Главные вкладки

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
    материал на тему

    Чечевичкина Галина Витальевна

    Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру.

    Цель моей работы с учениками заключается в воспитании всесторонне развитой личности, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На каждом уроке, при выполнении любой работы ученики усваивают новые задания и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит обучение, строящееся на гуманных началах. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Общие сведения

    ФИО

    Чечевичкина Галина Витальевна

    Должность

    учитель начальных классов

    Стаж педагогической работы

    33г.

    Квалификационная категория

    высшая, 26.12.2013г.

    Учреждение, в котором работает автор опыта

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

    Тема: «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

    Основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам творческой деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру. У каждого учителя своя цель при обучении и воспитании школьников.

    Цель моей работы с учениками заключается в воспитании всесторонне развитой личности, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. На каждом уроке, при выполнении любой работы ученики усваивают новые задания и включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Так происходит обучение, строящееся на гуманных началах. Ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Стараюсь не только учить детей, но и к ним обращаюсь за помощью и советом. В результате такого сотрудничества формируется взаимное доверие друг к другу.

    Это очень актуально для развития современного общества, которое требует от человека способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

    Свою задачу как учителя вижу в том, чтобы при обучении, помочь максимально раскрыться духовным силам ребёнка. Ведь дети поступают в школу с разным уровнем подготовки. И важно помочь развить потенциал каждого ребенка в процессе его собственной деятельности. Стараюсь выработать и сформировать устойчивую потребность каждого ученика в саморазвитии, самообразовании. Учу анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать.

    Я считаю, что за последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и инновационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями становится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек,  умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, организации своей деятельности. Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

    Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

    1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

    В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению.

    Изучение методической литературы федерального государственного образовательного стандарта наталкивает на идею формирования исследовательской культуры учащихся на уроках и во внеурочное время через метод проектов. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать работу по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, учащиеся осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

    1. Теоретическая база опыта

    Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем, зная запросы обучающихся в современном мире, я стала использовать в своей работе проектный метод. Свою деятельность по внедрению проектного метода начала в 2013 году, с изучения теоретической литературы.

    В России идеи проектного обучения возникли у русских педагогов еще в начале XX века (С.Т.Шацкого, А.И.Зеленского). Они считали, что нельзя создать рациональную организацию школьной жизни ученика без проектной деятельности, а полученные знания должны реально применяться на практике. Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

    В пособии Н.Ю. Пахомова «Метод учебного проекта» представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психолого-педагогические факторы этого метода в практической работе.

    В книге И.С.Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся» изложены подходы к вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

    По определению доктора педагогических наук Е.С. Полат метод проектов – это метод обучения, который предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате действий учащихся с обязательной презентацией проекта. 

    Целью использования проектного метода является создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления. 

    Поэтому в своей работе я большое внимание уделяю учебным проектам как средству развития навыков исследовательской деятельности младших школьников.

    1. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    Учебный проект – специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием творческого продукта.

    Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

    Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: "Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить".

    Я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования на уроках с первого класса. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но это будет "проект". Родители могут помочь детям подобрать фотографии к проектам по окружающему миру: «Моя малая Родина» - собрать сведения о родном крае; «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы» - помочь выполнить несложные исследования по наблюдению. Защищая свои проекты на уроках математики дети узнают новое про цифры и вычислительные машины – «Математика в числах, загадках и пословицах», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» - подбирают информацию для теоретического обоснования проектов; выполняют задания в проектах по русскому языку: «Скороговорки», «Сказочная страничка»; проявляют познания в защите своей работы по литературному чтению: «Сказочная страна».

    Это дает ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями.

    Проектно-исследовательская деятельность присутствует как в процессе обучения, так и во внеклассной работе. При организации проектной деятельности обязательно учитываю возрастные и психолого-физиологические особенности учащихся, на первом этапе использую наглядность, образец, шаблоны.

    При изучении нового материала стремлюсь лишь направлять деятельность учеников. Они самостоятельно участвуют в процессе исследовательской деятельности, в завершении подводим итог, даем точную формулировку установленным алгоритмам действий и знакомимся с общепринятой системой обозначения.

    Реализация исследовательской деятельности позволяет мне не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и выявить наиболее одаренных детей, склонных к исследовательской деятельности, учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

    1. Анализ результативности

    Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты:

    • рост положительной мотивации на уроках;
    • качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

    Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.
          100 % первоклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе.

    95% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

    Результативность - главный стимул любой деятельности. Результативность исследовательской деятельности в урочной работе находит отражение в качестве обученности учащихся.

    Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.

    Качество знаний обучающихся по итогам года составляло:

    2013-2014 учебный год - 84% (3 класс)

    2014-2015 учебный год - 85% (4 класс)

    2015-2016 учебный год – не аттестовывались (1 класс)

    2016-2017 учебный год - 82 % (2 класс)

    2017-2018 учебный год - 84 % (3 класс)

    У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией.

    1. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

     Данный опыт дает простор для творческого подхода учителя ко всем видам работы. Он требует существенной перестройки самого учителя, побуждает к постоянному поиску, повышает уровень знаний, заставляет всегда помнить о том, что ребенок должен чувствовать себя на уроке исследователем, творцом и находиться при этом в интересной и доброй атмосфере.

    Эта работа трудоемкая, аналитическая, требует от учителя знаний психологии, хорошей методической подготовки, творческого задора, стремления к самосовершенствованию. Что в свою очередь способствует творческому росту учителя и ставит его на более высокую профессиональную ступень.

    Считаю данный опыт перспективным и соответствующим основным направлениям современной образовательной траектории.

    Как практикующий учитель, не могу не отметить трудности и проблемы при использовании данного опыта:

    1. необходимость временного ограничения работы над проектами.
    1. Адресные рекомендации по использованию опыта

    О повышении качества работы учителя говорят уроки с использованием проектных работ. Они не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли.

    Использование проектов и исследований в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.
    Такая учебная деятельность
      интересна не только детям, но и самому учителю.

    1. Возможность тиражирования

    За время работы по теме были проведены уроки по защите проектов, выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников», участвовала на Межрегиональном научно-практическом  семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» с докладом на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе», проводила демонстрацию проектов учащимся других классов школы «Выставка проектов».

    1. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приёмы работы с учащимися

    Участие и победы в конкурсах, защита своих проектов и исследовательских работ — важнейший итог реализации творческой активности учеников.

    Учащиеся осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию.

    Проекты некоторых моих учеников:

    1. Саттаров Руслан - исследовательская работа по биологии «Изучение образования плесени на хлебе в разных условиях»

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/01/12/prezentatsiya-vesti-s-konkursa-proektov-i

    1. Наши проекты. Школа кулинаров. Окружающий мир. 3класс

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2018/01/15/nashi-proekty-shkola-kulinarov-okruzhayushchiy-mir

    1. Защита проектов по окружающему миру "Моя малая родина"

    https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2015/10/13/prezentatsiya-zashchita-proektov-po

    1. Саттаров Руслан - исследовательская работа "Гигантский помидор"

    https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/12/issledovatelskaya-rabota-gigantskiy-pomidor

    1. Синтюрина Надежда – «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Сказочная история. Муравей – доктор Айболит»

    https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/05/12/pochemu-my-ne-budem-rvat-tsvety-i-lovit-babochek-skazochnaya-istoriya

    1. Саттаров Руслан - Проект по окружающему миру на тему: «Бабочка Крапивница»

    https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/02/proekt-po-okruzhayushchemu-miru-na-temu-babochka-krapivnitsa

    1. Защита проектов по литературному чтению 2 класс "Любимый детский журнал"

    https://nsportal.ru/albom/2017/01/19/chechevichkina-galina-vitalevna/zashchita-proektov-po-literaturnomu-chteniyu-2

    Участие и победы моих учеников в различных конкурсах— важный показатель реализации их творческой активности, повышение самооценки, желание работать дальше, проявление желания узнать больше.

    Российский уровень:

    2013-2014г.-Кузнецова Дарья - Iместо в конкурсе «Туристические тропинки», Карпова Екатерина - Iместо по русскому языку «Инфоурок»

    2014-2015г.- Чегодаев Кирилл по литературе  «Зимняя сказка», Карпов Миша - IIместо в блиц-турнире «Четвероклассники в стране Знаний», Карпова Екатерина - 3 место в блиц-турнире по окружающему миру «Росток»

    2015-2016 г.- Обмайкина Лилия - I место по русскому языку «Инфоурок», Чегодаев Денис – II место по литературному чтению «Инфоурок», Оськин Владимир – II место по математике «Инфоурок», Обмайкина Лилия –I место по математике «В царстве чисел» проект «Новый урок», Куликов Дима –

    I место по окружающему миру «Мега-Талант»

    2016-2017г.- Подъячев Андрей – I место по русскому языку «Академия Интеллектуального Развития», Чегодаев Денис - победитель по математике Олимпиада «Плюс», Синтюрина Надежда – I место в метапредметной олимпиаде «Новые знания».

    2017-2018г.- Чегодаев Денис – лауреат конкурса «Неопалимая купина», Семенова Варвара-Iместо межпредметная «Дино Олимпиада», Салькаева Альбина -победитель по русскому языку «Русский с Пушкиным», Оськин Владимир-I место по математике «Умный Я»

    2014-2018г. победители и призеры олимпиад образовательного портала «Учи.ру»

    2018г. Кижаева Ульяна- диплом победителя по математике «Заврики»

    2018г. Синтюрина Надежда-победитель в конкурсе «Экология России»

    Муниципальный уровень:

    2013-2014г.- Карпов Миша –III место  в конкурсе «Откройся, занавес волшебный»

    2014-2015г.-Чегодаев Кирилл- III место  в конкурсе «Мой дед», Зуева Милана- призер в конкурсе «В гости к Малышу» , Саттаров Руслан-призер в исследовательской работе «Ярмарка идей»

    2015-2016 г.-Бухаркин Влад - III место  в конкурсе «Дары земли мордовской»,

    2016-2017г.- Моторкина Арина- I место в конкурсе «Зимние фантазии», Молчанова Екатерина- призер конкурса «Дары земли мордовской»

    2017-2018г.- Куликов Дмитрий –победитель в литературной викторине «Витя Малеев в школе и дома», Обмайкина Лилия- призер в олимпиаде «Наше наследие»

    Школьный уровень:

    2013-2014г.- Юртаева Ульяна – III место по литературному чтению

    2014-2015г.- Синтюрина Надежда – I место по окружающему миру,  Синтюрина Надежда – II место по литературному чтению, Обмайкина Лилия – III место по русскому языку, Обмайкина Лилия – I место по математике, Обмайкина Лилия – I место по литературному чтению, Обмайкина Лилия –

    I место по окружающему миру, Салькаев Марк – II место по окружающему миру, Салькаев Марк - III место по литературному чтению

    2015-2016 г.- Синтюрина Надежда – I место по литературному чтению, Салькаев Марк – I место по окружающему миру

    2016-2017г.- Федянина Ирина – призер по литературному чтению «Обо всем на свете».

    2017-2018г.- Оськин Владимир - II место «Наше наследие», Обмайкина Лилия – победитель олимпиады «Наше наследие», Синтюрина Надежда –

    I место по русскому языку, Синтюрина Надежда – II место по математике, Обмайкина Лилия – II место по русскому языку, Обмайкина Лилия – II место по литературному чтению.

    Адресные рекомендации по использованию опыта

    Описание использования  моего опыта дано в публикациях на моем  личном сайте:

    https://nsportal.ru/galina-vitalevna-chechevichkina

     



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

    Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Это мой первый опыт работы по УМК "Перспективная начальная школа", но именно он дал толчок при работе над такой методической проблемой как"Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках раз...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

    Методическая проблема : "Языковое образование младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"...

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

    Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...