Применение теории решения изобретательских задач на уроках окружающего мира в начальной школе.
статья по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Егорова Дарья Дмитриевна

В статье представлены примеры использования ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_na_urokah_okr_mira.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Само содержание предмета «Окружающий мир»  предоставляет большие возможности для  использования  ТРИЗ, ведь в курсе  содержатся начальные знания по биологии, географии, химии, физики, истории, обществознанию. Представленный объём информации достаточно большой и разнообразный, поэтому главным становится не заучивание отдельных  сведений, а создание у младшего школьника целостной картины мира. И в этом, несомненно, поможет ТРИЗ, которая учит решать проблемы, находить противоречия, а главное, мыслить. Т.е. не только  осваивать  конкретный учебный  материал, но и формировать  универсальные учебные действия, что, в конечном счёте, и является целью обучения.

Конечно, использовать приёмы ТРИЗ нужно достаточно часто, чтобы они давали результат. Постепенно ученики сами начинают использовать отдельные приёмы ТРИЗ при выполнении самостоятельных работ.

При работе в системе ТРИЗ  можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду и самому ставить вопросы.

Что общего  между кактусом и берёзой? Что общего между листом бумаги и дверью?

Цель второго этапа - учить детей изобретать и фантазировать.

Например, придумать, какими способами можно очистить воду от загрязнений.

Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью инструментов ТРИЗ.

Например: что бы вы сделали, очутившись на месте Карика и Вали в царстве насекомых?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Начинать лучше с простых заданий в  первом классе, реализуя известный дидактический принцип «от простого - к сложному». Один из приёмов, который можно довольно часто использовать на уроках - составление загадок. Ведь загадка - это указание важных свойств предмета, его характеристика, и от того, насколько она точна, зависит, смогут ли её отгадать. При этом у детей развиваются  интеллектуальные способности – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Сочинение загадки ведётся по алгоритму, предложенному А. Нестеренко.

Последовательность этапов сочинения загадки:

  1. Выбрать объект, про который будет придумываться загадка.
  2. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта.
  3. Исключить объекты, обладающие такими же признаками.
  4. Отредактировать полученную загадку.

В 1-м классе при знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы  интересно использовать «метод маленьких человечков». Внутреннее строение тел и их свойства объясняется через сравнение мельчайших частиц - молекул с маленькими человечками. Они постоянно движутся. В твердых  телах  человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Благодаря такой наглядной модели,  учащиеся самостоятельно нашли ответы на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему запах от цветов сирени  распространяется по комнате? Почему вода (жидкость) принимает форму вазы?»

Следующий приём - игра «Да-нет», который тоже лучше проводить с 1-ого класса. Сначала хорошо создать ситуацию, когда дети поймут, какие  вопросы нужно задавать, чтобы получить нужный ответ. Правила игры: загадывается объект, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Сначала вопросы будут самые разные, потом дети поймут, что сначала надо сузить круг поиска - т.е. живая или неживая природа, если живая, то растение это  или животное  и т.д. По мере проведения игры вопросы ставятся по существенным признакам.

При изучении темы « Города России» (2 класс) можно предложить придумать загадки о  памятниках и достопримечательностях города  Санкт - Петербурга. Используя  данный алгоритм, получились такие загадки:

В нем жил великий человек,

но не Екатерина Вторая,

Он в        футляре, но         не очки,

Из брёвен, но не изба.

(домик Петра Первого)

Находится        в сквере, но         не фонтан,

Он медный, но не монета,

На коне, но никуда не едет.

(Медный всадник)

Весь         разноцветный,        а        не        павлин,
С золотыми куполами,

а не Петропавловская крепость,

На канале  Грибоедова,

а не Казанский собор.

(Спас на Крови)

В 3-м классе при изучении темы «Полезные ископаемые» прием «Да-нет» также целесообразно использовать.

-Это        твёрдое        вещество?(да)
- Горючее        или        нет?(нет)
-Рудное        или        нет?(нет)
-Встречается        в        нашем        регионе?(да)
-Оно        используется        в        строительстве?(да)
-Гранит.
- Верно.

Порядок вопросов может быть любой, важно, что в игре дети усваивают учебный материал, активность в классе при этом намного выше, чем, если бы мы просто попросили детей перечислить полезные ископаемые и характеристики.

При изучении  экологического материала курса хорошо  проводить игры под общим названием сказочные задачи. При этом моделируется проблемная ситуация, используя сюжет сказки. Например, в 4 классе при изучении темы «Охрана водоёмов» можно взять за основу «Сказку о рыбаке и рыбке». Дед приходит на берег рыбачить, а берег и сам водоём загрязнён. Что нужно сделать, чтобы очистить море от загрязнений? Составляется экологическая цепочка взаимосвязей, дети придумывают, как решить проблему. Тут возможны самые разные приёмы - и коллаж из сказок, придумывание своей сказки, разрешение сказочной проблемной ситуации.

Один из приёмов ТРИЗ «Хорошо - плохо»  как нельзя лучше готовит ребёнка к решению  жизненных проблем, учит видеть в любой ситуации и плюсы и минусы. Можно проводить по командам, разделив класс на две части, в следующий раз группы меняются ролями. Темы, связанные с ОБЖ, очень хорошо вписываются в этот приём. Тема «Огонь, вода, газ».

Класс делится на 2 группы. Одна доказывает, что огонь - друг, другая - утверждает обратное. Каждая группа приводит аргументы. Эта игра помогает развивать не только умение думать, рассуждать, доказывать, но и развивает фантазию, речь ребёнка, умение принимать позицию другого человека, уважать мнение другого. Противоречий вокруг нас великое множество, возникают противоречия везде и повсюду. Постепенно ребёнок усваивает, что всё может быть и хорошим и плохим, что важно не только для развития, но и для психического здоровья человека в наше сложное время.

Следующий элемент ТРИЗ –  “Создай паспорт”, используется для систематизации, обобщения полученных знаний; выделения существенных и несущественных признаков изучаемого или  создания краткой характеристики изучаемого понятия и сравнения его с другими сходными понятиями.

Изучая Солнечную Систему во втором классе можно предложить создать паспорт планет по плану, созданному совместно с детьми. При этом работают и сильные учащиеся  (создавая паспорт) и более слабые (заполняют его).

Совместно решаем, что самое главное (существенное)  для характеристики планет.

Получился такой паспорт планеты:

1.Название планеты

2.На каком месте от Солнца

3.Размер по сравнению с другими планетами

4.Особенности (строение, температура)

5. Интересные сведения (почему так названа, есть ли  кольца, спутники и т.д.)

Несомненно, что одной из  важнейших задач обучения в начальной школе, является научить давать правильные, достаточно аргументированные ответы на вопросы. Часто бывает так, что по «устным предметам» ученик старается запомнить учебник «слово в слово» и если это не получается,  то теряется сама суть ответа.

В решении этой задачи помогает  универсальный план устного ответакоторый произошёл от приёма системный лифт.

При этом важно, чтобы учащиеся сами подошли к идее создать план ответа. Было предложено объяснить, что такое стул. Сначала ответы были неточны и отрывочны.

- У него 4 ножки.

- Но и у стола тоже четыре ножки, а бывают стулья на 3 ножках. Разве от этого они перестают быть стульями?

- Стул из дерева.

- Но бывают стулья из пластмассы или металла.

Тут уже все включились в игру. Одни ищут признаки, другие - опровергают идеи.

Далее делают вывод, что сначала нужно сказать, к какой группе относится это понятие (т.е. частью какой системы является), потом рассказать что общего с остальными  предметами или явлениями, входящими в эту группу, потом  указать на признаки, отличающие этот объект от других в данной группе

Зачем это нужно? Т.е. функция и назначение.

Из чего состоит? Подсистемы - и для каждой функцию и свойства (терминология по А. Нестеренко).

По этому алгоритму можно строить свой ответ по любому предмету, так можно дать характеристику и природной зоны, и частей организма человека, и полезного ископаемого. Отвечая по алгоритму, ученик не боится забыть, пропустить что-то важное, он «ум в порядок приводит» и снимает страх, который существует  у многих перед устными ответами.

По мнению А. Нестеренко, «системное  изучение в начальной школе окружающего мира — отдельная проблема. Младшие школьники очень любознательны. Они вычитывают, высматривают, выспрашивают массу фактов о растениях, животных, космических телах. В результате такой бурной активности дети порой знают очень много, а понимают очень мало. Они могут легко оперировать названиями планет, перечислять виды вымерших динозавров и названия сложных веществ, но при этом не способны ответить на элементарные вопросы об устройстве мира. Объясняется это просто: у ребенка нет еще в голове матрицы (когнитивной схемы), в которую можно уложить новую информацию. И если поразившие ребенка факты не находят в его голове «своей полочки», изучения окружающего мира по сути не происходит».

ТРИЗ - инструменты помогают  строить системную (научную) картину мира.

Важно отметить, что для успешного развития каждого необходимо создать благоприятную психологическую обстановку.

– нужно выслушивать мнение  каждого

– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес детей;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “замечательно”, “необычно”, “любопытно”, “здорово”, “отлично”, “удивительно”   и т.п.;

- помощь  взрослого должна оказываться лишь тогда, когда ребёнку  без неё не обойтись, т.е. быть уместной и своевременной;

- обучение  должно вестись на таком уровне, чтобы каждый добирался до «потолка» своих возможностей;

- учить детей возражать не только друг другу, но и  взрослому, доказывая и аргументируя;

-  использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

- сопровождать процесс общения только положительными эмоциями: радостью открытия, творчества, уверенностью в себе.

Безусловно, и сам учитель должен  быть в достаточной степени творческим, чтобы постоянно искать новые пути решения главной задачи  обучения – научить учиться.  Инструменты ТРИЗ достаточно разнообразны и целесообразны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления на уроках окружающего мира в начальной школе.

В данной презентации  рассматриваются некоторые приемы технологии развития критического мышления (ТРКМ)...

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Урок окружающего мира УМК «Начальная школа 21 век» 1 класс Тема: «Где ты живешь?»

Приходя в первый класс, дети осваивают новые для себя роли. Они теперь - ученики. Многим из них приходится уже самостоятельно добираться до школы. И очень важно, чтобы путь этот был безопасен для них....

Теория решений изобретательских задач на уроках в начальной школе

  ТРИЗ- универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребёнку решать творческие и социальные за...

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе.

Теория решения изобретательских задач на уроках русского языка в начальной школе. Бутина Светлана Борисовнаучитель начальных классовГБОУ СОШ№118 СПб Основателем теории решения изобретательск...

Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"

Статья "Применение технологии развития критического мышления обучающихся на уроках окружающего мира в начальной школе"...