Использование ИКТ технологий на уроке в начальной школе
учебно-методический материал на тему
Использование ИКТ технологий на уроке в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_tehnologiy_na_uroke_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Щелкунова Э.Е., учитель начальных классов
ГБОУ школы-интерната №9 Калининского района
Санкт-Петербурга
Использование ИКТ технологий на уроке в начальной школе
Счастье людей заключается в том,
чтобы любить делать то,
что они могут делать.
Использование ИКТ технологий на уроке в начальной школе
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть. Применение информационных технологий в процессе обучения в школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационном пространстве. Задача учителя состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные задачи и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить у детей с умственной отсталостью внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь учебный процесс направлен на социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ в обществе. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем является внедрение информационных технологий. В обучении выделяют следующие способы применения компьютерной техники:
•демонстрационные программы;
•обучающие программы;
•программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
•информационно-справочные системы;
•интеллектуальные обучающие системы - электронные учебники.
•подготовка печатных раздаточных материалов (дидактические карточки для индивидуальной работы);
•мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, учебные видеоролики);
•интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
•использование на уроках и при подготовке к ним интернет - ресурсов. Известны многочисленные и вполне убедительные примеры, подтверждающие эффективность использования компьютеров на всех стадиях педагогического процесса:
- на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
- на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
- на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
- на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.
Информационные образовательные технологии, способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняют деятельность учителя принципиально новым содержанием. Информационно образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения. В процессе обучения с помощью информационных технологий ребенок узнает новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяется его кругозор. Процесс познания должен быть привлекательным. Учитель должен только направлять учебную деятельность ученика в нужное русло. При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей деятельности человека с умственной отсталостью. Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное применение информационных технологий в учебном процессе будет способствовать гармоничному развитию учеников с умственной отсталостью. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Для оптимизации образовательного процесса я практикую объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации как источника учебной информации и наглядного пособия. Хочу отметить, что эмоциональный настрой на таких уроках совсем иной, нежели при использовании традиционных наглядных пособий, результативность изучения темы значительно повышается. Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика. Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, простым, а полученные знания более глубокими и обобщенными. Обучая детей с многочисленными умственными и физическими нарушениями каждый учитель задумывается о том, как сделать так, чтобы учебный материал не просто был доступен, но и интересен каждому ученику исходя из его возможностей. Так как мотивация является для таких детей основным помощником в усвоении учебного материала на помощь приходят компьютерные технологии, которые помогают детям повысить интерес, активность и инициативность. Использование компьютерных технологий помогает начать процесс формирования знаний, постепенно со временем активизировать познавательную активность учащихся, обучить всех по-разному, применяя индивидуальной подход к каждому ученику. Учителю компьютерные технологии помогают реализовать не только учебные, но и воспитательные задачи, усовершенствовать контроль знаний. В классах с умственной отсталостью в основном развито наглядно-действенное мышление. В своей работе я использую компьютерные технологии , которые эффективно и удобно предоставляют любую нужную информацию для уроков по всем предметам. Урок строится на той же структуре,что и традиционный: организация начала урока, проверка домашнего задания, постановка цели и задач урока, объяснение нового материала, повторение и закрепление изученного материала, подведение итогов урока и оценка знаний, задания на дом .На уроках используются информационные ресурсы : видео-уроки, презентации , игры, динамические паузы,раскраски, тренажёры по всем предметам. Исходя из личного опыта с уверенностью можно сказать, что при систематическом использовании в учебном процессе информационных технологий в сочетании с традиционными методами и средствами можно значительно повысить эффективность обучения.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.Одним из таких условий и является использование ИКТ на уроках в коррекционной школе.Применение ИКТ существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. ИКТ благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям. Ознакомившись с электронными образовательными ресурсами в области образования можно сделать вывод, что существующие программы в основном адресованы детям с высокой интеллектуальной активностью, и обучающий материал рассчитан на детей с высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому их затруднительно использовать для обучения «особых» детей. Поэтому перед учителем стоит задача применения адаптированной системы ИКТ. Коррекционную работу в компьютерном классе провожу по следующим направлениям:−выявляю и провожу работу по коррекции индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей; −развиваю у детей информационную культуру, коммуникативные способности;−готовлю ученика к жизни в социуме, воспитываю личность «информационного общества»;−развиваю различные виды мышления: формирую исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения.Цели и содержание урока обусловлены требованиями учебной программы, но с ИКТ могут быть расширены. Используя информационные технологии на уроке, стараюсь сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);приблизить его к мировосприятию детей с нарушенным интеллектом; установить отношения -взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником по схеме: компьютер –учитель-ученик; по возможности эмоционально и образно подать материал.
Очень важно!
Правильно организовать процесс обучения в связи с индивидуальными психоэмоциональными и физиологическими особенностями ребёнка. Грамотно дифференцировать процесс обучения, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Расширить возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений. Также при обучении детей с такими особенностями большое значение имеют наглядные методы обучения, которые хорошо реализуются при использовании ИКТ.Мультимедийные технологии могут быть использованы
- Для объявления темы урока
- Как сопровождение объяснения учителя
- Как информационно-обучающее пособие
- Для контроля знаний
- Развитие интереса
- Привлечение внимания
- Воздействие на эмоции
- Мобилизация и активизация познавательной деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе.
В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций....
Статья «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе»
Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационн...
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, пи...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». ...
Статья "Использование педагогических технологий на уроках в начальной школе"
Это материал я подготовила для защиты на подтверждение первой категории...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.
Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на лицензионных дисках....