Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе
статья по теме

Бодяк Снежанна Валерьевна

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.

Основными  «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая  неготовность к работе с «особыми» детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации

по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция (объединение в целое) и инклюзия (принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ОВЗ) не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.

Основными  «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая  неготовность к работе с «особыми» детьми.

Я не буду останавливаться на принципах обучения, а остановлюсь на наиболее значимых в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения (специальные принципы):

- целенаправленность и системность – организованная  деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;

- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;

- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;

- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;

- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с  разумной требовательностью;

- педагогическая прозорливость.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены  и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

Профессиональная подготовка учителя к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  в общеобразовательном классе составляет важнейшее звено системы современного образования.  

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.

  1. Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.

Начало урока:

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме  «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока,  и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику.  При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ   с детьми с ОВЗ.

Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

Основной ход урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное,  а краткое и чёткое.

Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала.  Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

  1. Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.

Устные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;

- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;

- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.

Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:

- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;

- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке, или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);

- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.

3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.

4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:

- роль наглядности в решении учебных задач;

- будут ли понятны данные пособия учащимся;

- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;

- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;

- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.

5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.

Контрольные работы по предметам, а также творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М етодические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе

Слайд 2

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции . интеграция инклюзия ГОТОВ ЛИ ПЕДАГОГ?!!

Слайд 3

Принцип педагогического оптимизма Принцип социально-адаптирующей направленности образования Принцип ранней педагогической помощи Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

Слайд 4

«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и вапжную , но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков». Ю.А. Конаржевский

Слайд 5

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований. ч ёткий алгоритм проведения урока Задание даётся по определённому алгоритму Требования к наглядности Особенности обучающихся с ОВЗ

Слайд 6

Педагоги , имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения : принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.

Слайд 7

Задачи урока Общеобразовательные Коррекционно-развивающие

Слайд 8

Образовательные задачи урока Расширить Систематизировать Закрепить Обобщить Выявить Проверить Формировать

Слайд 9

Способностей Навыков

Слайд 10

Коррекционно-развивающие задачи урока Преодоление трудностей в развитии внимания Коррекция трудностей словесно-логического мышления Увеличение объема памяти Развитие мелкой моторики Развитие и коррекция трудностей связной речи

Слайд 11

Введите сюда текст вопроса Неправильный ответ Правильный ответ Неправильный ответ

Слайд 12

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

В настоящее время существует множество разнообразных технологий и методик ведения развивающих занятий, повышающих учебно-познавательные мотивы младших школьников. В предлагаемой нами программе игровая...

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Методические рекомендации по организации игровых занятий, повышающих учебную мотивацию младших школьников

Программа построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей неоднократно. Одним из достоинств данной программы является то, что она имеет ши...

"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"

В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...

Методические рекомендации по организации учебного процесса «Как организовать исследование в учебном кабинете»

Как организовать исследование на занятиях, если в учебном кабинете порой кроме учебников, энциклопедического и методического материала ничего нет?  Оказывается, все очень просто, если использоват...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...