителя и ученика

Презентация к  докладу, в котором рассматриваются дидактические принципы, направленные на общее развитие школьников и их условия реализации....

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...