Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе
статья по теме

Бодяк Снежанна Валерьевна

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.

Основными  «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая  неготовность к работе с «особыми» детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция (объединение в целое) и инклюзия (принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ОВЗ) не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.

Основными  «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая  неготовность к работе с «особыми» детьми.

Я не буду останавливаться на принципах обучения, а остановлюсь на наиболее значимых в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения (специальные принципы):

- целенаправленность и системность – организованная  деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;

- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;

- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;

- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;

- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с  разумной требовательностью;

- педагогическая прозорливость.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены  и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Профессиональная подготовка учителя к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в общеобразовательном классе составляет важнейшее звено системы современного образования.  

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

  1. Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме  «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока,  и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику.  При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ   с детьми с ОВЗ.

Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное,  а краткое и чёткое.

Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала.  Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

  1. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке, или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

- роль наглядности в решении учебных задач;

- будут ли понятны данные пособия учащимся;

- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а также творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М етодические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Слайд 2

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции . интеграция инклюзия ГОТОВ ЛИ ПЕДАГОГ?!!

Слайд 3

Принцип педагогического оптимизма Принцип социально-адаптирующей направленности образования Принцип ранней педагогической помощи Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Слайд 4

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и вапжную , но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков». Ю.А. Конаржевский

Слайд 5

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований. ч ёткий алгоритм проведения урока Задание даётся по определённому алгоритму Требования к наглядности Особенности обучающихся с ОВЗ

Слайд 6

Педагоги , имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения : принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Слайд 7

Задачи урока Общеобразовательные Коррекционно-развивающие

Слайд 8

Образовательные задачи урока Расширить Систематизировать Закрепить Обобщить Выявить Проверить Формировать

Слайд 9

Способностей Навыков

Слайд 10

Коррекционно-развивающие задачи урока Преодоление трудностей в развитии внимания Коррекция трудностей словесно-логического мышления Увеличение объема памяти Развитие мелкой моторики Развитие и коррекция трудностей связной речи

Слайд 11

Введите сюда текст вопроса Неправильный ответ Правильный ответ Неправильный ответ

Слайд 12

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи