Методические рекомендации по организации учебного занятия в инклюзивном классе
статья по теме
Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.
Основными «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации учебного занятия в инклюзивном классе
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция (объединение в целое) и инклюзия (принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих ОВЗ) не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.
Большинство учителей не готовы к инклюзивному обучению детей с ОВЗ, поскольку долгое время проблема специального образования рассматривалась в отрыве от проблем массовой общеобразовательной школы.
Основными «барьерами» являются страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников образовательного процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
Я не буду останавливаться на принципах обучения, а остановлюсь на наиболее значимых в педагогической деятельности учителя инклюзивного обучения (специальные принципы):
- целенаправленность и системность – организованная деятельность в условиях поэтапного усложнения и приближения к продуктивной деятельности;
- связь теории с практикой – от осмысления и усвоения теоретических позиций к практической деятельности;
- единство диагностики и коррекции, охватывающих все этапы коррекционно – педагогической деятельности;
- сознательность и активность – терпимость к детям с ОВЗ;
- гуманистическая направленность – уважительное отношение к ребёнку в сочетании с разумной требовательностью;
- педагогическая прозорливость.
Эти принципы тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют систему, функционирование которой и задает логику педагогической подготовки учителя инклюзивного обучения детей с ОВЗ.
Профессиональная подготовка учителя к интегрированному (инклюзивному) обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательном классе составляет важнейшее звено системы современного образования.
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований.
- Урок должен иметь чёткий алгоритм. Привыкая к определённому алгоритму, дети становятся более организованными.
Начало урока:
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки с понятиями предыдущего урока, и дети должны дать этим понятиям письменную характеристику. При этом карточка может содержать слова – подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям проще было дать определение понятию. Также можно использовать задания по соотнесению понятия и определения. После предлагаются карточки с практическими примерами.
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельные), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с детьми с ОВЗ.
Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность.
Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
Основной ход урока:
Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в доступном варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность, постепенный переход от одного действия или понятия к другому, постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и чёткое.
Далее идёт закрепление материала. Один или два ребёнка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом дети с ОВЗ выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а учитель в это время работает с детьми возрастной нормы.
Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объёму, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время ещё раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
- Каждое задание, которое предлагается детям с ОВЗ, тоже должно отвечать определённому алгоритму действий.
Устные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- учитель проговаривает, как будем выполнять задание: что сначала, что потом, что в результате – дети или ребёнок проговаривает за учителем. Здесь нужно использовать карточки с алгоритмом действий, иллюстрации, отражающие алгоритм выполнения заданий, схемы, таблицы;
- пошаговое выполнение самого задания: снова возвращаемся к тому, с чего начинали выполнение задания – дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
- итоговая проверка выполнения задания, учёт ошибок.
Письменные задания выполняются по следующему алгоритму:
- учитель проговаривает само задание (т.е. «что мы будем делать») - дети или один ребёнок проговаривает задание после учителя; можно использовать карточки с опорными словами или предложениями;
- детям раздаются карточки с заданием для самостоятельного выполнения (алгоритм прописан или в карточке, или на доске; на стендах в классе имеются таблицы, схемы);
- проверка задания: учитель может индивидуально проверять задание, подходя к каждому ребёнку; учитель просит каждого ребёнка проговорить ответ или один ребёнок проговаривает, остальные сравнивают со своими ответами. Обязательно проговариваются ошибки и способы их устранения.
3. Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ОВЗ, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно – образное мышление. Дети с ОВЗ не могут в полном объёме использовать словесно – логическое мышление, поскольку оно у них нарушено.
4. Учитель при использовании средств наглядности должен знать и учитывать:
- роль наглядности в решении учебных задач;
- будут ли понятны данные пособия учащимся;
- функции наглядных пособий в данном учебном процессе;
- возрастные и индивидуальные особенности учащихся: наглядный материал должен быть ярким и интересным, но не должно быть избытка наглядности, потому что низкий объём восприятия и внимания не позволит изучить каждое пособие досконально;
- уровень знаний учащихся о познаваемом объекте: использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объёме, в котором изучена тема;
- наглядный материал должен способствовать познанию, а не просто пассивному разглядыванию картин и предметов.
5. Одно из основных требований к уроку – это учёт слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т.е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются по специальным адаптированным программам. В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания проводится индивидуально или фронтально. Его проверка проводится поочерёдно или совместно с классом в зависимости от сложности задания для самостоятельной домашней работы. Выполнение домашнего задания оценивается с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика.
Контрольные работы по предметам, а также творческие работы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями выносятся на индивидуальные занятия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции . интеграция инклюзия ГОТОВ ЛИ ПЕДАГОГ?!!
Принцип педагогического оптимизма Принцип социально-адаптирующей направленности образования Принцип ранней педагогической помощи Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и вапжную , но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков». Ю.А. Конаржевский
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться определённых требований. ч ёткий алгоритм проведения урока Задание даётся по определённому алгоритму Требования к наглядности Особенности обучающихся с ОВЗ
Педагоги , имеющие эффективный опыт работы в условиях инклюзивного образования, предлагают следующие способы включения : принимать учеников с инвалидностью «как любых других ребят в классе»; включать их в те же виды активности, хотя ставить разные задачи вовлекать учеников в групповые формы работы и в групповое решение задач использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
Задачи урока Общеобразовательные Коррекционно-развивающие
Образовательные задачи урока Расширить Систематизировать Закрепить Обобщить Выявить Проверить Формировать
Способностей Навыков
Коррекционно-развивающие задачи урока Преодоление трудностей в развитии внимания Коррекция трудностей словесно-логического мышления Увеличение объема памяти Развитие мелкой моторики Развитие и коррекция трудностей связной речи
Введите сюда текст вопроса Неправильный ответ Правильный ответ Неправильный ответ
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра» Джон Дьюи