Стендовый доклад. Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся начальной школы. декабрь 2017
проект на тему

Головина Надежда Анатольевна

Роль и место игры в экологическом воспитании учащихся   начальной школы. деабрь 2017

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место игры

в экологическом воспитании

 учащихся начальной школы.

МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа

  им. М. М. Рудченко

 с. Перелюб

 Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

учитель начальных классов

Головина Н. А

«Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А.Сухомлинский

В современной методике и практике экологического образования в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального, эмоционального, нравственного. Конечная цель экологического образования — ответственное отношение к окружающей среде.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ПРИРОДЕ:

  • Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
  • Желательно, чтобы школьники готовились к игре заранее и самостоятельно: учили слова, роли, подбирали дополнительный материал по природе, наблюдали.
  • В игру желательно вносить сказку, стихи, песенки, волшебную палочку – все то, что придаст необычность, праздничность, желанность.
  • В игре использовать занимательный природоведческий материал.
  • В основе игры должны лежать личные наблюдения школьников за природой.
  • После игры желательно учащихся оценить, похвалить, особенно если похвала будет от лиц животного мира.

Именно с широким использованием экологических игр, опытов, исследований построены многие программы по экологическому образованию для начальной школы. С целью формирования положительного отношения школьников к природе, на уроках можно использовать следующие игры.

«Найди мне  мой домик»

“Солнечная система”.

Цель – показать строение Солнечной системы, место планеты Земля; показать наглядно огромные масштабы системы и одновременно ее хрупкость.

 Раздать обучающимся карточки с названиями Солнца, планет солнечной системы, их спутников и выстроить школьников в порядке, соответствующем строению солнечной системы. В процессе выстраивания давать краткие пояснения о строении Солнца, планет: это планета самая большая, эта – самая маленькая, эта – очень далеко от Солнца, на ней холодно и т.д. Игра заканчивается тем, что все приходит в движение. Детям становится ясно, что строение Солнечной системы – очень сложное, но в связи с неразумной деятельностью человека может быть разрушено, то есть является очень хрупкой.

 «Сколько воды на Земле?»

Продемонстрируйте детям большую емкость с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах и болотах всего мира.

 «Экологические письма»

Участники делятся на пары. Каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник пишет письмо тому животному или растению, на которое он похож, по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, он пишет от имени животного или растения ответ, обращаясь к нему уже как к человеку.

Целенаправленное включение игры в тот или иной вид внеклассной работы повышает интерес младших школьников к этой работе, усиливает эффект самого обучения. Игра является средством формирования положительного отношения младших школьников к природе. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Экологические конкурсы.

Акция «Покормите птиц»

Экскурсии в природу.

Проекты по оценке загрязнения окружающей  среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ СЕМЬИ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Ребенок – это драгоценная чаша, которую ЖИЗНЬ дала нам на хранение и развитие в нем творческого  огня.            Чтобы семья успешно справл...

Доклад "Роль родителей как субъекта в процессе воспитания в начальной школе"

Традиционно главным в воспитании детей является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АЛЕКСЕЕВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ «РОЛЬ И МЕСТО НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ПРЕПОДАВАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Организация нетрадиционного развивающего обучения предлагает создание условий для овладения школьни...

Презентация для родительского собрания на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"

В данной презентации предложен мини тест, что бы родители могли определить свой стиль поведения и роль в воспитании своих детей. Значительное внимание уделяется родительким ошибкам....

Родительское собрание на тему: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"

Родительское собрание: "Роль родителей в воспитании учащихся начальной школы"...

Роль игровых технологий в обучении и воспитании учащихся начальной школы

Анализ результатов работы с использогванием игровых технологий...