Мастер класс "Кластер.Кластер?Кластер!"
материал на тему

Перфилова Инесса Владимировна

выступление -сопровождение презентации на мастер классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass-klaster.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, сегодняшний мастер-класс познакомит вас с одним из методов развития критического мышления – кластером.

    Каждый преподаватель стремится сделать процесс обучения ярче, веселее и интереснее. Ведь необычность ситуации заставляет детей лучше запоминать информацию. Отличный способ добиться желаемого - обратить свой взор на кластер.

 Что это такое? Так называется графический метод организации информации, в которой выделяются главные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с пояснением всех связей между ними.

Метод кластера может применяться практически на всех занятиях, при изучении самых разных тем.

   

Считаю нужным отметить, что прием «кластер» можно применять на разных этапах занятия.

Этап вызова

На этой стадии учащиеся высказывают и фиксируют все знания по теме, которые у них имеются, а также все ассоциации и предположения. Здесь кластер – стимулирующий компонент познавательной деятельности младших школьников, которые создает мотивацию к размышлению до начала изучения новой темы.

Этап осмысления

На этой стадии прием кластера позволит структурировать учебный материал, улучшив качество его усвоения.

Этап рефлексии

Это стадия обобщения полученных знаний и умений, которые поможет систематизировать кластер.

Какие умения формируются и развиваются в процессе данной работы?

- Умение формулировать вопросы.

- Находить главное в большом объеме учебного материала.

-Устанавливать причинно-следственные и логические связи.

- Строить умозаключения.

-Переходить от частного к общему, воспринимая проблему в общем виде.

- Проводить аналогии.

- Сравнивать и анализировать.

Как составить кластер на занятии: советы и рекомендации

    -Составляя «гроздь», не бойтесь излагать все свои мысли, предположения, факты и фиксировать все, что приходит на уровне ассоциаций.

- в ходе работы все неверное и неточное можно исправить или дополнить.

-дайте волю воображению, фантазии и интуиции, работая до тех пор, пока поток идей не иссякнет.

-Не нужно беспокоиться и из-за наличия значительного количества смысловых звеньев на схеме. Кластер на тему, которая сама по себе обширна, и должен получиться достаточно большим.

-     Главное – найти как можно больше логических связей между блоками. На этапе анализа работы все систематизируется и встанет на свои места.  

Плюсы

Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Минусы

Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на занятиях создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.

Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к занятию – составление схем, заготовка конвертов, карточек.

Метод составления кластера в начальной школе лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.

    На своем опыте, обучая детей структурировать   информацию и анализировать данные, где дети самостоятельно пытаются строить, рисовать и заполнять кластеры, я убедилась, что детский пытливый мозг быстрее и активнее «схватывают» информацию. И, выучив незнакомое слово «кластер», ребята охотно используют данный термин в своем активном словаре.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Конспект урока технологии на тему "Мастера и их профессии. Традиции и творчество мастеров"

Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё реме...