Информационно - коммуникационные технологии.
статья на тему

Испольование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельности учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-kommunikatsionnye_tehnologii.docx32.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Информационно – коммуникационные технологии».

Подготовил: учитель

первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

Информационно – коммуникационные технологии.

 Цели и задачи, стоящие перед современным образованием, сегодня меняются. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности». Можно соглашаться с запросами рынка и общества, предъявляемыми к образованию, или нет, но несомненным является то, что освоение учащимися современных технологий, практическая направленность получаемых знаний, умение ставить цель, выдвигать гипотезу, искать пути решения проблемы, решать её и делать выводы – компетенции, которые стали жизненно необходимыми.

    В настоящее время от выпускников школ требуется не столько знание самых разнообразных наук, сколько умение адаптироваться в быстроменяющемся мире, способность оперативно находить нужную информацию, обрабатывать и систематизировать, творчески её осмысливать и интерпретировать. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Поэтому возникла необходимость использования в традиционном образовании современных информационных технологий, позволяющих реализовать принципы  личностно -  ориентированного  обучения. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, и особенно на обучение. ИКТ в образовательном процессе – это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.   Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника, а не учителя, как центральную фигуру образовательного процесса, что ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. Учитель перестает быть основным источником информации, он организует самостоятельную деятельность учащихся, управляет ею, корректирует образовательный и воспитательный процесс, принимая на себя функции помощника, наставника или равноправного партнёра, в зависимости от решаемых задач. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач, своевременном мониторинге полученных результатов, корректировке и предупреждении возможных пробелов. Это позволяет в условиях традиционной системы образования развивать индивидуальные способности учащихся, органично использовать новейшие педагогические технологии.

     По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ позволяет не только погрузиться в другой мир и увидеть его своими глазами, но и почувствовать возможность менять эту среду, управлять ею, активно воздействовать. Компьютер помогает создать условия для повышения качества обучения (совершенствование содержания образования, разнообразие методов и приёмов подачи материала, форм и видов деятельности учащихся). С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как: обучение в сотрудничестве, взаимном обучении; активизация познавательной деятельности, повышение мотивации к образованию и самообразованию; осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода; разрешать проблемы разных уровней и группового обучения, задействовать все каналы восприятия информации, прививать любовь к предмету, создать атмосферу психологического комфорта. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. Применение ИКТ расширяет сектор самостоятельной учебной работы, а использование индивидуальной и групповой форм учебной деятельности позволяет достичь высоких результатов. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. В настоящее время недостаточно использовать, к примеру, презентацию как средство наглядности, необходимо повышать её интерактивность через применение гиперссылок, триггеров, различных видов анимации. При этом не стоит забывать о целесообразности и обоснованности того или иного эффекта, чтобы это не отвлекало ученика от предмета, а служило развитию у ребёнка повышенного интереса к нему. Поэтому ни в коем случае нельзя подстраивать урок под понравившийся яркий и интересный элемент компьютерных технологий. Главное – это целеполагание, а уже затем из того обилия материала, который в настоящее время нетрудно найти в Интернете, на мультимедийных дисках или создать самим, можно выбрать наиболее подходящий с методической точки зрения ресурс и органично ввести в структуру урока.

       Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Электронные учебники, лекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного образовательного процесса. Построение опорных схем, алгоритмов, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять материал, а использование при этом интерактивных возможностей создаёт эффект непосредственного влияния ребят на содержание слайдов, что является дополнительным стимулом к работе. Задания с последующей проверкой активизируют внимание, формируют орфографическую зоркость, служат для отработки правописных и грамматических навыков учащихся. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают процесс обучения более увлекательным. Уроки с ИКТ развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, способности, увидеть абсолютно объективную оценку («машина эмоции не испытывает»), получить своевременную, «адресную» помощь. Компьютерные технологии позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, способствуют формированию у учащихся рефлексии; обучающая программа помогает наглядно представить результат своих действий.

    Использование компьютерных технологий возможно на различных этапах урока.  На этапе повторения эффективны блиц-опросы, экспресс-задания, викторины, тесты, задания для самостоятельной работы с последующим воспроизведением правильного ответа.

      На этапе активизации знаний, подготовки к восприятию нового материала можно предложить проблемные вопросы и задания, которые в сочетании с наглядностью и занимательностью, вносимыми ИКТ, под силу не только ребятам с высоким уровнем обученности. Лингвистические игры «Четвёртый лишний», «Эстафета», «Собери… (слово, предложение, фразеологизм, высказывание и т.д.)», кроссворды, ребусы, шарады, созданные с помощью компьютерных программ, повышают мотивацию ребят, настраивают на активную познавательную деятельность.

     На этапе изучения нового материала возможно использование техники как объекта обучения или рабочего инструмента при исследовании лингвистического материала, в этом нам помогают демонстрационно-энциклопедические программы, электронные учебники, ЦОР, ЭОР, интерактивные презентации. Благодаря возможности сочетания в рамках одной программы текста, графики, звука, анимации, видеоизображения, репродуктивный и иллюстрационный методы переходят на качественно более высокий уровень.

      На этапе закрепления нового материала можно организовать выполнение всех известных типов упражнений: вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов, задания творческого характера. Для отработки навыков правописания используются разнообразные обучающие программы типа «Репетитор», «Фраза», тренажёры, позволяющие развивать конкретные способности учащихся: внимание, память, мышление.

     Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и формированием навыков учащихся. Такой контроль можно осуществлять и с помощью тестирования, и с применением различных игровых программ («Кто хочет стать миллионером (отличником знаний)?», «Поле чудес»), создание которых уже освоили не только учителя-информатики.    Методика преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет

интенсифицировать образовательный процесс: повысить темп урока; увеличить долю самостоятельной работы учащихся; организовать самообучение и взаимное обучение ; проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся за короткий промежуток времени; углубить степень отработки практических умений и навыков; вести дифференцированную работу с каждым учеником; выявить пробелы в его грамотности; выработать умение составлять схемы, алгоритмы.  Чтобы грамотно писать, недостаточно простого знания орфографических и пунктуационных правил. Главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает: в процессе работы учащихся с электронными образовательными ресурсами, резко повышающей их мотивацию, направленной на результативность и нацеленной на успех, появляются подобные навыки и умения. Ученик, увлеченно работающий за компьютером, не боится заданий возрастающей сложности, выполняет гораздо больший объем работы, своевременно корректируя допущенные ошибки.

Использование тестовой технологии.

  Многие преподаватели считают, что ни одна из имеющихся систем педагогических измерений не является совершенной. Проблема объективной оценки выполненной учащимися работы особенно остро стоит в настоящее время в связи с введением обязательного ЕГЭ по русскому языку и математике. Учителя все чаще используют в своей работе тестирование, получившее в настоящее время достаточно широкое распространение на всех уровнях образования. В современной практике преподавания русского языка роль тестирования (одного из наиболее точных методов педагогических измерений) возрастает.

     Термин «тестирование» восходит к английскому «test» – испытания, исследование. По определению А.К. Майорова, «test – объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу».

     Педагогический тест– это система заданий, направленных на измерение уровня знаний по определённой теме, разделу, учебной дисциплине. Тестовая технология позволяет за небольшой отрезок времени проверить усвоение большого объёма учебной информации, объективно оценить знания, умения и навыки учащихся, проанализировать индивидуальные и типичные ошибки, наметить пути их устранения. XXI век предъявляет три главных требования к тестовой технологии: это адаптивность, качество и эффективность. Адаптивность тестовых технологий связана с индивидуальными различиями испытуемых, повышением уровня сложности заданий в зависимости от успешности ответов на предыдущие вопросы. Качество технологии связано преимущественно с надежностью и точностью тестовых результатов. Эффективность технологий предполагает уменьшение времени проведения тестирования при повышении его результативности. Это дает возможность учителю быстро провести проверку знаний учащихся, без лишних затрат времени и сил обработать полученную информацию, провести мониторинг, поставить цели на будущее. Тестовая технология имеет ряд положительных сторон для всех участников образовательного процесса. Тестовый контроль мотивирует учащихся, повышает их интерес к предмету. Ученик получает объективную отметку, может просмотреть результат выполнения работы и сразу увидеть ошибки, что способствует развитию самоконтроля. Ряд тестовых программ («Тест-шаблон», «Конструктор тестов»,«HotPotatoes6», тесты, созданные в программе PowerPointс применением макросов, триггеров) позволяют автоматически оценивать выполненную работу, сохранять результат. В случае ошибки тестируемый может увидеть не только правильный вариант ответа, но и его объяснение, возможна отсылка к электронному учебнику, комментариям к заданию.

    Традиционно выделяют три вида теста: входной (диагностический), промежуточный (проверочный) и контрольный.

     Входной тест  дается в начале изучения темы. Он направлен на предупреждение неуспеваемости, связанной с наличием пробелов, мешающих успешному усвоению новой информации. Этот тест позволяет определить, насколько школьники подготовлены к усвоению нового учебного материала, увидеть слабые стороны как всего классного коллектива, так и каждого конкретного ученика. Анализ результатов теста помогает предупредить возможные проблемы с усвоением нового материала, спланировать и организовать индивидуальную работу. Такое диагностическое тестирование способствует мотивированному отбору заданий для своевременного повторения с учащимися того материала, на котором основывается изучение новой темы. Электронное тестирование позволяет соединить процесс проверки компетенций учащихся с повторением, направленным на коррекцию знаний и навыков. В этом совмещении контроля с актуализацией знаний и повторением – одно из существенных преимуществ использования ИКТ в тестовой технологии.

   Промежуточный тест проводится после изучения нового материала, но перед решением основных задач на применение полученных знаний. Основная цель этого тестирования – проверка правильности воспроизведения и понимания учащимися определений, правил, алгоритмов их применения.  Тесты такого вида можно использовать и для индивидуальной, и для групповой работы, и для работы в парах. Комментарий к правильному варианту ответа ученик может получить от учителя или одноклассника, узнать, открыв учебник или электронную ссылку. Промежуточные тесты нацелены в первую очередь на корректировку знаний учащихся, анализ уровня подготовки на пути к контрольному тестированию.

       Контрольные тесты используются после многократной отработки навыков учащихся, выполнения различных тренировочных упражнений, заданий творческого характера, связанных с применением новых знаний на практике. В такие тесты включаются вопросы для определения глубины теоретического материала, требующие осознанного применения полученных знаний, использования их в новой ситуации, на новом языковом материале. Как правило, для контрольного тестирования используются тесты с заданием одного уровня: это объясняется тем, что на итоговой аттестации в 9 классе и на едином государственном экзамене выпускники находятся в равных условиях, им предлагаются аналогичные задания вне зависимости от индивидуальных особенностей. Но не стоит забывать о преимуществах дифференцирующего обучения, о возможности применения для контроля и разного уровня  тестов. К примеру, для базового уровня – выбор единственно верного ответа с объяснением в случае ошибки;  средний уровень – выбор единственно верного ответа, множественный выбор; повышенный уровень – множественный выбор, короткий ответ.   Эта дифференциация может отразиться как на типах заданий, так и на комментариях к ответам: учащиеся базового уровня в случае ошибки могут увидеть объяснение и правильный ответ, а повышенного уровня, например, получают ссылку к параграфу учебника. Какой вариант выбрать – решать учителю, но выбор этот должен быть обоснован особенностями изученного материала, классного коллектива, целями данного теста.

      При составлении тестов используются различные виды заданий, которые позволяют измерить у школьников уровень умения решать новые конкретные задачи на основе полученных сведений. Различают задания открытого и закрытого типа.

Задания закрытого типа предусматривают несколько предписанных, предварительно разработанных вариантов ответа на поставленный вопрос. К ним относятся следующие виды.

      Задания с альтернативным выбором, когда из предложенного списка выбирается один ответ («да» – «нет», «правильно» – «неправильно», «дополнение» – «подлежащее», «синонимы» – «антонимы» и т.д.). На уроках русского языка задания с альтернативным выбором обычно используются для выявления уровня усвоения сложных развернутых определений, понятий, правил.

    Задания с множественным выбором. Отличаются вариативностью выбора ответа. Тестовые задания с множественным выбором используются в случае, если нужно проконтролировать усвоение знаний учащимися по нескольким показателям, протестировать глубину понимания того или иного явления, процесса. Этот вид заданий обычно состоит из собственно задания и списка ответов на него (наиболее рациональным считается набор из 4–5 ответов). Ответ ученика заключается в выборе из предложенного набора одного варианта, который, по его мнению, наиболее правильный, лучший или единственный в решении поставленной задачи или вопроса. Либо предполагается выбор нескольких вариантов ответа – в этом случае необходимо предупредить тестируемого, что нужно выделить не наиболее правильный, а все верные (неверные). Программа «HotPotatoes6»при составлении и использовании электронного теста даёт  возможность выбора нескольких верных (неверных) вариантов ответа.

      Задания на установление соответствия. Предусматривают смысловое соединение элементов двух списков, где какому-либо слову, символу, фразе в одной колонке необходимо найти соответствие в другой колонке; вопросы пронумерованы, ответы обозначены буквами. Число ответов может превышать число вопросов для исключения простой «подгонки». Задания такого типа используются для оценки знаний явлений, закономерностей, тесно связанных между собой, или отличительных признаков сходных явлений, фактов. Главное преимущество заданий-соответствий – компактная форма, которая дает возможность в относительно короткое время проконтролировать усвоение большого количества учебного материала.

     Задания на установление последовательности. Используют для проверки воспроизведения терминов, определений, алгоритма применения орфографического правила.

      При выполнении заданий открытого типа (свободного изложения) учащимся необходимо самим записать одно или несколько слов, словосочетание, фразу, предложение. Используются для оценки как репродуктивной, так и продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Различают два вида заданий открытого типа: 1) задания на конструирование, которые характеризуются отсутствием ограничений в ответах относительно формы: нет указаний на предполагаемый объём ответов при строгом соблюдении требования однозначности правильного ответа;  2) задание на дополнение, для выполнения которого ученику необходимо записать на месте пропусков (их может быть несколько; дополнять нужно самое главное, знание чего необходимо проверить) слово или словосочетание. При дополнении задания должно получиться истинное или ложное высказывание.

       Продумывая задания к тесту, важно помнить о правильном составлении и ответов к нему.

    Таким образом, повышение и объективность контроля, лёгкость диагностики уровня  обучения  и обработки статистических данных, активизация и мотивация деятельности учащихся позволяют улучшить качество учебного процесса за счёт применения тестовой технологии на уроках литературного чтения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»


Доклад

на научно – практическую эколого – краеведческую конференцию «Путешествие к истокам»

по теме:

«Щи да каша – пища наша»



Работу выполнила:

Сорокина Арина

Руководитель: Сорокина Н.В.

 

                   

Сергиев Посад

Введение. Простая пища, которую употребляли наши предки, несет в себе огромную оздоровляющую силу. Эта пища снимает ненужную агрессивность, улучшает цвет лица, выводя шлаки из организма, а главное, даёт силу и здоровье человеку.

 С самого раннего детства мы употребляем кашу, используем в пищу каждый день, как отдельное блюдо или в качестве гарнира или дополнительного питания. А откуда появилась каша, чем она полезна, зачем нужно употреблять разные каши, не задумывались. Вот на эти и другие вопросы нам и предстоит ответить.

Цель моего исследования: познакомиться, как люди питались на Руси в древности, что сохранилось до наших времен, содействовать сохранению и развитию культуры здорового питания, доказать, что гречневая каша - сытное и полезное блюдо, выделить достоинства каши, разработать рекомендации, повышающие популярность каши среди детей.

Задачи: выяснить происхождение гречки; узнать, есть ли праздник у каши; изучить литературу о полезных свойствах гречневой каши, о составе веществ, содержащихся в её зернах; доказать важность употребления каши; повышать  популярность каши как натурального продукта.

Гипотеза: Предположу, что дети не знают о целебных и полезных свойствах гречневой каши и поэтому не хотят её кушать.

Проблемные вопросы: Чем полезна гречневая каша? Какую волшебную силу таят в себе зёрна гречихи?

Содержание работы:

  1. Каша – второй хлеб.
  2. Какая она бывает?
  3. Традиции, связанные с кашей.
  4. «Заварить кашу».
  5. Праздник «Мирская каша».
  6. Царица каш.
  7. Сытное лекарство.
  8. Гречневые деликатесы.
  9. Фразеологические обороты.

Методы исследования: сбор и анализ информации по данной теме;

Выводы: В своей научно-исследовательской работе я доказала, что гречневая каша - полезное и сытное блюдо: - гречневая каша быстро усваивается; - каша не способствует ожирению; - гречиха - единственное растение, которое не удалось геномодифицировать; - люди, которые регулярно едят гречневую кашу, более работоспособны как физически, так и умственно. Необходимо, чтобы родители приучали детей к гречневой каше. Как можно чаще варили её. В меню горячего питания для школьников также нужно включать гречневую кашу. Рекомендую в классах провести беседу с учащимися « О пользе гречневой каши» и конкурс на лучший рецепт приготовления гречневой каши.

Источники и литература:

 1.Толковый словарь русского языка:В 4т./ Под ред. Д.Н. Ушакова,-М

2.Русские обряды и обычаи,,Юдина Н.А.,М.: Издательский дом Вече,

 3.Н.и В. Шаскольские «Самая полезная еда»: Издательство «Веды», 2011г.

4 Ресурсы интернета: - http:// ru.wikipedia.org/ -Inmoment.ru/beauty/health-body/… -сalorizator. ru /produсt /cereals/…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования

Презентация выступления на педагогическом совете школы на тему: "Информационно-коммуникационные технологии и Интернет-технологии как фактор повышения доступности качественного образования"....

Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий и технологии критического мышления на уроках литературного чтения в режиме дистанционного обучения»

Я  считаю, что в настоящее время инновационные технологии занимают очень важное место в профессиональной деятельности учителя.     Необходимость применения средств...