Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Салтыкова Людмила Александровна

    ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

                                                             ТРИЗ- это управляемый процесс создания нового, соединяющий в

                                                        себе точный расчёт, логику, интуицию.    

                                                                                                   Г. Альтшуллер    

                                                                 

     ТРИЗ - что же это такое? Расшифровывается ТРИЗ, как теория решения изобретательских задач. Возможно многим уже знакомо это понятие. Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

     Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер, по профессии писатель-фантаст.       Первоначально ТРИЗ создавался в помощь инженерам- изобретателям. А в настоящее время она переросла в разветвленную научную дисциплину. Сегодня ею пользуются не только инженеры, но и педагоги, литераторы, представители других специальностей. Переработал и дополнил теорию, ориентируясь на начальную школу, норильский педагог Михаил Наумович Шустерман.

     Я с этой теорией познакомилась на курсах повышения квалификации: «Развитие творческих способностей детей с применением элементов ТРИЗ». С 1993 года активно использую в работе эту технологию.

     Для работы с детьми, ТРИЗ –это:

-приёмы нахождения новых идей;

-приёмы фантазирования;

-алгоритмы создания собственных творческих продуктов (загадки, игры, сказки и тд.);

-решение изобретательских задач.

     Основным достоинствами ТРИЗ являются её практическая ориентированность и технологичность, а это очень важно при решении задач, которые перед нами ставит ФГОС. Оказывается, что ТРИЗ даёт удивительные результаты в плане развития воображения, фантазии и творчества детей.

     Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.

     При применении технологии, что особенно важно для начальной школы, сохраняются и совершенствуются все межпредметные связи, идет обязательное восхождение от простого к сложному, происходит постоянное накопление опыта для перехода в новое качественное состояние.  К тому же   любую проблему мы можем решить творчески. Если ребёнок обучался по этой технологии, он подготовлен решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

      ТРИЗ помогает и в воспитании творческой личности. Ведь врагом номер один творчества является стереотипность, проявляющаяся в мышлении и желании подражать, а то и повторять следуя образцу. Например, классу предлагается загадка: -Что должен сделать глухонемой человек, чтобы в хозяйственном магазине ему продали молоток? (Дети жестикулируя показывают правильно).

-Вслед за глухонемым, в этот же магазин заходит слепой человек. Что он должен сделать, чтобы ему продали ножницы? (Дети, опять жестами, показывают. Но ведь слепой человек не нем и поэтому может сказать, что ему нужно).

       Таким образом, сходная форма вопросов и вызвала стереотипную ответную реакцию. А ТРИЗ предлагает способы, помогающие преодолеть инерцию мышления, избавиться от влияния стереотипов.  И важно такую работу начинать в раннем детстве, хорошо если с детского сада.

     Ну и конечно, привлекает в ТРИЗ то, что для каждой изобретательской задачи есть свой алгоритм решения, четкий и последовательный. Сокращенно АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач. Работая с учениками начальной школы, я следую алгоритму:

  1. Ситуация- задача, которую нужно решить.  Подробно анализируем, разбираемся в смысле каждого слова, понятия.
  2. Противоречия. Отвечаем на каждое возможное «Почему?». Прогнозируя последствия.
  3. ИКР-оптимальный результат, полученный с наименьшими затратами.
  4. Устранение противоречий.
  5. Решение проблемы.
  6. Внедрение. Как работает на практике.

      Так получилось, что элементы ТРИЗ, лично у меня находят большее применение на уроках русского языка и чтения. Творческих заданий много в тетрадях по чтению, я работаю по УМК «Начальная школа 21 века», знание технологии ТРИЗ позволяет работу сделать более интересной. Хочу предложить несколько игр и заданий, которые наиболее любимы ребятами и часто используемы в работе.

        На уроке чтения, в первом классе, работая над сказкой Г.Остера «Середина сосиски», предлагаю ребятам помочь героям разделить сосиску.  Подходим к проблеме дележа. Рассматривая различные варианты, понимаем, что кто-то всё равно остаётся недоволен. Возникает идея: один делит, второй выбирает кусок.

      «Знакомство»

На листе ваше имя. Запишите

      «Нарисуй пословицу, поговорку»

Одна голова хорошо, а две лучше.    Развесить уши.

      Игра «Камень, брошенный в воду»

В эту игру можно играть на уроках русского языка и при изучении нового материала и при повторении, закреплении.

Берётся «камень»- слово (и бросается «в воду» т.е. в класс, к ребятам. От камня, брошенного в воду идут круги, а в нашем случае этими «кругами» будут ответы ребят).  Например, «камень» - травка. «Круги» должны быть прилагательными: высокая, зеленая, сочная; или с глаголами: растет, шумит, зеленеет.

     После получения ответов, эту работу можно дополнить: из данных слов составить предложения, разобрать придуманные слова, обозначить части речи.

Игра «Полином фантазии»

     Берется любое слово (лучше небольшое, уходит много времени), например, КИТ. Затем на каждую букву придумываются слова:

К                            О                       М

Кошка                 облако                морж

Кровать                 орех                   миска

Крот                          окунь                  малина

-в каждом столбике выбирается понравившееся слово;

составляется из этих слов предложение, пусть даже самое необычное и фантастичное «Кошка на облаке ела из миски»

«Конструирование загадок»

Особенно интересна она при изучении слов из словаря.

Например, начало урока и я предлагаю ребятам сконструировать загадку па доске:

Какая?        Что такое же?

Рыжая              -

Хитрая              -

Пушистая         -

Вторую часть таблицы заполняют сами ребята и получают такую схему:                

Какая?             Что такое же?

Рыжая                Апельсин

Хитрая              Старуха Шапокляк

Пушистая             одуванчик

     Далее, используя слово-связку «как» ребята составляют загадку: «Рыжая, как апельсин. Хитрая, как старуха Шапокляк. Пушистая, как одуванчик» (Лисица)

       А когда уже дети наберутся опыта, можно предложить конструировать загадки самостоятельно, используя другие слова- связки «но, не».

«Сильный, но не слон. Хищник, но не волк. Мощный, но не носорог.» (Лев)    

   «Творческая ошибка»

      На уроке эта работа может проходить, как разминка перед чтением текста.

На доске: ЛЕСОПЕД - дети прочитывают слово и начинают придумывать, фантазировать, что это может быть за транспорт. Вот некоторые из ответов ребят:

-велосипед, который возит лес;

-велосипед, который ездит по верхушкам деревьев.

Таких «корявых» слов можно придумать множество, а ещё больше получить расшифровок.

    «Сочинения- нелепицы»

    Это задание уже более серьезное и сложное и дается, как правило, в 3 классе.

Стихотворение состоит из 5 строк.

Перед сочинением даются ключевые слова (эта работа может быть и домашним заданием).

       «Сочинители»

1. Из набора слов сочинить историю.

2. Берутся три слова. Составить как можно больше предложений включая эти слова.

      «Рисуем эмоции»

Рисуем музыку. Рисуем скуку, раздражение, доброту.

Если бы слово было цветное. Подобрать соответствия в цвете.

      «Решение задач»        

     Учитель предлагает решить задачу, разобраться в ситуации. Дети задают вопросы, на которые педагог может отвечать словами «да», «нет». Постепенно добираются до истины.

Например. После того, как комар полакомился котлетой, от неё ничего не осталось.

      Игра «Хорошо-плохо»

     Выбирается объект и характеризуется с хорошей и плохой стороны. На основе этого упражнения можно устроить соревнования между рядами.

Список литературы:

1. Викентьев И.Л., Каиков И.К. Лестница идей: Основы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. - М., 1992. - 104 с.

2. Зусман А.В., Злотин Б.Л.   Воображайте! Школа креативного мышления (2003 г.) — 428 с.

3. Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения. (2010 г.) — 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.

В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уров...

Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе....

Мастер-класс Решение проектных задач на уроках в начальной школе Ф.Ф.Рахимова МБОУ СОШ № 4

Мастер- класс Решение  проектных задач на уроках в начальной школе...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе. Бутина Светлана Борисовнаучитель начальных классовГБОУ СОШ№118 СПб Основателем теории решения изобретательск...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...